способ охлаждения двигателя автомобиля
Классы МПК: | F01P3/20 системы охлаждения, не относящиеся к отдельным частям двигателей или машин F01P9/04 с одновременным или попеременным применением прямого воздушного и жидкостного охлаждения |
Автор(ы): | Никитин В.Н. (RU), Казёнов А.А. (RU), Воротько В.П. (RU), Болоян Н.А. (RU), Свиридов А.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-06-10 публикация патента:
20.05.2004 |
Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в системе охлаждения двигателя автомобиля. Способ охлаждения двигателя, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопления салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, формируемым электровентилятором отопителя, в нем воздушный поток формируют в направлении из салона автомобиля. Изобретение обеспечивает улучшение охлаждения двигателя в условиях климата без снижения комфорта в салоне автомобиля. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ охлаждения двигателя автомобиля, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, формируемым электровентилятором отопителя, отличающийся тем, что контроллером отслеживают температурный режим двигателя, при наступлении критической температуры работы двигателя в контроллере формируют сигналы управления на открытие заслонки отопителя и на изменение полярности напряжения питания, изменяют в устройстве изменения направления вращения электровентилятора контроллера полярность напряжения питания, после чего подают с устройства изменения направления вращения электровентилятора контроллера на электровентилятор отопителя напряжение питания, полярность которого обеспечивает вращение вала электровентилятора отопителя в направлении, при котором происходит формирование воздушного потока через радиатор отопителя из салона автомобиля.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в системе охлаждения двигателя автомобиля.Известна система охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ-2110, включающая в себя водяную рубашку двигателя, жидкостный насос, термостат, радиатор двигателя, датчик температуры охлаждающей жидкости и электровентилятор с датчиком включения электровентилятора [1].При интенсивной эксплуатации двигателя в условиях высоких температур описанная выше система охлаждения недостаточно эффективно охлаждает двигатель. В результате перегрева двигателя снижается его ресурс и надежность.Известна также система отопления автомобиля ВАЗ-2110, включающая в себя радиатор отопителя и электровентилятор [2].При прокачивании охлаждающей жидкости через радиатор отопителя происходит отбор тепла от двигателя автомобиля, интенсивность которого усиливается в случае обдува радиатора отопителя вентилятором.Электровентилятор отопителя при этом нагнетает воздух, нагретый радиатором отопителя, в салон автомобиля [3].В условиях жаркого климата охлаждение двигателя автомобиля за счет прокачивания охлаждающей жидкости через радиатор отопителя салона не применяется, так как дополнительное охлаждение двигателя в этом случае производилось бы за счет нагнетания горячего воздуха в салон автомобиля, снижая уровень комфорта в салоне.За прототип заявляемого изобретения принят способ охлаждения двигателя автомобиля [4], при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают воздушным потоком, нагнетаемым электровентилятором отопителя.Недостатком способа является подача в условиях жаркого климата горячего воздуха в салон автомобиля, приводящая к снижению уровня комфорта в салоне.Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности охлаждения двигателя автомобиля в условиях жаркого климата без снижения уровня комфорта в салоне автомобиля.Указанная задача решается в способе охлаждения двигателя автомобиля, при котором охлаждающую жидкость прокачивают через радиатор отопителя салона автомобиля и охлаждают радиатор отопителя воздушным потоком, создаваемым электровентилятором отопителя.Задача решается тем, что воздушный поток формируют в направлении из салона автомобиля.Изобретение поясняется чертежом, где изображена система охлаждения двигателя и отопления салона автомобиля.Изобретение может быть реализовано, например, в системе охлаждения двигателя и отопления салона автомобиля ВАЗ-2110. Система включает в себя водяную рубашку 1 двигателя, жидкостный насос 2, термостат 3, радиатор 4 двигателя, электровентилятор 5 радиатора двигателя, датчик 6 включения электровентилятора радиатора двигателя, радиатор 7 отопителя, электровентилятор 8 отопителя, моторедуктор 9 привода заслонки отопителя и контроллер 10.Для возможности реализации способа выполняют следующую доработку элементов системы отопления салона автомобиля.Изменяют подключение электровентилятора 8 отопителя.Контроллер 10 системы снабжают устройством 11 изменения направления вращения электровентилятора 8 отопителя.Устройство 11 может быть реализовано, например, в виде силовой мостовой схемы, приведенной в патенте RU 2164484 C2, МПК 7 B 62 D 5/04, опубл. 27.03.2001 г., бюл. № 9.Для реализации способа в доработанной системе отопления салона автомобиля выполняют следующие действия.С помощью датчика температуры, например датчика 6 включения электровентилятора радиатора двигателя, отслеживают контроллером 10 температурный режим двигателя.При наступлении критической для работы двигателя температуры формируют в контроллере сигналы управления на открытие заслонки отопителя и на изменение полярности питающего напряжения, после чего с устройства 11 контроллера 10 подают на электровентилятор 8 отопителя напряжение питания, полярность которого обеспечивает вращение вала электровентилятора 8 отопителя в направлении, при котором происходит формирование воздушного потока через радиатор 7 отопителя из салона автомобиля в окружающее пространство.Источники информации1. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей: ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112. М.: Ливр, 1998 г., стр.44.2. Там же, стр.130-131.3. Там же, стр.137.4. Журнал “За рулем” № 12/99 г., стр.136.Класс F01P3/20 системы охлаждения, не относящиеся к отдельным частям двигателей или машин
Класс F01P9/04 с одновременным или попеременным применением прямого воздушного и жидкостного охлаждения