Федеральное государственное унитарное предприятие "Ульяновский механический завод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки: 2002-04-08
публикация патента: 20.05.2004
Изобретение может быть использовано в системах охлаждения автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания. Муфта содержит термочувствительный элемент, крышку, корпус, установленный на ведущем валу на радиально-упорном подшипнике, поджим, установленную на ведущем валу опорную втулку с закрепленным на ней упорным подшипником. Термочувствительный элемент выполнен в виде тонкостенной камеры, заполненной незамерзающей жидкостью с большим коэффициентом расширения, и расположен между крышкой и поджимом. При этом поджим взаимодействует с упорным подшипником, а опорная втулка контактирует с радиально-упорным подшипником. Передача крутящего момента корпусу и крышке муфты от ведущего вала при повышении окружающей температуры осуществляется за счет передачи осевых усилий от камеры через поджим, упорный подшипник и опорную втулку на радиально-упорный подшипник. При понижении окружающей температуры термочувствительный элемент охлаждается. При этом камера, уменьшаясь в объеме, разгружает радиально-упорный подшипник на ведущем валу, и вращение корпуса муфты уменьшается. Технический результат заключается в упрощении конструкции муфты и повышении эффективности ее работы при понижении температуры окружающей среды. 1 ил.
Термочувствительная муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания, содержащая термочувствительный элемент, крышку, корпус, установленный на ведущем валу на подшипнике, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена поджимом, опорной втулкой и закрепленным на ней упорным подшипником, термочувствительный элемент выполнен в виде тонкостенной камеры, заполненной незамерзающей жидкостью, и расположен между крышкой и поджимом, взаимодействующим с упорным подшипником, при этом опорная втулка закреплена на ведущем валу и контактирует с подшипником на ведущем валу, выполненном радиально-упорным.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания.К известным техническим решениям можно отнести муфту - см. рис. 5.9 на с. 162 в кн.: Конструкция автомобильных и тракторных двигателей. Учебник для вузов. И.Я. Райков и др. - М.: Высшая школа, 1986.К недостаткам известной муфты относится сложность конструкции.Наиболее близкой к предлагаемой является термочувствительная муфта жидкостного трения привода вентилятора автомобильного двигателя (а.с. СССР №1176109, кл. F 16 D 43/20, 1985), содержащая корпус и крышку, разделяющий их диск, жестко связанный с ведущим валом, вращающимся в подшипнике относительно корпуса, перегородку, разделяющую внутреннюю полость муфты на рабочую и резервную камеры. Через сквозное перепускное отверстие в перегородке, перекрываемое клапаном, циркулирует вязкая жидкость, обеспечивающая сцепление диска с корпусом и крышкой муфты.Термочувствительный элемент, настройкой которого на заданную температуру срабатывания определяется момент открытия клапана, выполнен в виде биометаллической пружины.Однако данная муфта обладает громоздкой конструкцией, требующей обеспечения ее герметичности и ее работа недостаточно эффективна. Это в свою очередь делает работу связанного с ней вентилятора также неэффективной. Даже при пониженной температуре окружающей среды вентилятор имеет относительно высокую частоту вращения, что вызывает увеличение энергетических затрат.Задачей предлагаемого технического решения является упрощение конструкции и повышение эффективности работы муфты при пониженной температуре.Для решения этой задачи термочувствительная муфта привода вентилятора двигателя внутреннего сгорания, содержащая термочувствительный элемент, крышку, корпус, установленный на ведущем валу на подшипнике, дополнительно снабжена: поджимом, опорной втулкой и закрепленным на ней упорным подшипником, термочувствительный элемент выполнен в виде тонкостенной камеры, заполненной незамерзающей жидкостью, и расположен между крышкой и поджимом, взаимодействующим с упорным подшипником, при этом опорная втулка закреплена на ведущем валу и контактирует с подшипником на ведущем валу, выполненным радиально-упорным.На чертеже изображена предлагаемая муфта привода вентилятора, общий вид.Термочувствительная муфта привода вентилятора состоит из разъемного корпуса 1 и крышки 2, поджима 3, термочувствительного элемента 4, опорной втулки 5, упорного подшипника 6 и радиально-упорного подшипника 7.Термочувствительный элемент 4 выполнен в виде тонкостенной камеры, заполненной незамерзающей жидкостью с большим коэффициентом расширения и размещен между крышкой 2 и поджимом 3. Наружная поверхность камеры 4 выполнена повторяющей форму внутренних контактирующих с ней поверхностей поджима 3 и крышки 2 и находится в непосредственном теплопередающем контакте с последней.Поджим 3 взаимодействует с упорным подшипником 6, закрепленным на опорной втулке 5, в свою очередь закрепленной на ведущем валу 8 винтом 9.Корпус 1 установлен на радиально-упорном подшипнике 7, выполненном с небольшим углом контакта и соединен с валом 8 посадкой с натягом.Шпильки 10 служат для закрепления вентилятора (не показано) на корпусе 1.Зазоры между камерой 4, поджимом 3, крышкой 2 и осевые люфты в подшипниках 6, 7 выбираются полностью при сборке муфты подбором прокладок 11, что определяется заданным незначительным крутящим моментом между корпусом 1 и валом 8 при нормальных температурных условиях.Муфта работает следующим образом.При работе двигателя внутреннего сгорания вращается ведущий вал 8, при этом он имеет несколько большую частоту вращения по сравнению с корпусом 1 и крышкой 2 муфты за счет некоторого проскальзывания.При повышении температуры воздуха тепло от крышки 2 воспринимается камерой 4 и жидкость в ее полости начинает расширяться. При этом объем камеры увеличивается и возрастают осевые усилия от камеры через поджим 3, упорный подшипник 6 и опорную втулку 5 на радиально-упорный подшипник 7. За счет этого происходит увеличение крутящего момента между корпусом 1 и валом 8, вследствие чего частота вращения закрепленного на корпусе вентилятора возрастает, приближаясь к частоте вращения ведущего вала.При понижении температуры окружающей среды термочувствительный элемент охлаждается, камера 4, уменьшаясь в объеме, разгружает подшипник 7, вращение корпуса 1 уменьшается и, следовательно, уменьшается количество оборотов вентилятора.Таким образом, предлагаемая муфта проста по конструкции и имеет высокую эффективность. Кроме того, предлагаемое техническое решение упрощает технологию сборки муфты, обеспечивает поддержание оптимального теплового режима работы двигателя и малые энергетические затраты, связанные с работой системы охлаждения.