статор электрической машины

Классы МПК:H02K1/12 неподвижные части магнитной цепи 
H02K5/04 кожухи или корпуса, отличающиеся по сечению, форме или конструктивному выполнению 
H02K5/136 взрывозащищенные
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Энергомашкорпорация" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2000-09-14
публикация патента:

Изобретение относится к электромашиностроению. Статор электрической машины содержит сердечник статора, собранный на продольных профильных ребрах 23, замковая часть 25 которых входит в пазы, выполненные по наружному контуру сердечника, и наружный корпус 28, в котором установлен пропитанный компаундом сердечник статора с обмоткой. Профильные ребра 23 приварены к сердечнику на стыках, образуемых наружной поверхностью сердечника и боковыми стенками каждого из ребер 23. Изобретение направлено на улучшение технологичности изготовления статора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Статор электрической машины, содержащий сердечник статора, собранный на профильных продольных ребрах, замковая часть которых входит в пазы, выполненные по наружному контуру сердечника статора, и наружный корпус, в котором установлен пропитанный компаундом сердечник статора с уложенной в его пазы обмоткой, отличающийся тем, что профильные продольные ребра приварены непосредственно к сердечнику статора на стыках, образуемых наружной поверхностью сердечника статора и боковыми стенками каждого из профильных продольных ребер.

2. Статор по п.1, отличающийся тем, что профильное продольное ребро выполнено в виде прямоугольной призмы, снабженной замковой частью.

3. Статор по п.1, отличающийся тем, что он снабжен рым-лапами, которые скреплены с отдельными профильными продольными ребрами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к объектам крупного электромашиностроения, главным образом к турбогенераторам.

Известен статор турбогенератора (Турбогенераторы. Расчет и конструкция. В.В.Титов, Г.М.Хуторецкий и др. - М.: Энергия, 1967, с.122-123), содержащий цельный корпус статора с закрепленными в нем продольными профильными в виде "ласточкиных хвостов" ребрами и сердечник статора, собранный на профильных ребрах из отдельных штампованных сегментов электротехнической стали. Габариты и масса такой конструкции статора создают определенные трудности при выполнении таких операций, как кантовка, транспортировка, пропитка и т.д.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявляемому является статор турбогенератора (Технология крупного электромашиностроения. Турбогенераторы. Б.П.Фомин и др. - М.: Энергоиздат, 1981, с.53-54), содержащий внутренний корпус в виде каркаса с закрепленными на нем продольными ребрами и с собранным на этих ребрах сердечником, а также разъемный с внутренним наружный корпус. Недостатком этой конструкции является то, что внутренний корпус (каркас) статора хотя и имеет меньшие массу и габариты, чем цельный корпус, но тем не менее значительно увеличивает габаритные размеры собранного сердечника статора, усложняя тем самым такие технологические операции, как укладка обмотки статора в пазы сердечника на специальном кантователе и последующая пропитка сердечника с уложенной изолированной обмоткой в компаундном котле.

Задачей изобретения является улучшение технологичности изготовления статора электрической машины, за счет упрощения его конструкции.

Указанная задача решается в предлагаемом статоре электрической машины, содержащем сердечник статора, собранный на профильных продольных ребрах, замковая часть которых входит в пазы, выполненные по наружному контуру сердечника статора, и наружный корпус, в котором установлен пропитанный компаундом сердечник статора с уложенной в его пазы обмоткой, за счет того, что профильные продольные ребра приварены непосредственно к сердечнику статора на стыках, образуемых наружной поверхностью сердечника статора и боковыми стенками каждого из профильных продольных ребер.

Профильное продольное ребро выполнено в виде прямоугольной призмы, снабженной замковой частью.

Дополнительно статор может быть снабжен рым-лапами, которые скреплены с отдельными профильными продольными ребрами.

Предлагаемая совокупность признаков позволяет упростить конструкцию статора электрической машины, исключив из нее внутренний каркас, не снижая при этом надежности сборки сердечника. Это существенно уменьшает габариты собранного сердечника статора, улучшая, таким образом, технологичность операций укладки обмотки статора в пазы сердечника и последующей пропитки в компаундном котле сердечника с уложенной в его пазы обмоткой.

Представленные чертежи поясняют суть предлагаемого технического решения. На фиг. 1 представлен поперечный разрез статора турбогенератора. На фиг. 2 показан вид сбоку сердечника статора.

Сердечник статора (фиг. 1 и 2) включает в себя пакеты 22, выполненные из набранных на профильные продольные ребра 23 штампованных сегментов электротехнической стали. Профильное продольное ребро 23 выполнено в виде прямоугольной призмы 24, снабженной замковой частью 25 в виде "ласточкина хвоста" или иной конфигурации, обеспечивающей эффективное сцепление профильных продольных ребер 23 с сегментами активной стали пакетов 22 сердечника статора. Пакеты 22 имеют по своему наружному контуру пазы, форма которых соответствует конфигурации замковой части 25 профильных продольных ребер 23.

По торцам сердечника статора установлены нажимные плиты 26, удерживающие пакеты 22 сердечника статора в спрессованном состоянии. Нажимные плиты 26 закреплены относительно профильных продольных ребер 23 с помощью обойм 27, приваренных к нажимным плитам 26 и концам профильных продольных ребер 23.

Прямоугольные призмы 24 профильных продольных ребер 23 сердечника статора в промежутке между нажимными плитами 26 приварены непосредственно к пакетам 22 сердечника статора на стыках, образуемых наружной поверхностью сердечника статора и боковыми стыками каждого профильного продольного ребра 23 по всей или части длины сердечника.

Для установки сердечника статора в наружный корпус 28 статора сердечник статора может снабжаться рым-лапами 29, закрепляемыми за отдельные профильные ребра 23 со стороны прямоугольных призм 24.

Сборка предлагаемого устройства производится следующим образом. Сердечник статора выполняется без предварительного встраивания его в наружный корпус 28. Только после полного изготовления сердечника статора с укладкой обмотки и пропиткой в компаундном котле он устанавливается внутрь корпуса 28. При этом основным несущим элементом конструкции, необходимым для выполнения его транспортировки, кантовки, пропитки является сам полностью собранный сердечник статора с профильными продольными ребрами 23, приваренными к пакетам 22 сердечника статора по его наружной поверхности.

Таким образом, предлагаемая конструкция статора позволяет упростить технологию его изготовления, а также уменьшить габариты необходимых компаундных котлов.

Класс H02K1/12 неподвижные части магнитной цепи 

Класс H02K5/04 кожухи или корпуса, отличающиеся по сечению, форме или конструктивному выполнению 

Класс H02K5/136 взрывозащищенные

Наверх