Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для разрушения ледяного покрова. Устройство для разрушения ледяного покрова содержит судно с ледокольной приставкой. Приставка по бортам имеет выступающие впереди ее боковые ножи клиновидной формы. В диаметральной плоскости приставки установлен выступающий впереди приставки наклонный форштевень. Достигается повышение эффективности разрушения ледяного покрова. 1 ил.
Устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из движущегося во льду судна с ледокольной приставкой, отличающееся тем, что приставка по бортам имеет выступающие впереди приставки боковые ножи клиновидной формы, способствующие возникновению в ледяном покрове между ножами сжимающих усилий, приводящих к потере устойчивости формы ледяной пластины, при этом в диаметральной плоскости приставки дополнительно установлен выступающий впереди приставки наклонный форштевень.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам продления навигации на внутренних водных путях, преимущественно может использоваться для создания судоходных каналов.Уровень техники заявляемого изобретения известен из устройства для разрушения ледяного покрова, состоящего из движущегося во льду судна с ледокольной приставкой (1. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. - Владивосток: ДВГУ, 1988. с.11), на днище которой устанавливают ледорезные ножи и которую используют для прокладки в ледяном покрове судоходного канала.Недостатком известного устройства является его низкая эффективность, обусловленная тем, что известная ледокольная приставка разрушает ледяной покров с большими энергозатратами.Сущность изобретения заключается в устранении указанного технического недостатка.Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова за счет использования ледокольной приставки, способной при ее эксплуатации создавать сжимающие усилия, за счет которых лед разрушается из-за потери устойчивости формы ледяного покрова.Существенные признаки, характеризующие изобретение.Ограничительные: устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из движущегося во льду судна с ледокольной приставкой.Отличительные: приставка по бортам имеет выступающие впереди приставки боковые ножи клиновидной формы, способствующие возникновению в ледяном покрове между ножами сжимающих усилий, приводящих к потере устойчивости формы ледяной пластины, при этом в диаметральной плоскости приставки дополнительно устанавливают выступающий впереди приставки наклонный форштевень.Известно (2. Н.М. Беляев. Сопротивление материалов. - М.: Наука, 1976. - С.447-454), что при достижении сжимающих усилий в стержне или пластине, превышающих эйлеровы напряжения, последние теряют устойчивость формы, изгибные деформации в них резко возрастают, что может привести к их разрушению при незначительных усилиях.Изобретение осуществляется следующим образом.В носовой оконечности судна при помощи креплений устанавливают ледокольную приставку, перед которой в ледяном покрове создают свободную кромку. В качестве ледокольной приставки используют плавучую емкость, оснащенную в носовой оконечности в ее диаметральной плоскости выступающим впереди приставки форштевнем, наклоненным под углом к горизонтальной поверхности и по бортам боковыми выступающими впереди приставки ножами с таким же, но отрицательным по отношению к форштевню углом наклона и имеющими в плане клиновидную геометрическую форму. При движении судна перпендикулярно свободной кромке льда в его части, находящейся между ножами, возникнут сжимающие усилия, которые благодаря наклонному форштевню и достаточному упору судового движителя, превысят эйлеровы напряжения, что приведет к потере устойчивости формы на этом участке ледяного покрова и его разрушению. Отломанный от сплошного ледяного покрова участок льда притопится приставкой ее наклонным днищем, а его обломки наклонными бортами судна раздвинутся под кромки образовавшегося канала. Судно с приставкой продвинется на длину разрушенного участка льда и процесс разрушения следующего участка льда повторится. Для свободного прохода судна в прокладываемом канале ширина приставки должна быть больше ширины судна, а для возможности создания сжимающих усилий боковые ножи должны обладать соответствующей податливостью, т.е. способностью деформироваться, и поворачиваться в горизонтальной плоскости на расстояния, достаточные для возникновения эйлеровых напряжений в полосе льда между ножами.Изобретение поясняется чертежом.В носовой оконечности судна 1 при помощи креплений 2 устанавливают ледокольную приставку 3, перед которой в ледяном покрове 4 создают его свободную кромку 5. Приставку 3 выполняют в виде плавучей емкости, в диаметральной плоскости 6 которой устанавливают форштевень 7, наклонный под углом к горизонтально поверхности, а по бортам - боковые ножи 8 с углом в плане и наклоненные к горизонту под таким же, но отрицательным по отношению к форштевню углом. Благодаря такой геометрической форме форштевня и боковым ножам при их контакте со свободной кромкой 5 в ледяном покрове между ножами 8 будут возникать сжимающие усилия 9. При достаточных расстоянии l и усилии 9 это приведет к потере устойчивости формы участка льда 10 и его разрушению. Отломанный участок льда 10 от сплошного льда 4 притопится наклонным днищем приставки 3, и его обломки бортами 11 судна 1 раздвинутся под кромки образовавшегося канала 12.