лыжи

Классы МПК:A63C5/044 беговой поверхности
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Рязанов Александр Геннадьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2001-05-03
публикация патента:

Изобретение относится к спортивному инвентарю. Лыжи содержат поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и асимметрично суженные носок и пятку, при этом участки поверхности скольжения, контактирующие со снежной трассой и смежные с внутренним и внешним кантами, смещены относительно друг друга в продольном направлении. Изобретение обеспечивает улучшение скольжения и управляемости лыж. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Лыжи, содержащие поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и асимметрично суженные носок и пятку, при этом участки поверхности скольжения, контактирующие со снежной трассой и смежные с внутренним и внешним кантами, смещены относительно друг друга в продольном направлении.

2. Лыжи по п.1, в которых участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к носку лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к пятке лыжи.

3. Лыжи по п.1, в которых участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к пятке лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к носку лыжи.

4. Лыжи по п.1, в которых участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к середине лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к пятке и носку.

5. Лыжи по п.1, в которых участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к пятке и носку, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к середине лыжи.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к беговым гоночным лыжам.

Известна конструкция лыж [Патент ФРГ №2913489, кл. А 63 С 5/04 1979], содержащая основание, поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и суженные носок и пятку.

В этой конструкции предусмотрена возможность поворота лыж по разным радиусам - внутренней к повороту лыжи - по малому радиусу, внешней к повороту лыжи - по большому радиусу. Это обеспечивает высокую управляемость лыж при повороте.

Однако такая конструкция не учитывает жесткость и кондиции трассы. Она хорошо работает и выполняет свои функции только на жесткой трассе. На мягком снегу, когда лыжи при повороте глубоко проваливаются в снежную трассу и опираются не только на кант, но и на поверхность скольжения, форма и длина канта не оказывают существенного влияния на управляемость лыж.

Известна другая конструкция лыж [Патент SU №1378876, кл. А 63 С 5/04 1986 г. - прототип], содержащая поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и асимметрично суженные носок и пятку. Асимметрично суженные и загнутые носок и пятка не “собирают” снежные комки и неровности трассы вне траектории движения лыжи, не отклоняют лыжу с прямой линии проката.

Однако такая конструкция тоже не учитывает жесткость и кондиции трассы и особенности использования лыж при коньковом ходе.

Так, при коньковом ходе в начале фазы отталкивания лыжа контактирует со снежной трассой всей скользящей поверхностью (скользящая поверхность лыжи расположена параллельно трассе), и точка приложения силы отталкивания спортсмена к лыже находится в районе пятки ботинка. В конце фазы отталкивания лыжа контактирует со снежной трассой частью скользящей поверхности, смежной с внутренним кантом (скользящая поверхность лыжи расположена под углом к поверхности трассы), и сила отталкивания приложена к лыже у носка ботинка. На мягкой трассе это приводит к тому, что в начале фазы отталкивания под задней частью лыжи (от пятки ботинка до пятки лыжи) возникает повышенное давление скользящей поверхности на трассу, а в конце фазы отталкивания повышенное давление возникает под передней частью лыжи (от носка лыжи до носка ботинка).

Повышенное давление на трассу приводит к тому, что лыжа от начала и до конца фазы отталкивания глубоко проваливается в снег попеременно то задней, то передней частью. Это ухудшает скольжение и, соответственно, уменьшает скорость прохождения трассы. Причем чем короче длина лыж (а для конькового хода применяют более короткие лыжи), тем большее влияние играет точка приложения силы отталкивания (на пятку или на носок ботинка) на неравномерность и повышение давления скользящей поверхности на трассу.

Кроме того, в начале фазы отталкивания лыжа опирается на трассу всей своей скользящей поверхностью (лыжа параллельна трассе), а в конце фазы - лишь частью скользящей поверхности, смежной с внутренним кантом (лыжа наклонена к поверхности трассы под углом). Следовательно, площадь опоры на трассу в конце фазы отталкивания меньше и поэтому давление лыжи на трассу больше. Это тоже приводит к глубокому проваливанию лыжи в мягкую снежную трассу и ухудшению скольжения.

Использование лыж на жесткой снежной трассе часто приводит к боковому соскальзыванию лыжи в конце фазы отталкивания коньковым ходом. Одной из причин этого является неравномерное распределение давления на трассу по длине скользящей поверхности лыжи. В точках максимального давления происходит превышение допустимого сдвигового напряжения снежной трассы, это вызывает срыв канта лыжи из зацепления с трассой и происходит боковое соскальзывание лыжи. Боковые соскальзывания лыж существенно снижают скорость лыжника.

Целью изобретения является улучшение скольжения и управляемости лыж путем более равномерного распределения давления лыж на снежную трассу по длине лыж от начала и до конца фазы отталкивания.

Указанная цель достигается тем, что в известных лыжах, содержащих поверхность скольжения, внутренний и внешний канты разной длины, загнутые и асимметрично суженные носок и пятку, участки поверхности скольжения, контактирующие со снежной трассой и смежные с внутренним и внешним кантами, смещены относительно друг друга в продольном направлении.

Так, для мягкой трассы и при использовании коротких лыж участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к носку лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к пятке лыжи.

Для жесткой трассы и при использовании коротких лыж участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к пятке лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к носку лыжи.

Для жесткой трассы и при использовании длинных лыж участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к середине лыжи, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к пятке и носку.

Для мягкой снежной трассы и при использовании длинных лыж участок поверхности скольжения, смежный с внутренним кантом, смещен к пятке и носку, а участок поверхности скольжения, смежный с внешним кантом, смещен к середине лыжи.

Смещение участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к носку лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к пятке лыжи обеспечивает равномерное распределение давления по длине лыжи на мягкой снежной трассе при использовании коротких лыж от начала и до конца фазы отталкивания.

Смещение участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к пятке лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к носку лыжи обеспечивает лучшую управляемость лыжи на поворотах на жесткой снежной трассе при использовании коротких лыж.

Смещение участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к середине лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к носку и пятке лыжи обеспечивает равномерное распределение давления по длине лыжи на жесткой снежной трассе от начала и до конца фазы отталкивания. Такая конструкция также обеспечивает лучшую управляемость лыж при коньковом ходе, поскольку скользящая поверхность лыжи опирается на трассу вблизи места крепления лыжного ботинка.

Смещение участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к носку и пятке лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к середине лыжи обеспечивает уменьшение давления на трассу в конце фазы отталкивания, меньшее заглубление лыжи в мягкую снежную трассу при ее наклоне, улучшение скольжения лыжи.

На фиг.1 показана пара лыж со смещением участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к носку лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к пятке лыжи.

На фиг.2 показана пара лыж со смещением участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к пятке лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к носку лыжи.

На фиг.3 показана пара лыж со смещением участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к середине лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к носку и пятке лыжи.

На фиг.4 показана пара лыж со смещением участка поверхности скольжения, смежного с внутренним кантом, к носку и пятке лыжи, а участка поверхности скольжения, смежного с внешним кантом, к середине лыжи.

Предложенные лыжи содержат поверхность скольжения 1, внутренний 2 и внешний 3 канты, загнутые и асимметрично суженные носок 4 и пятку 5, при этом участки поверхности скольжения 1, смежные с внутренним 2 и внешним 3 кантами, смещены относительно друг друга в продольном направлении.

Так, при коньковом ходе в начале фазы отталкивания лыжа контактирует со снежной трассой всей скользящей поверхностью 1 (скользящая поверхность 1 лыжи расположена параллельно трассе), и точка приложения силы отталкивания спортсмена находится в районе середины лыжи у пятки ботинка (не показан). В конце фазы отталкивания лыжа контактирует со снежной трассой только частью скользящей поверхности 1, смежной с внутренним кантом 2 (скользящая поверхность 1 лыжи наклонена к поверхности трассы), и сила отталкивания приложена к лыже у носка ботинка (не показан).

Смещение участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, к носку 4 лыжи, а участка поверхности скольжения 1, смежного с внешним кантом 3, к пятке 5 лыжи обеспечивает от начала и до конца фазы отталкивания плавное изменение точки приложения силы отталкивания от пятки ботинка к его носку при сохранении равномерного распределения давления лыжи на трассу по ее длине.

Смещение участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, к пятке 5 лыжи, а участка поверхности скольжения 1, смежного с внешним кантом 3, к носку 4 лыжи обеспечивает лучшую управляемость лыж на поворотах на жестких трассах.

Смещение участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, к середине лыжи, а участка поверхности скольжения 1, смежного с внешним кантом 3, к носку 4 и пятке 5 лыжи обеспечивает лучшую управляемость лыж как на прямых линиях проката, так и на поворотах, поскольку участок поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, располагается вблизи закрепленного на лыже ботинка и силы давления на этот участок имеют меньший момент. В фазе отталкивания лыжа переходит от скольжения по трассе всей скользящей поверхностью 1 к скольжению на участке поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2. Давление лыжи на трассу в конце фазы отталкивания увеличивается при его равномерном распределении по длине, что предотвращает боковое соскальзывание лыжи на жесткой трассе.

Смещение участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, к носку 4 и пятке 5 лыжи, а участка поверхности скольжения 1, смежного с внешним кантом 3, к середине лыжи обеспечивает уменьшение давления лыжи на снежную трассу. В фазе отталкивания лыжа переходит от скольжения по трассе всей скользящей поверхностью 1 к скольжению на участке поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2. Благодаря большой длине участка поверхности скольжения 1, смежного с внутренним кантом 2, площадь контакта лыжи с трассой в конце фазы отталкивания больше в сравнении с известными лыжами.

Таким образом, продольное смещение относительно друг друга участков скользящей поверхности, смежных с внутренним и внешним кантами, обеспечивает в различных условиях и при различных кондициях трассы более равномерное распределение давления лыж на трассу, улучшает скольжение лыж, предотвращает боковое соскальзывание лыж, улучшает управляемость лыж.

Класс A63C5/044 беговой поверхности

лыжа и крепление для нее -  патент 2350372 (27.03.2009)
лыжи -  патент 2179050 (10.02.2002)
лыжи для конькового стиля -  патент 2128541 (10.04.1999)
лыжа -  патент 2104075 (10.02.1998)
полоз спортивных санок -  патент 2081775 (20.06.1997)
беговая поверхность лыжи -  патент 2066562 (20.09.1996)
Наверх