многокорпусное судно
Классы МПК: | B63B1/10 многокорпусных судов |
Автор(ы): | Одаренко О.Б. (RU) |
Патентообладатель(и): | Одаренко Олег Борисович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-01-29 публикация патента:
10.06.2004 |
Изобретение относится к малому судостроению и касается создания многокорпусных судов, преимущественно транспортных, прогулочных, спортивных. Многокорпусное судно содержит центральный корпус и соединенные с ним боковые поплавки. Каждый боковой поплавок состоит из надувной эластичной оболочки, соединенной внизу с лыжей. Лыжа выполнена с плоскокилеватым днищем и заостренной носовой частью. Боковые поплавки многокорпусного судна могут быть установлены с возможностью отсоединения их от центрального корпуса. Технический результат реализации изобретения заключается в снижении габаритов судна при его транспортировке на железнодорожном и автомобильном транспорте, уменьшении его массы и в обеспечении возможности демпфирования ударов при движении по воде на большой скорости. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Многокорпусное судно, содержащее центральный корпус и соединенные с ним боковые поплавки, отличающееся тем, что каждый боковой поплавок состоит из надувной эластичной оболочки, соединенной внизу с лыжей, выполненной с плоскокилеватым днищем и заостренной носовой частью.2. Многокорпусное судно по п.1, отличающееся тем, что боковые поплавки установлены с возможностью отсоединения их от центрального корпуса.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к малому судостроению и может применяться для многокорпусных судов, преимущественно транспортных, прогулочных, спортивных.Известны многокорпусные суда (тримараны) по патентам США №4348972, 5642682, 5829376; заявке Германии №3616084, заявке Франции №2671775, которые содержат средний корпус, соединенный с боковыми внешними корпусами с помощью несущих стыковочных средств. Каждый боковой корпус меньше центрального корпуса и имеет меньшую осадку. Эти тримараны можно использовать в качестве прогулочных, транспортных, спортивных судов.Однако вследствие большого веса и габаритов перевозить такие суда по суше на автомобиле проблематично.Прототипом изобретения является многокорпусное судно по патенту США №6003458. Многокорпусное судно представляет собой раздвижную поплавковую лодку, которая содержит центральный корпус, соединенный с боковыми поплавками с помощью несущих стыковочных средств. Раздвижная поплавковая лодка может складываться в походное положение для перевозки на прицепе и раздвигаться в рабочем положении.Однако габариты судна во время перевозки на автомобиле ограничены размерами центрального корпуса и боковых поплавков, а вес судна значителен. Конструкция судна такова, что при движении по воде на большой скорости неизбежны значительные гидродинамические удары о набегающий склон волны, что требует усиления конструкции поплавков и консолей, а следовательно, увеличивает массу судна.Предлагаемое изобретение позволяет решить задачу снижения габаритов в походном положении, снижения массы судна и демпфирования гидродинамических ударов при движении по воде на большой скорости.Поставленная задача решается тем, что так же, как и прототип, многокорпусное судно содержит центральный корпус и боковые поплавки, соединенные с центральным корпусом. Отличие от прототипа состоит в том, что каждый боковой поплавок состоит их надувной эластичной оболочки, соединенной внизу с лыжей, выполненной с плоскокилеватым днищем и заостренной носовой частью. Кроме того, боковые поплавки установлены с возможностью отсоединения от корпуса.Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, достигается за счет использования совокупности всех признаков (как новых, так и известных) и выражается в снижении веса судна, уменьшении габаритов судна при перевозке на железнодорожном и автомобильном транспорте за счет сжатия надувной эластичной оболочки поплавков при стравливании воздуха из нее и возможности последующего отсоединения ее от центрального корпуса, если это необходимо.В рабочем состоянии при движении судна с высокой скоростью надувной поплавок демпфирует гидродинамические удары глиссирующей лыжи о набегающий склон волны.Сущность изобретения поясняется чертежами: фиг.1 - многокорпусное судно, вид сбоку; фиг.2 - то же, вид спереди; фиг.3, фиг.4 - варианты крепления бокового поплавка, сечение по А-А.Предлагаемое многокорпусное судно содержит центральный корпус 1, боковые поплавки 2. Каждый поплавок 2 состоит из надувной эластичной оболочки 3, изготовленной, например, из поливинилхлорида (ПВХ), и лыжи 4. Надувная эластичная оболочка 3 выполнена цилиндрической, причем один ее торец выполнен заостренным. Снизу эластичной оболочки 3 закреплены лыжи 4. Боковые поплавки 2 прикрепляются к центральному корпусу 1 с помощью консоли 5. Консоль 5 может быть выполнена раздвижной, как в прототипе, или съемной. В конструкции крепления консоли 5 к центральному корпусу 1 можно предусмотреть механизм подъема-опускания консоли 5 и, соответственно, поплавков 2 над поверхностью воды.Крепление надувной эластичной оболочки 3 к консоли 5 и к лыже 4 осуществляется, например, с помощью пары ликтрос 6-ликпаз 7. Вдоль эластичной оболочки 3 поплавка 2 прикрепляется (с помощью клея или сварки) лента с вшитым в ее край тросом - ликтрос 6. Вдоль консоли 5 и лыжи 4 прикрепляется трубка с долевой прорезью - ликпаз 7. Расположение ликпаза 7 определяется конструкцией консоли 5 и лыжи 4. Ликпазы могут быть расположены, например, во внутренних углах консоли 5 и лыжи 4 и вдоль края лыжи 4. Для усиления лыжи внутри нее могут быть установлены флоры 9, в которых должны быть выполнены отверстия 8 для стока воды.Конструкция лыжи в поперечном сечении может быть различной, например, такой, как на фиг.3 или на фиг.4.Боковой поплавок 2 может заканчиваться жестким плоским транцем 10. Такой транец можно получить, если в плоский торец надувной оболочки 3 вклеить жесткий пластиковый или металлический транец, который затем прикрепить к днищу лыжи 4. Другим вариантом является выполнение транца вместе с лыжей. В полученную коробчатую конструкцию укладывают надувную эластичную оболочку 3. Консоли 5 могут быть частью корпуса 1, а лыжи 4 и транец 10 - частью консоли 5.При сборке многокорпусного судна надувную эластичную оболочку 3 через крепление ликтрос-ликпаз 6-7 соединяют с лыжей 4 и консолью 5. После наполнения эластичной оболочки 3 воздухом под давлением она принимает форму, которую задает конструкция лыжи 4 и консоли 5, жестко соединяясь с ними.Судно готово к движению. При достижении необходимой скорости судно может перейти в режим глиссирования, что позволяют сделать соответствующие обводы центрального корпуса и боковых поплавков. При движении с высокой скоростью надувная эластичная оболочка 3 демпфирует гидродинамические удары глиссирующей лыжи о набегающий склон волны. Кроме того, лыжа 4 предохраняет надувную эластичную оболочку 3 от повреждений плавающими предметами, корягами и пр. Судно имеет малый вес, хорошую статическую остойчивость, непотопляемость, в т.ч. и аварийную, высокую скорость движения при малых затратах энергии. Для перевозки судна по суше на железнодорожном или автомобильном транспорте после снятия боковых поплавков и разборки консолей габариты судна ограничиваются центральным корпусом. В случае неразъемной консоли - габаритами корпуса и консолей.Класс B63B1/10 многокорпусных судов