автофургон
Классы МПК: | B62D35/00 Кузова, отличающиеся обтекаемыми формами |
Автор(ы): | Буданов С.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Буданов Станислав Васильевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-06-19 публикация патента:
20.06.2004 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Автофургон включает шасси 1 с двигателем, кабину 2, кузов-фургон 3, верхний обтекатель 9. Наклонно перед кабиной расположен передний обтекатель 4, прикрепленный к бокам кабины, на крыше которой вблизи передней кромки эквидистантно боковым поверхностям верхнего обтекателя закреплен ограничитель 12. По краям задней стенки наклонно к кузову закреплены боковые обтекатели. На боковых поверхностях переднего обтекателя выполнены застекленные проемы для смотрового окна кабины, света фар и вентиляционные щели. Верхний обтекатель выполнен с закрылками, загнутыми по произвольному радиусу, расположенными по краям верхнего участка. Боковые обтекатели установлены внахлест с закрылками на величину, равную 1/5-1/6 своей длины. Передний обтекатель, верхний обтекатель и ограничитель выполнены по форме клина, а боковые обтекатели - в виде пластин. В площадь проема для смотрового окна вписывается площадь смотрового окна, а в площадь проема для света фар - площадь фар. Изобретение обеспечивает улучшение обтекаемости автофургона. 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10
Формула изобретения
Автофургон, включающий шасси с двигателем, кабину, кузов-фургон, верхний обтекатель, отличающийся тем, что он снабжен передним обтекателем, расположенным наклонно перед кабиной и прикрепленным к ее бокам, на крыше которой вблизи передней кромки эквидистантно боковым поверхностям верхнего обтекателя закреплен ограничитель, а по краям задней стенки наклонно к кузову - боковые обтекатели, при этом на боковых поверхностях переднего обтекателя выполнены застекленные проемы для смотрового окна кабины, света фар и вентиляционные щели, верхний обтекатель выполнен с закрылками, загнутыми по произвольному радиусу, расположенными по краям верхнего участка, а боковые обтекатели установлены внахлест с упомянутыми закрылками на величину, равную 1/5-1/6 своей длины, причем передний обтекатель, верхний обтекатель и ограничитель выполнены по форме клина, а боковые обтекатели - в виде пластин, в площадь проема для смотрового окна вписывается площадь смотрового окна, а в площадь проема для света фар - площадь фар.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобилям, в частности к автофургонам.Известен автофургон, состоящий из шасси с двигателем, на передней части рамы которого установлена кабина, имеющая тупой торец, а за ней расположен кузов-фургон, высота и ширина которого выступает за габариты кабины /Журнал: Автомобильный транспорт, 61, 2001, - с.36, рис.МАЗ-5336/.Недостатком указанного автофургона является большой коэффициент сопротивления воздуха в виду недостаточной обтекаемости из-за конструктивного исполнения.Наиболее близким по технической сущности является автофургон, состоящий из шасси с двигателем, на передней части рамы которого установлена кабина, имеющая тупой торец, на крыше которой смонтирован верхний обтекатель, выполненный с плоской передней поверхностью, за которой расположен кузов-фургон, передний торец которого выступает за габариты кабины по высоте и ширине /Журнал: Автомобильный транспорт, 11, 2001, - с.52, рис.Кузов-фургон облегченной конструкции Atbet Phus фирмы Spier/.Недостатком прототипа является значительный коэффициент сопротивления воздуха в виду недостаточной обтекаемости кабины и выступающих участков переднего торца кузов-фургона из-за конструктивного исполнения.Задачей предлагаемого изобретения является улучшение обтекаемости кабины и кузов-фургона.Технический результат - улучшение эксплуатационных свойств.Технический результат достигается тем, что автофургон, включающий шасси с двигателем, кабину, кузов-фургон, верхний обтекатель, согласно изобретению снабжен передним обтекателем, расположенным наклонно перед кабиной и прикрепленным к ее бокам, на крыше которой, вблизи передней кромки, эквидистанно боковым поверхностям верхнего обтекателя, закреплен ограничитель, а по краям задней стенки наклонно к кузову - боковые обтекатели, при этом передний верхний обтекатели и ограничитель выполнены по форме клина, а боковые обтекатели - в виде пластин, причем на боковых поверхностях переднего обтекателя выполненны застекленные проемы для смотрового окна, в площадь которого вписывается площадь окна кабины, застекленный проем для света фар, в площадь которого вписывается площадь фар, и вентиляционные щели, верхний обтекатель выполнен с закрылками, загнутыми по произвольному радиусу, расположенными по краям его верхнего участка, а боковые обтекатели установлены внахлест с закрылками на величину, равную 1/5... 1/6 своей длины.Предлагаемый автофургон поясняется чертежами, гдена фиг.1 изображен автофургон, вид сбоку;на фиг.2 - то же, вид сверху по А на фиг.1;на фиг.3 - то же, вид спереди по Б на фиг.1;на фиг.4 - автофургон без переднего обтекателя, вид спереди;на фиг.5 - передний обтекатель, вид спереди;на фиг.6 - то же, вид сверху по В на фиг.5;на фиг.7 - верхний обтекатель, вид спереди;на фиг.8 - то же, вид сверху по Г на фиг.7;на фиг.9 - ограничитель, вид спереди;на фиг.10 - то же, вид сверху по Д на фиг.9.Автофургон включает шасси 1 с двигателем. Кабина 2 установлена в передней части рамы шасси 1. Кузов-фургон 3 закреплен на раме шасси 1 за кабиной 2 и имеет габариты по ширине и высоте, выходящие за габариты кабины 2. Передний обтекатель 4 расположен наклонно перед кабиной и прикреплен к ее бокам. На каждой поверхности обтекателя 4 выполнены застекленный проем 5 для смотрового окна Е кабины 2, в площадь которого вписывается площадь окна Е. Застекленный проем 6 для света фар К, в площадь которого вписывается площадь фар К, и вентиляционные щели 7. Сверху и снизу обтекатель 4 прикрыт листами 8. Верхний обтекатель 9 смонтирован на крыше кабины 2. Два закрылка 10 выполнены по бокам верхнего участка обтекателя 9 и имеют загиб по произвольному радиусу. Лист 11 прикрывает верхнюю часть обтекателя 9 внахлест с передней кромкой торца кузова 3. Ограничитель 12 выполнен по форме клина и расположен вблизи передней кромки крыши кабины 2 эквидистантно боковым поверхностям обтекателя 9. Кабина имеет два боковых обтекателя 13, каждый прикреплен к краям задней стенки кабины 2 под углом к выступающим боковым участкам переднего торца кузова 3. Верхний конец боковых обтекателей 13 заходит за закрылок 10 на 1/5...1/6 его длины.Передний обтекатель 4, верхний обтекатель 9 выполнены по форме клина, а боковые обтекатели 13 - в виде пластин.Автофургон работает следующим образом.При работе в черте города на крыше кабины 2 закрепляют верхний обтекатель 9 так, чтобы его заостренная носовая часть помещалась в ограничитель 12, а закрылки 10 перекрывали верхние выступающие участки кузова 3. Каждый боковой обтекатель 13 крепят под углом по краям задней стенки кабины 2 так, чтобы они перекрывали выступающие боковые участки кузова 3. При движении шасси 1 набегающий воздух плавно обтекает переднюю выступающую часть кузова 3 благодаря наличия обтекателя 9. Плавно воздух обтекает и выступающие боковые участки кузова 3 за счет введения боковых обтекателей 13 и расположения их под углом к этому кузову, а также благодаря введению закрылок 10.При работе в городских условиях скорость движения автофургона небольшая, поэтому лобовое сопротивление воздуха невысокое, а значит и мощность, потребная для преодоления этого сопротивления, тоже незначительная. Воздух, поступающий через щели 7, охлаждает радиатор, а значит и двигатель.При междугородних перевозках, когда движение происходит на больших скоростях, сила удара встречных частиц воздуха и сила, затрачиваемая на сообщение частицам живой силы, пропорциональна квадрату скорости, поэтому общая величина силы сопротивления воздуха значительно возрастает, что экономически не выгодно. В этих условиях движения для снижения коэффициента сопротивления воздуха улучшают обтекаемость кабины 2. Для этого обтекатель 4 наклонно присоединяют к бокам кабины 2 перед ее торцем. При движении шасси 1 окружающие частицы воздуха перемещаются плавно по поверхности обтекателя 4, обтекателя 9 и обтекателей 13. Благодаря чему сила сопротивления воздуха значительно уменьшается, мощность, потребная для преодоления сопротивления воздуха, становится меньше, а коэффициент сопротивления воздуха снижается. Вместе с этим наклонное расположение обтекателей 5 и 13 снижает силу удара частиц воздуха об автофургон, а значит тоже способствует уменьшению потребной мощности на преодоление силы сопротивления воздуха. Из окон Е кабины 2 через проемы 5 хорошо просматривается впереди лежащая местность. При включении фар К свет проходит через застекленные проемы 6 и освещает проезжую часть.Введение переднего и боковых обтекателей улучшает обтекаемость автофургона.Наклонное расположение переднего и боковых обтекателей уменьшает силу удара встречных частиц воздуха.Выполнение переднего обтекателя, верхнего обтекателя и ограничителя 12 по форме клина препятствует образованию уплотненного слоя воздуха вперед себя, что уменьшает коэффициент сопротивления воздуха.Введение закрылок и их загиб по произвольному радиусу уменьшает габариты верхнего обтекателя и упрощает его изготовление.Ограничитель препятствует смещению верхнего обтекателя при резком торможении.Перекрытие листом 11 кузова 3 уменьшает образование вихревого движения позади этого листа.Лист 8 уменьшает завихрение воздуха в полости обтекателя 4.Перекрытие верхнего участка бокового обтекателя закрылком на величину, равную 1/5...1/6 его длины, обеспечивает обтекаемость выступающих боковых участков кузов-фургона.Перекрытие на величину больше 1/5 длины, например на 1/2, увеличивает массу обтекателя, а перекрытие меньше, чем на 1/6 его длины, например на 1/10, не обеспечивает полное обтекание выступающего бокового участка кузова-фургона.Вписывание площади смотрового окна К кабины в площадь проема 5 обеспечивает надежный обзор местности.Вписывание площади фар К в площадь проема 6 обеспечивает освещение проезжей части.Застекление проемов 5 и 6 препятствует попаданию внешних факторов (влаги, снега и т.д.) в полость обтекателя 5.Изобретение можно использовать для улучшения обтекаемости автомобильного транспорта.Класс B62D35/00 Кузова, отличающиеся обтекаемыми формами