гидрокомпенсатор зазора клапанного механизма
Классы МПК: | F01L1/24 с помощью текучей среды, например гидравлических средств |
Автор(ы): | Синица В.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Синица Владислав Владимирович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-03-06 публикация патента:
27.06.2004 |
Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет минимизировать размеры клапанного механизма двигателя внутреннего сгорания, повысить его надежность и долговечность, удешевить производство и эксплуатацию. Гидрокомпенсатор зазора в клапанном механизме состоит из корпуса и подпружиненного составного штока с запорным клапаном, в котором ход штока вниз ограничен пакетом стопорных колец, установленных в технологической канавке под выход шлифовального инструмента, причем нижний виток конусной (параболической) пружины может входить в данный пакет. В штоке установлен фильтрующий элемент, фиксатор которого одновременно является ограничителем хода штока вверх. Ограничительная канавка в корпусе выполнена с конусностью вниз. Шток выполнен без проточек в рабочей части. Запорный клапан выполнен в виде обратной тяги совместно с пружинкой и упорной быстросъемной шайбой. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Гидрокомпенсатор зазора в клапанном механизме, состоящий из корпуса и подпружиненного составного штока с запорным клапаном, отличающийся тем, что ход штока вниз ограничен пакетом стопорных колец, установленных в технологической канавке под выход шлифовального инструмента, причем нижний виток конусной (параболической) пружины может входить в данный пакет.2. Гидрокомпенсатор по п.1, отличающийся тем, что в штоке установлен фильтрующий элемент.3. Гидрокомпенсатор по п.2, отличающийся тем, что фиксатор фильтрующего элемента одновременно является ограничителем хода штока вверх, причем ограничительная канавка в корпусе выполнена с конусностью вниз.4. Гидрокомпенсатор по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что шток выполнен без проточек в рабочей части.5. Гидрокомпенсатор по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что запорный клапан выполнен в виде обратной тяги совместно с пружинкой и упорной быстросъемной шайбой.Описание изобретения к патенту
Данное изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), в частности, на двигателях с приводом клапанов газораспределительного механизма (ГРМ) дополнительными рычагами.Известен гидрокомпенсатор зазора (патент США №4840153), содержащий окно в верхней части составного плунжера для выхода воздуха и смазки, а также клапан для перекрытия данного окна для предотвращения засасывания воздуха.Недостатками данного устройства являются высокая трудоемкость изготовления с дополнительным клапаном и возможность выхода из строя из-за попадания посторонних частиц в зазор между запорным клапаном и его седлом.Известен гидрокомпенсатор зазора (патент США №4378675), содержащий в верхней части корпуса стопорное кольцо для ограничения хода плунжера вверх.Недостатками данного устройства являются высокие контактные напряжения и изгибающий момент на плунжер вследствие установки стопорного кольца в зоне максимальных нагрузок.Известен гидрокомпенсатор зазора (патент РФ №2057950), содержащий резьбовую втулку с плунжером, ввернутую в головку двигателя, обратный клапан и канал для подвода масла. Объем питающего канала в пределах от запорной поверхности обратного клапана до низшего гидростатического уровня масла в канале при стоянке двигателя с полностью открытым двигательным клапаном выполнен по меньшей мере равным объему масла, покидающего гидрокомпенсатор при перемещении плунжера полностью открытым двигательным клапаном.Недостатком данного устройства являются значительные габариты, большая вероятность попадания посторонних частиц в зону обратного клапана, малый ресурс пары сопряжения "опора рычага - шаровая головка плунжера" из-за масляного голодания.Поставлена задача создать компактный, долговечный гидрокомпенсатор (ГК), технологичный в изготовлении.Поставленная цель достигается за счет того, что в гидрокомпенсаторе, состоящем из корпуса и подпружиненного составного штока с запорным клапаном, согласно изобретению, шток выполнен без проточек в рабочей части; в штоке установлен фильтрующий элемент, фиксатор которого служит ограничителем хода штока вверх, причем ограничительная канавка в корпусе выполнена с конусностью вниз; ход штока вниз ограничен пакетом стопорных колец, установленных в технологической канавке под выход шлифовального инструмента, причем нижний виток конусной (параболической) пружины может входить в данный пакет; запорный клапан выполнен в виде обратной тяги совместно с пружинкой и упорной быстросъемной шайбой.Данное устройство представлено на чертеже.Гидрокомпенсатор состоит из корпуса 1, который монтируется в корпусе двигателя (не показан). Внутри корпуса 1 размещен шток 2 с шаровой опорой 3 под рычаг газораспределительного механизма (не показан). Шток 2 может состоять из двух частей для снижения вероятности заклинивания. В шаровой опоре 3 выполнено отверстие для подвода смазки в место контакта рычага газораспределительного механизма и кулачка распределительного вала.В корпусе 1 снаружи выполнена цилиндрическая проточка и отверстие для подвода давления масла от системы смазки двигателя.Обратная тяга 4 поджата к седлу клапана на уступе штока 2 пружинкой 5, которая удерживается на обратной тяге 4 упорной быстросъемной шайбой 6. В совокупности обратная тяга 4, пружинка 5 и упорная быстросъемная шайба 6 вместе образуют запорный клапан, хотя его конструкция может быть и любой другой. Данная конструкция может быть использована в запорном клапане вместо привычных стаканчика с пружинкой и шариком для возможности уменьшения области высокого давления и всего гидрокомпенсатора в целом.Запорный клапан разделяет внутренний объем гидрокомпенсатора на области высокого и низкого давления рабочей жидкости (масла). В области высокого давления установлена силовая пружина 7, которая может быть выполнена цилиндрической, конической либо параболической в зависимости от компоновочных задач.С целью повышения надежности гидрокомпенсатора в данной конструкции применен фильтрующий элемент 8 в штоке 2, фиксатор 9 которого служит ограничителем хода вверх штока 2. Причем ограничительная канавка в корпусе 1 выполнена с конусностью вниз для свободного прохода пакета стопорных колец 10, которые являются ограничителем хода штока 2 вниз. Нижний виток конической (параболической) пружины 7 может входить в данный пакет для более полного использования рабочего хода пружины и уменьшения количества стопорных колец 10, а также для минимизации области высокого давления и всего ГК в целом. Шток 2 выполнен без проточек в рабочей части, чтобы предотвратить вероятность заклинивания и упростить процесс шлифования штока 2. Для исключения вероятности зацепления фиксатора 9 маслоподводящие отверстия в корпусе 1 и штоке 2 разнесены по вертикали без наложения в любом положении.Работа гидрокомпенсатора зазора состоит в поддержании беззазорного сопряжения клапана ГРМ и его рычага. Это достигается за счет постоянного поджатия штока 2 гидрокомпенсатора к рычагу клапана с помощью усилия силовой пружины 7 и давления масла в системе смазки двигателя.Давление масла подводится от системы смазки двигателя через наружную проточку и отверстие в корпусе 1 гидрокомпенсатора. Далее, через конусный паз в корпусе 1 и отверстие в штоке 2 масло подается во внутреннюю полость штока 2, которая при закрытом запорном клапане разделяется на области высокого и низкого давления.Через отверстие в шаровой опоре 3 рычага клапана масло подается в место контакта рычага клапана и кулачка распределительного вала.При неработающем двигателе шток 2 садится до упора в пакет стопорных колец 10 под действием возвратных пружин клапана ГРМ (на рисунке не показаны), если соответствующий кулачок распределительного вала удерживает клапан ГРМ в открытом состоянии. Благодаря этому снижается усадка и увеличивается ресурс возвратных пружин ГРМ.Использование конической (параболической) пружины 7 обусловлено компоновочными моментами: высота такой пружины в сжатом состоянии значительно меньше (на 20...30%) подобной цилиндрической с одинаковым количеством витков и толщиной проволоки. Нелинейность усилия сжатия конической (параболической) пружины 7 также положительно сказывается на основных функциях гидрокомпенсатора: поднятие штока 2 при начале работы двигателя осуществляется с большим усилием, чем у аналогичной цилиндрической пружины, а дальнейшее прижатие рычага клапана к распределительному валу и к клапану - с меньшим усилием, что снижает износ.Установка конической (параболической) пружины 7 большим диаметром вниз позволяет использовать ее нижний опорный виток в составе пакета стопорных колец 10, чем снижается металлоемкость и высота области высокого давления и всего ГК в целом.Использование пакета стопорных колец 10 в канавке под выход шлифовального инструмента позволяет уменьшить высоту ГК по сравнению с прототипами.Установка пакета стопорных колец 10 облегчается благодаря конусному пазу в корпусе 1 гидрокомпенсатора. Во избежание подклинивания штока 2 в этом конусном пазу от попадания в зазор между штоком 2 и корпусом 1 посторонних частиц из масла, шток 2 выполнен без проточек в рабочей своей части, кромки которых в прототипах образуют вторую конусную поверхность.Применение обратной тяги 4 совместно с пружинкой 5 и быстросъемной упорной шайбой 6 в клапане вместо привычных стаканчика с пружинкой обусловлено возможностью уменьшения области высокого давления и всего гидрокомпенсатора в целом. Одновременно снижается трудоемкость изготовления деталей.Фильтрующий элемент 8 установлен для предотвращения попадания посторонних частиц из масла в зазор между седлом запорного клапана в штоке 2 и обратной тягой 4, вследствие чего в прототипах происходит разгерметизация области высокого давления и выход ГК из строя. Форма фильтрующего элемента 8 может быть любой, важно, чтобы он не перекрывал маслоподводящее отверстие в штоке 2, т.к. через него ведется постоянная подача смазки в зону контакта рычага клапана и кулачка распредвала. В этой ситуации область низкого давления ГК выступает в роли своеобразного фильтра-отстойника, т.к. масло движется с небольшой скоростью, и взвешенные частицы оседают в зоне запорного клапана (у прототипов).Фиксатор 9 выполняет двоякую функцию, как и большинство других деталей в данном устройстве: он удерживает фильтрующий элемент 8 в среднем положении внутри штока 2 при всевозможных колебаниях давления масла и воздействии массы осевших из масла частиц износа, а также фиксатор 9 является ограничителем хода штока 2 вверх, что необходимо при транспортировке устройства до установки в двигатель.Линейный размер фиксатора 9 меньше диаметра конусной проточки в корпусе 1, а отверстие под него в штоке 2 выполнено таким образом, чтобы ни при каких ситуациях не происходило даже частичного совпадения данного отверстия и маслоподводящего отверстия в корпусе 1.Подобная компоновочная схема позволяет максимально использовать рабочую высоту гидрокомпенсатора без опасения заклинивания штока 2 от попадания посторонних частиц в зазор между ним и корпусом 1.Размещение основных элементов запорного клапана со стороны области низкого давления одновременно с использованием технологической проточки под выход шлифовального инструмента в виде гнезда под пакет стопорных колец 10 и нецилиндрической силовой пружины 7 обусловлено минимизацией размеров гидрокомпенсатора.При начале работы двигателя кулачок распределительного вала через рычаг клапана периодически воздействует на шаровую опору 3 штока 2. Данное усилие через составные части штока 2 передается на масло в области высокого давления. При этом масло начинает просачиваться в область низкого давления через зазоры между нижней частью штока 2 и корпуса 1, а также между седлом запорного клапана в штоке 2 и обратной тягой 4.После прекращения воздействия кулачка распредвала силовая пружина 7 и частично давление в системе смазки поднимают шток 2, выбирая зазоры в клапанном механизме. При этом в области высокого давления создается разрежение, и разность давлений приоткрывает запорный клапан: пружинка 5 сжимается, обратная тяга отрывается от седла на уступе штока 2, и масло начинает засасываться из области низкого давления в область высокого давления.Область низкого давления пополняется маслом из системы смазки двигателя, а в область высокого давления масло попадает, проходя через фильтрующий элемент 8. В полости над фильтрующим элементом 8 происходит постоянная конвектация масла, т.к. масло расходуется на смазку места контакта рычага клапана и кулачка распредвала.Таким образом, исключается попадание взвешенных частиц в зону запорного клапана и разгерметизация данного узла. В результате повышается долговечность и надежность гидрокомпенсатора при максимальной минимизации его размеров.Класс F01L1/24 с помощью текучей среды, например гидравлических средств