гильза двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F02F1/18 прочие цилиндры 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Симдянкин Аркадий Анатольевич (RU),
Аршинов Георгий Александрович (RU),
Мясников Борис Николаевич (RU),
Чугунов Геннадий Петрович (RU),
Баринов Сергей Вячеславович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-10-07
публикация патента:

Гильза ДВС состоит из тела, размещаемого при сборке двигателя в отверстии блока, и верхнего опорного бурта, нагружаемого по одной поверхности усилиями со стороны головки, формируемыми шпильками, и опирающегося противоположной поверхностью на блок. Верхний опорный бурт гильзы в поперечном сечении выполнен в виде эллипса, большая ось которого является биссектрисой большего угла между отверстиями головки под шпильки (болты) крепления. Под опорный бурт и на нижнюю часть тела гильзы устанавливаются уплотнительные кольца, предотвращающие попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания. При установке гильзы с опорным буртом, имеющим форму эллипса, с условием, что его большая ось является биссектрисой большего угла между отверстиями головки под шпильки (болты) крепления, нагрузки распределяются более равномерно по примеру опорного бурта. Технический результат: изменение характера и уменьшение величины деформаций рабочей поверхности гильзы цилиндра, контактирующей с поршневыми кольцами и определяющей вместе с ними и поршнем основные мощностные и экологические характеристики двигателя. 6 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

Гильза двигателя внутреннего сгорания, содержащая тело, размещенное в отверстии блока двигателя, и верхний опорный бурт, нагруженный по одной поверхности усилиями со стороны головки, поджимаемой к блоку через отверстия шпильками, а противоположной поверхностью опирающийся на блок, отличающаяся тем, что верхний опорный бурт в поперечном сечении имеет форму эллипса, большая ось которого является биссектрисой большего угла между отверстиями под шпильки крепления головки к блоку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых машинах.

Аналогом предлагаемого изобретения может служить гильза цилиндра двигателя внутреннего сгорания, запрессовываемая в его блок и поджимаемая с торца неразделенной головкой блока, охватывающей одновременно все гильзы двигателя /1/.

К недостаткам данного устройства следует отнести

1) зависимость деформации гильзы от точности выполнения отверстия под нее в блоке двигателя;

2) зависимость деформации гильзы от последовательности и усилий затяжки шпилек (болтов) головки блока двигателя.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту (прототипом) является гильза двигателя внутреннего сгорания “мокрого” типа, состоящая из тела, размещаемого в отверстии блока двигателя, и верхнего опорного бурта, нагружаемого по одной поверхности усилиями со стороны головки, поджимаемой к блоку через отверстия болтами (шпильками), а противоположной поверхностью опирающегося на блок. При этом каждая гильза поджимается только одной головкой блока /2/.

К недостаткам данного устройства можно отнести овализацию рабочей поверхности гильзы при затяжке шпилек (болтов) головки блока, при этом величины деформации стенки гильзы часто превышают границы адаптации поршневого кольца.

Технической задачей изобретения является изменение характера и уменьшение величины деформаций рабочей поверхности гильзы цилиндра, контактирующей с поршневыми кольцами и определяющей - вместе с ними и поршнем - основные мощностные и экологические характеристики двигателя.

Поставленная техническая задача решается в гильзе двигателя внутреннего сгорания, состоящей из тела, размещенного в отверстии блока двигателя, и верхнего опорного бурта, нагруженного по одной поверхности усилиями со стороны головки, поджимаемой к блоку через отверстия болтами (шпильками), и противоположной поверхностью опирающегося на блок, верхний опорный бурт которой в поперечном сечении имеет форму эллипса, а его большая ось является биссектрисой большего угла между отверстиями под шпильки (болты) крепления головки к блоку.

Оригинальность изобретения состоит в том, что в отличие от прототипа в гильзе двигателя внутреннего сгорания ее верхний опорный бурт, нагружаемый по одной поверхности усилиями со стороны головки и опирающийся противоположной поверхностью на блок, в поперечном сечении имеет форму эллипса, большая ось которого является биссектрисой большего угла между отверстиями под шпильки (болты) крепления головки к блоку, что дает возможность изменять характер и величину деформаций за счет изменения размера малой оси эллипса опорного бурта.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема возникновения деформаций гильзы двигателя внутреннего сгорания в составе цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя, на фиг.2 показано сечение А-А ЦПГ, представленной на фиг.1, на фиг.3 показана расчетная схема овализации бурта гильзы, на фиг.4 показано влияние овализации бурта на изгибающий момент, на фиг.5 приведена конструкция гильзы с уменьшенной деформацией рабочей поверхности, на фиг.6 приведена деформация рабочей поверхности гильзы в координатах “отклонение, мкм-угол, градус” со стандартным опорным буртом (кривая 1) и эллиптическим опорным буртом - разность диаметров осей эллипса d4-d5=2 мм (кривая 2 - при расположении большой оси эллипса параллельно оси коленвала, кривая 3 - при расположении большой оси эллипса перпендикулярно оси коленвала).

Гильза двигателя внутреннего сгорания состоит (фиг.1, 2) из тела 1, размещаемого при сборке двигателя в отверстии блока 2, и верхнего опорного бурта 3, нагружаемого по поверхности "АВ" и "ЕС" усилиями со стороны головки 4, формируемыми шпильками 5, 6, 7, 8, и опирающегося противоположной поверхностью на блок 2. Верхний опорный бурт 3 гильзы в поперечном сечении выполнен в виде эллипса, большая ось которого является биссектрисой большего угла между отверстиями под шпильки (болты) 5 и 7, 6 и 8 крепления головки 4 к блоку 2. Под опорный бурт 3 и на нижнюю часть тела 1 гильзы установлены уплотнительные кольца 9, предотвращающие попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания.

Произведем расчет деформаций стенки гильзы, используя следующие обозначения: u - радиальные перемещения точек внутреннего контура гильзы; F - стягивающая сила болтов (шпилек) 5-8; q - интенсивность распределения нагрузки по поверхности верхнего опорного бурта 3 гильзы; M1 - изгибающий момент, создаваемый силой F; M2 - изгибающий момент от распределенной нагрузки, действующей по области АВ; Sec - площадь верхней части гильзы, соответствующей участку ЕС; SAB - площадь верхней части гильзы, соответствующей участку АВ; S=SAB=SEC - площадь верхнего полукольца гильзы, по которой действует распределенная нагрузка с интенсивностью q=const (фиг.1).

Распределенная нагрузка, действующая по верхнему полукольцу гильзы, статически эквивалентна силе F, т.е.:

F=q·Sгильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 q=F/S.

При этом

FAB+ Fec=F,

где FAB=q·SAB, FEC=q·SEC.

Моменты, действующие на верхний бурт гильзы:

M1=F·|ДС|,

М2=FAB(1/2|АВ|+1/2|BE|)=1/2FAB·(|АВ|+|BE|).

Условие равновесия

Mгильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 =M12=F·|ДС|-1/2FAB·(|АВ+BE|).

Составим следующую систему для вычисления FAB и FEC:

гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

Откуда

FEC=F-FABгильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

Тогда суммарный момент будет выглядеть следующим образом:

гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

Суммарный изгибающий момент порождает некоторую силу гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665, действующую по линии, соединяющей стягивающие болты 5 и 6 (фиг.2). Обозначим через u0 максимальное перемещение точки контура N в направлении к центру гильзы, вызванное силой гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665. Таким образом, максимальное уменьшение диаметра по линии KN будет 2u0. В силу симметрии в направлении, перпендикулярном KN - по линии LG, - будет наблюдаться увеличение диаметра гильзы на 2u0.

Радиальное изменение внутреннего (рабочего) диаметра гильзы можно задать формулой

u1=a·M·cos2гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 ,

где угол гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 отсчитывается от линии KN против часовой стрелки, а - коэффициент пропорциональности.

Аналогично для стягивающих болтов 7 и 8 получаем

u2=a·M·cos2(гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 ).

В результате полное перемещение точек внутреннего контура (рабочей поверхности) определиться функцией

u=u1+u2=а·М·[cos2гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 +cos2(гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )].

Найдем максимум и минимум этой функции, для чего определим ее производную

u’=a·M·[-2sin2гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -2sin2гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )].

Приравнивая u’=0, получаем

2sin2гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 +2sin2(гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )=0гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 2sin(2гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )·cos95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 =0гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 sin(2гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )=0=гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

2гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 =180гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 ·к.

При к=0 имеем гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 1=47,5гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 , при к=1 гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 2=137,5гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

u(47,5гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )=a·M·(cos95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 +cos95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )=-2·a·M·sin5гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

u(137,5гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )=u(90гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 +47,5гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )=a·M·[cos2(90гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 +47,5гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )+cos2(90гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 +47,5гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )]=

=a·M·[cos(180гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 +95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )+cos(180гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )]=a·M·[-cos95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -cos95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 ]=2·a·M·sin5гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 .

Коэффициент "а" находится из уравнения u0=а·М.

Овализируем пояс |ЕС|, тогда его площадь выразится следующим соотношением:

SEC=гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 ·(d4·d5-d23)/4,

где d4 - большая ось, d5 - малая ось.

Эксцентриситет эллипса и фокальный параметр задаются выражениями

гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

В полярных координатах эллипс задан уравнением

гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

Поскольку при эллипсном исполнении верхнего опорного бурта 3 параметр |ДС| будет зависеть от угла гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 , то новое плечо действия момента Mгильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 (фиг.3)

|ДС’|=|ДC|+(d4/2-гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 (гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )).

Поскольку изменится площадь SEC, то изменится и отношение площадей гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665.

Согласно "золотому правилу механики" малую ось эллипса верхнего опорного бурта необходимо расположить вдоль оси действия максимальных моментов, т.е. выражение для расчета координат эллипса примет вид

гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

Тогда выражение для момента будет иметь следующий вид:

гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665

Окончательно отклонения профиля гильзы определятся выражением

u"(гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )=a·M’гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 (гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )-[cos2гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 +cos2(гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 -95гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 )].

Варьируя диаметром полуоси d5 эллипса верхнего опорного бурта 3 (фиг.4, 5), можно получить требуемую форму деформаций рабочей поверхности тела 1 гильзы (фиг.6), при этом исходный изгибающий момент Mизг.2 в этом сечении больше, чем Мов.изг.2, для предлагаемой конструкции гильзы (фиг.4).

Предлагаемое устройство работает следующим образом: на тело 1 и под опорный бурт 3 гильзы двигателя внутреннего сгорания устанавливается уплотнительное кольцо 9. После этого гильза размещается в отверстии блока 2 таким образом, чтобы большая ось эллипса верхнего опорного бурта 3 гильзы являлась биссектрисой большего угла между отверстиями в блоке 2 под шпильки 5 и 7, 6 и 8. Посредством шпилек (болтов) 5, 6, 7, 8, проходящих через отверстия в головке 4 и ввинчиваемых в соответствующие отверстия блока 2, на головке 4 создаются усилия, передаваемые на верхний опорный бурт 3 гильзы и удерживающие гильзу в блоке 2, в том числе при протекании рабочих процессов двигателя внутреннего сгорания.

В прототипе, за счет разности углов между отверстиями в головке 4 под шпильки 5 и 7, 6 и 8, в зоне 0гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 ..85гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 180гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 ...265гильза двигателя внутреннего сгорания, патент № 2231665 - симметрично - формируются области повышенного удельного давления - в результате на верхний опорный бурт 3 действуют моменты, вызывающие овализацию рабочей поверхности гильзы (фиг.6, кривая 1). Рассматриваемый характер деформаций не удается изменить ни изменением последовательности и усилий затяжки шпилек (болтов) 5-8, проходящих через соответствующие отверстия головки 4 блока, ни применением уплотнительных колец 9, изготовленных из материала с отличающимися от исходного своими физико-механическими свойствами.

При установке гильзы с верхним опорным буртом 3, имеющим форму эллипса, с условием, что его большая ось является биссектрисой большего угла между отверстиями в головке 4 под шпильки 5 и 7, 6 и 8, нагрузки распределяются более равномерно по периметру опорного бурта 3 (фиг.6, кривая 2). При этом, варьируя разностью диаметров осей эллипса верхнего опорного бурта 3 и расположением этих осей относительно оси коленчатого вала, можно добиться желаемых форм и величин деформаций (фиг.6, кривая 3).

Равномерная деформация рабочей поверхности гильзы по периметру позволяет максимально полно поддерживать с ней контакт рабочих поверхностей поршневых колец в процессе работы двигателя и тем самым обеспечить требуемую долговечность всей конструкции.

Техническое преимущество предлагаемой конструкции состоит в том, что имеется возможность изменять характер и величины деформаций рабочей поверхности гильзы цилиндра "мокрого" типа за счет изменения соотношения размеров осей эллипса опорного бурта гильзы.

Источники информации

1. Двигатели внутреннего сгорания. Изд. в 3-х т. Общ. ред. А.С.Орлина. М., Машгиз, 1962. Т.2. Конструкция и расчет, - с.365, фиг.287.

2. Там же, с.360, фиг.279.

Класс F02F1/18 прочие цилиндры 

цилиндро-поршневая группа -  патент 2440503 (20.01.2012)
гильза цилиндра и двигатель -  патент 2387861 (27.04.2010)
гильза цилиндра (варианты) и двигатель -  патент 2376488 (20.12.2009)
поршневой двигатель -  патент 2371597 (27.10.2009)
гильза цилиндра двигателя внутреннего сгорания -  патент 2307948 (10.10.2007)
двигатель внутреннего сгорания с впрыскиванием топлива в цилиндр -  патент 2296877 (10.04.2007)
адиабатный двигатель казанцева -  патент 2256809 (20.07.2005)
блок цилиндров двигателя внутреннего сгорания -  патент 2230920 (20.06.2004)
цилиндр поршневого двигателя -  патент 2162159 (20.01.2001)
способ изготовления гильзы цилиндра двигателя внутреннего сгорания -  патент 2084673 (20.07.1997)
Наверх