способ определения массы газа в баллоне топливной системы двс

Классы МПК:G01F9/00 Измерение расхода жидкости путем сравнения с другой переменной величиной, например измерение расхода жидкого топлива для двигателей
G01F17/00 Способы и устройства для определения емкости резервуаров, сосудов, полостей или объема твердых тел
G07C5/10 с помощью счетных устройств или цифровых часов 
F02M21/02 газообразным топливом
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2001-10-08
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в газобаллонной топливной системе ДВС для определения массы сжатого газа в баллоне. После включения зажигания ДВС измеряют температуру охлаждающей жидкости и температуру газа на входе в ДВС и в случае равенства измеренных значений определяют величину температуры газа в баллоне равной величине температуры охлаждающей жидкости в ДВС. Измеряют давление газа в баллоне и по полученным значениям температуры и давления вычисляют массу газа в баллоне топливной системы. За счет исключения датчика температуры газа в баллоне достигается простота реализации способа. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

Способ определения массы газа в баллоне топливной системы ДВС, снабженного выключателем зажигания, датчиком температуры охлаждающей жидкости, датчиком температуры газа на входе в ДВС и датчиком давления газа, при котором определяют температуру газа, измеряют давление газа и вычисляют по полученным значениям температуры и давления массу газа в баллоне, отличающийся тем, что после включения зажигания ДВС измеряют температуру охлаждающей жидкости и температуру газа на входе в ДВС, сравнивают измеренные значения, в случае их равенства определяют величину температуры газа в баллоне равной величине температуры охлаждающей жидкости в ДВС, после чего измеряют давление газа и вычисляют массу газа в баллоне.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в газобаллонной топливной системе двигателя внутреннего сгорания (далее - ДВС) для определения массы сжатого газа в баллоне.

Известна (см. патент RU 2122644 C1, МПК 6 F 02 D 19/02, опубл. 27.11.98) система управления ДВС, работающего на газообразном топливе, включающая в себя выключатель зажигания, датчик давления газа, датчик температуры газа, подаваемого в ДВС, и контроллер, выполняющий обработку информации от датчиков.

Известно, что подавляющее большинство систем управления ДВС включает в себя датчик температуры охлаждающей жидкости.

Для эксплуатации ДВС необходима достоверная информация о первоначальной массе газа в баллоне топливной системы. Основываясь на этой информации и рассчитывая расход топлива по времени открытия форсунок ДВС и показаниям датчиков температуры и давления газа, определяют массу газа, оставшегося в баллоне, и необходимость заправки топливной системы.

Информацию о первоначальной массе газа в баллоне необходимо периодически обновлять, иначе будет происходить накапливание ошибки за счет утечки газа из топливной системы.

Массу газа в баллоне можно определить, зная объем баллона, давление и температуру газа в баллоне.

Для уточнения массы газа в баллоне его обычно снабжают дополнительным датчиком температуры газа в баллоне.

За прототип заявляемого способа взят способ определения массы газа в газобаллонной топливной системе (патент RU 2156960 C2, МПК 7 G 01 F 1/86, опубл. 27.09.2000). Способ заключается в следующем. В газобаллонной топливной системе, включающей в себя датчики давления и температуры, установленные непосредственно в баллоне, и контроллер, выполняющий обработку информации с датчиков, измеряют температуру и давление газа и по измеренным значениям рассчитывают массу газа в баллоне.

Недостатком способа является сложность реализации, обусловленная наличием дополнительного датчика температуры газа и необходимостью его размещения непосредственно в баллоне.

Задачей заявляемого изобретения является создание простого в реализации способа определения массы газа в баллоне топливной системы ДВС.

Указанная задача решается в способе определения массы газа в баллоне топливной системы ДВС, снабженного контроллером, выключателем зажигания, датчиком температуры и датчиком давления газа, подключенными ко входам контроллера, при котором определяют температуру газа, измеряют давление газа и вычисляют по полученным значениям давления и температуры массу сжатого газа в баллоне.

Задача решается тем, что после включения зажигания ДВС измеряют температуру охлаждающей жидкости и температуру газа на входе в ДВС, сравнивают измеренные значения и в случае их равенства определяют величину температуры газа в баллоне равной величине температуры охлаждающей жидкости в ДВС, после чего измеряют давление газа.

Простота реализации способа достигается за счет исключения датчика температуры газа в баллоне топливной системы.

Изобретение поясняется чертежом, где изображена система управления ДВС, работающего на газообразном топливе.

Изобретение может быть реализовано в системе управления ДВС, работающего на сжатом газе, включающей в себя контроллер 1, замок 2 зажигания, датчик 3 температуры охлаждающей жидкости, датчик 4 температуры газа на входе в ДВС и датчик 5 давления газа в баллоне.

В качестве газа может использоваться, например, метан.

Датчик 5 может быть установлен как непосредственно на баллоне, так и в трубопроводе топливной системы ДВС (до редуктора).

Для реализации способа выполняют следующие действия:

- по состоянию контактов замка 2 зажигания контроллером 1 определяют включение зажигания двигателя;

- после включения зажигания ДВС контроллером 1 по сигналам датчиков 3, 4 измеряют температуру охлаждающей жидкости и температуру газа на входе в ДВС;

- сравнивают полученные значения температур;

- в случае равенства измеренных температур определяют, что температура ДВС, температура охлаждающей жидкости ДВС, температура баллона, температура газа в баллоне и температура газа на входе в ДВС равны между собой и соответствуют значению температуры окружающей среды.

После выключения зажигания температура баллона (и газа в баллоне) значительно отличается от температуры ДВС (и охлаждающей жидкости). Так как корпус двигателя обладает большей теплоемкостью по сравнению с теплоемкостью баллона, то равенство температур ДВС, охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДВС, баллона, газа в баллоне и газа на входе в ДВС достигается только при остывании ДВС (и охлаждающей его жидкости) до температуры окружающей среды.

В случае равенства измеренных температур запоминают измеренное значение температуры охлаждающей жидкости как температуру окружающей среды.

Измеряют давление газа в баллоне.

По значениям температуры окружающей среды и давления газа, зная объем баллона, определяют массу сжатого газа в баллоне топливной системы ДВС.

Определенное в соответствии с заявляемым способом значение массы газа является наиболее достоверным. Его запоминают в памяти контроллера и используют в расчетах остатка топлива при работе ДВС.

Класс G01F9/00 Измерение расхода жидкости путем сравнения с другой переменной величиной, например измерение расхода жидкого топлива для двигателей

устройство для измерения количества топлива, израсходованного двигателем внутреннего сгорания при эксплуатации военной гусеничной машины -  патент 2529753 (27.09.2014)
способ дезактивации жидкого эфлюента, содержащего один или более радиоактивных химических элементов, посредством обработки в кипящем слое -  патент 2529018 (27.09.2014)
транспортное средство -  патент 2527607 (10.09.2014)
способ нормирования расхода топлива машинно-тракторным агрегатом -  патент 2510958 (10.04.2014)
устройство для измерения параметров текучей среды и способ измерения параметров текучей среды -  патент 2456549 (20.07.2012)
устройство для определения режима расхода топлива -  патент 2436163 (10.12.2011)
способ определения расхода системы подачи рабочего тела к источнику плазмы -  патент 2392589 (20.06.2010)
компенсатор гидравлического удара со счетчиком топлива в топливных системах двигателей -  патент 2346246 (10.02.2009)
способ и система измерения, учета и контроля расхода топлива двигателем внутреннего сгорания транспортного средства и мониторинга состояния двигателя -  патент 2331048 (10.08.2008)
устройство для измерения расхода топлива дизелем -  патент 2331047 (10.08.2008)

Класс G01F17/00 Способы и устройства для определения емкости резервуаров, сосудов, полостей или объема твердых тел

способ градуировки резервуара вертикального цилиндрического для определения вместимости, соответствующей высоте его наполнения -  патент 2521212 (27.06.2014)
способ градуировки сигнализаторов уровня емкости -  патент 2498233 (10.11.2013)
способ определения массы жидкости в резервуаре -  патент 2494353 (27.09.2013)
способ измерения объема сосуда и устройство для его осуществления -  патент 2494352 (27.09.2013)
способ градуировки резервуара шарового (сферического) для определения вместимости, соответствующей высоте его наполнения -  патент 2470266 (20.12.2012)
способ определения потерь почвы от водной эрозии -  патент 2462692 (27.09.2012)
способ градуировки резервуара для определения вместимости, соответствующей высоте его наполнения -  патент 2442112 (10.02.2012)
способ автоматизированного учета массы нефтепродуктов на складах топлива в вертикальных и горизонтальных резервуарах при их отпуске потребителям -  патент 2377505 (27.12.2009)
способ определения объема остатка твердого нефтепродукта в железнодорожном вагоне-цистерне -  патент 2348015 (27.02.2009)
способ автоматизированного учета и сведения товарного баланса нефтепродуктов на нефтебазах и азс -  патент 2344379 (20.01.2009)

Класс G07C5/10 с помощью счетных устройств или цифровых часов 

способ и система измерения, учета и контроля расхода топлива двигателем внутреннего сгорания транспортного средства и мониторинга состояния двигателя -  патент 2331048 (10.08.2008)
способ и устройство для измерения количества топлива в баке автомобиля -  патент 2301406 (20.06.2007)
система для контроля и регистрации эксплуатационных показателей автотранспортного средства -  патент 2267811 (10.01.2006)
способ учета расхода топлива двигателем внутреннего сгорания транспортного средства -  патент 2199091 (20.02.2003)
устройство для контроля и регистрации эксплуатационных показателей автотранспортного средства -  патент 2178585 (20.01.2002)
устройство для учета ресурса транспортной машины -  патент 2075781 (20.03.1997)
устройство для учета номеров транспортных объектов -  патент 2068583 (27.10.1996)
устройство индикации времени стоянки транспортного средства с двигателем -  патент 2060176 (20.05.1996)
устройство для регистрации времени работы двигателя -  патент 2015569 (30.06.1994)

Класс F02M21/02 газообразным топливом

газово-поршневой электрогенератор с низкой газовой концентрацией -  патент 2525567 (20.08.2014)
система управления газопоршневым двигателем -  патент 2520787 (27.06.2014)
насос для перекачки криогенной текучей среды -  патент 2509229 (10.03.2014)
система управления двухтопливным двигателем -  патент 2504679 (20.01.2014)
инжектор для подачи газового топлива -  патент 2494281 (27.09.2013)
комплект клапанов газовых форсунок, способ управления работой клапанов газовых форсунок и устройство для управления работой инжекторной системы подачи топлива -  патент 2493415 (20.09.2013)
система подачи сжиженного нефтяного газа/аммиака для бензиновых или дизельных двигателей с прямым впрыском -  патент 2489593 (10.08.2013)
система уплотненного соединения между трубчатыми секциями, в частности, для уплотненного соединения трубки для подачи горючего газа под высоким давлением с редукционным клапаном в автомобильных двигателях внутреннего сгорания -  патент 2462610 (27.09.2012)
регулятор давления -  патент 2453723 (20.06.2012)
система питания двигателя внутреннего сгорания сжиженным газовым топливом -  патент 2451819 (27.05.2012)
Наверх