способ определения массы газа в баллоне топливной системы двс
Классы МПК: | G01F9/00 Измерение расхода жидкости путем сравнения с другой переменной величиной, например измерение расхода жидкого топлива для двигателей G01F17/00 Способы и устройства для определения емкости резервуаров, сосудов, полостей или объема твердых тел G07C5/10 с помощью счетных устройств или цифровых часов F02M21/02 газообразным топливом |
Автор(ы): | Шпилёв С.А. (RU), Дударь Д.Б. (RU), Гаджиев Фарда Майыс Оглы (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-10-08 публикация патента:
27.06.2004 |
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в газобаллонной топливной системе ДВС для определения массы сжатого газа в баллоне. После включения зажигания ДВС измеряют температуру охлаждающей жидкости и температуру газа на входе в ДВС и в случае равенства измеренных значений определяют величину температуры газа в баллоне равной величине температуры охлаждающей жидкости в ДВС. Измеряют давление газа в баллоне и по полученным значениям температуры и давления вычисляют массу газа в баллоне топливной системы. За счет исключения датчика температуры газа в баллоне достигается простота реализации способа. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ определения массы газа в баллоне топливной системы ДВС, снабженного выключателем зажигания, датчиком температуры охлаждающей жидкости, датчиком температуры газа на входе в ДВС и датчиком давления газа, при котором определяют температуру газа, измеряют давление газа и вычисляют по полученным значениям температуры и давления массу газа в баллоне, отличающийся тем, что после включения зажигания ДВС измеряют температуру охлаждающей жидкости и температуру газа на входе в ДВС, сравнивают измеренные значения, в случае их равенства определяют величину температуры газа в баллоне равной величине температуры охлаждающей жидкости в ДВС, после чего измеряют давление газа и вычисляют массу газа в баллоне.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в газобаллонной топливной системе двигателя внутреннего сгорания (далее - ДВС) для определения массы сжатого газа в баллоне.Известна (см. патент RU 2122644 C1, МПК 6 F 02 D 19/02, опубл. 27.11.98) система управления ДВС, работающего на газообразном топливе, включающая в себя выключатель зажигания, датчик давления газа, датчик температуры газа, подаваемого в ДВС, и контроллер, выполняющий обработку информации от датчиков.Известно, что подавляющее большинство систем управления ДВС включает в себя датчик температуры охлаждающей жидкости.Для эксплуатации ДВС необходима достоверная информация о первоначальной массе газа в баллоне топливной системы. Основываясь на этой информации и рассчитывая расход топлива по времени открытия форсунок ДВС и показаниям датчиков температуры и давления газа, определяют массу газа, оставшегося в баллоне, и необходимость заправки топливной системы.Информацию о первоначальной массе газа в баллоне необходимо периодически обновлять, иначе будет происходить накапливание ошибки за счет утечки газа из топливной системы.Массу газа в баллоне можно определить, зная объем баллона, давление и температуру газа в баллоне.Для уточнения массы газа в баллоне его обычно снабжают дополнительным датчиком температуры газа в баллоне.За прототип заявляемого способа взят способ определения массы газа в газобаллонной топливной системе (патент RU 2156960 C2, МПК 7 G 01 F 1/86, опубл. 27.09.2000). Способ заключается в следующем. В газобаллонной топливной системе, включающей в себя датчики давления и температуры, установленные непосредственно в баллоне, и контроллер, выполняющий обработку информации с датчиков, измеряют температуру и давление газа и по измеренным значениям рассчитывают массу газа в баллоне.Недостатком способа является сложность реализации, обусловленная наличием дополнительного датчика температуры газа и необходимостью его размещения непосредственно в баллоне.Задачей заявляемого изобретения является создание простого в реализации способа определения массы газа в баллоне топливной системы ДВС.Указанная задача решается в способе определения массы газа в баллоне топливной системы ДВС, снабженного контроллером, выключателем зажигания, датчиком температуры и датчиком давления газа, подключенными ко входам контроллера, при котором определяют температуру газа, измеряют давление газа и вычисляют по полученным значениям давления и температуры массу сжатого газа в баллоне.Задача решается тем, что после включения зажигания ДВС измеряют температуру охлаждающей жидкости и температуру газа на входе в ДВС, сравнивают измеренные значения и в случае их равенства определяют величину температуры газа в баллоне равной величине температуры охлаждающей жидкости в ДВС, после чего измеряют давление газа.Простота реализации способа достигается за счет исключения датчика температуры газа в баллоне топливной системы.Изобретение поясняется чертежом, где изображена система управления ДВС, работающего на газообразном топливе.Изобретение может быть реализовано в системе управления ДВС, работающего на сжатом газе, включающей в себя контроллер 1, замок 2 зажигания, датчик 3 температуры охлаждающей жидкости, датчик 4 температуры газа на входе в ДВС и датчик 5 давления газа в баллоне.В качестве газа может использоваться, например, метан.Датчик 5 может быть установлен как непосредственно на баллоне, так и в трубопроводе топливной системы ДВС (до редуктора).Для реализации способа выполняют следующие действия:- по состоянию контактов замка 2 зажигания контроллером 1 определяют включение зажигания двигателя;- после включения зажигания ДВС контроллером 1 по сигналам датчиков 3, 4 измеряют температуру охлаждающей жидкости и температуру газа на входе в ДВС;- сравнивают полученные значения температур;- в случае равенства измеренных температур определяют, что температура ДВС, температура охлаждающей жидкости ДВС, температура баллона, температура газа в баллоне и температура газа на входе в ДВС равны между собой и соответствуют значению температуры окружающей среды.После выключения зажигания температура баллона (и газа в баллоне) значительно отличается от температуры ДВС (и охлаждающей жидкости). Так как корпус двигателя обладает большей теплоемкостью по сравнению с теплоемкостью баллона, то равенство температур ДВС, охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДВС, баллона, газа в баллоне и газа на входе в ДВС достигается только при остывании ДВС (и охлаждающей его жидкости) до температуры окружающей среды.В случае равенства измеренных температур запоминают измеренное значение температуры охлаждающей жидкости как температуру окружающей среды.Измеряют давление газа в баллоне.По значениям температуры окружающей среды и давления газа, зная объем баллона, определяют массу сжатого газа в баллоне топливной системы ДВС.Определенное в соответствии с заявляемым способом значение массы газа является наиболее достоверным. Его запоминают в памяти контроллера и используют в расчетах остатка топлива при работе ДВС.Класс G01F9/00 Измерение расхода жидкости путем сравнения с другой переменной величиной, например измерение расхода жидкого топлива для двигателей
Класс G01F17/00 Способы и устройства для определения емкости резервуаров, сосудов, полостей или объема твердых тел
Класс G07C5/10 с помощью счетных устройств или цифровых часов
Класс F02M21/02 газообразным топливом