устройство для создания тяги
Классы МПК: | B64D27/02 летательные аппараты, отличающиеся по типу или размещению силовой установки B64C29/02 с вертикальным положением продольной оси при посадке F02K1/80 сочленения или соединения |
Автор(ы): | Завьялов Ю.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "ПЛАНЕТА-К" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-07-18 публикация патента:
10.07.2004 |
Изобретение относится к устройствам для создания тяги для летательных аппаратов. Устройство содержит корпус с камерой и нагнетатель. Полость камеры выполнена в форме сплющенного эллипсоида вращения и сообщена с внешней средой через отверстие в корпусе, расположенное в нижней части камеры параллельно плоскости симметрии, проходящей через большую ось эллипсоида вращения полости камеры. Нагнетатель установлен в отверстии корпуса на оси симметрии, проходящей через малую ось эллипсоида вращения полости камеры, с возможностью нагнетания текучей среды внутрь упомянутой полости. Технический результат – упрощение конструкции. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Устройство для создания тяги, содержащее корпус с камерой и нагнетатель, отличающееся тем, что полость камеры выполнена в форме сплющенного эллипсоида вращения и сообщена с внешней средой через отверстие в корпусе, расположенное в нижней части камеры параллельно плоскости, проходящей через большую ось эллипсоида вращения полости камеры, нагнетатель установлен в отверстии корпуса на оси симметрии, проходящей через малую ось эллипсоида вращения полости камеры, с возможностью нагнетания текучей среды внутрь упомянутой полости.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упомянутый нагнетатель выполнен в виде вентилятора и прикреплен к корпусу по меньшей мере двумя жесткими связями.3. Устройство по п.3, отличающееся тем, что вентилятор выполнен с горизонтально расположенным рабочим колесом.4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что при использовании внешней среды в виде воздуха ширина полости камеры в наиболее широкой части составляет от 8,6 D до 9 D, где D - наружный диаметр проходного сечения нагнетателя.5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что при использовании внешней среды в виде воздуха высота полости камеры составляет не менее 4 D.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для создания тяги для летательных аппаратов и других транспортных средств.Известен “Способ создания тяги” по патенту РФ №2104188, публикация 10.02.98, приоритет 03.01.96, МПК B 60 V 1/14, заключающийся в том, что камеру, имеющую по крайней мере один выход в окружающую среду, заполняют текучей средой под давлением и используют струйную завесу из текучей среды.Известен “Вихревой движитель” по а.с. №1713209, публикация 20.01.96, приоритет 27.06.89, МПК В 63 Н 11/00, в котором движитель содержит центральное тело, которое образует горообразные вихревые камеры, из которых поток направляется в диффузор.Известен “Способ создания подъемной силы и устройство для его осуществления” по патенту РФ №2089420, публикация 10.09.97, приоритет 31.01.96, МПК B 60 V 1/06, в котором в область под куполообразным корпусом подают центральную струю сжатого воздуха и формируют воздушную подушку под этим куполом, причем струю выдувают радиально в сторону нижней поверхности днища куполообразного корпуса в виде веерообразной или плоской струи.Наиболее близким к изобретению является патент Германии №3742771 “Летательный аппарат”, публикация 29.06.89, МПК В 64 С 29/02, в котором в тороидальную камеру подается воздух и затем выбрасывается через кольцевое сопло, за счет чего создается подъемная сила.Известные устройства не исчерпывают спектр возможных устройств для создания тяги.Технической задачей, на которую направлено изобретение, является создание простого по конструкции и эффективного устройства, создающего подъемную тягу.Устройство для создания тяги содержит корпус с камерой и нагнетатель. Полость камеры выполнена в форме сплющенного эллипсоида вращения и сообщена с внешней средой через отверстие в корпусе, расположенное в нижней части камеры параллельно плоскости, проходящей через большую ось эллипсоида вращения полости камеры. Нагнетатель установлен в отверстии корпуса на оси симметрии, проходящей через малую ось эллипсоида вращения полости камеры, с возможностью нагнетания текучей среды внутрь упомянутой полости камеры.Нагнетатель засасывает текучую внешнюю среду и нагнетает ее внутрь корпуса по оси камеры. Внутри камеры образуется устойчивый тороидальный вихрь. В полости создается равномерно распределенное избыточное давление. За счет избыточного давления вихрь отжимается от стенок корпуса и часть текучей среды выбрасывается наружу в зазор, образующийся в отверстии корпуса, между поверхностью вихря и корпусом. Энергия нагнетателя используется для поддержания устойчивого состояния вихря и давления внутри корпуса. Нескомпенсированное давление на верхнюю часть полости камеры создает тягу, приложенную к устройству с вектором вверх.Если боковые стенки полости камеры в сечении, проходящем через малую ось эллипсоида вращения полости камеры, имеют форму, близкую к форме части круга, то тороидальный вихрь более устойчив.Упомянутый нагнетатель может быть выполнен в виде вентилятора и прикреплен к корпусу по меньшей мере двумя жесткими связями. При этом вентилятор выполняется с горизонтально расположенным рабочим колесом.При использовании внешней среды в виде воздуха ширина полости камеры в наиболее широкой части составляет от 8,6 D до 9 D, где D - наружный диаметр проходного сечения нагнетателя, а высота полости камеры составляет не менее 4 D.Техническое решение поясняется чертежами.На фиг.1 приведен вертикальный разрез подъемного устройства; на фиг.2 - вид снизу подъемного устройства; на фиг.3 - схема движения текучей среды в подъемном устройстве.Устройство для создания тяги содержит корпус 1 с камерой 2 и нагнетателем 3 (фиг.1). Полость 4 камеры 2 выполнена в форме сплющенного эллипсоида вращения и сообщена с внешней средой через отверстие 5 в корпусе 1. Отверстие 5 расположено в нижней части камеры 2 параллельно плоскости симметрии 6 (фиг.3), проходящей через большую ось 7 эллипсоида вращения полости 4 камеры 2. Нагнетатель 3 установлен в отверстии 5 корпуса 1 на оси 8 симметрии, проходящей через малую ось эллипсоида вращения полости 4 камеры 2. Боковые стенки 9 полости 4 камеры 2 имеют форму, близкую к форме части круга.Нагнетатель 3 выполнен в виде вентилятора с горизонтально расположенным рабочим колесом 11 и скреплен с корпусом 1 по жесткими связями 10. На нагнетателе 3 установлено направляющее сопло 14.При использовании внешней среды в виде воздуха ширина полости 4 камеры 2 в наиболее широкой части составляет от 8,6 D до 9 D, где D - наружный диаметр проходного сечения нагнетателя 3, а высота полости камеры составляет не менее 4 D.Отверстие 5 в корпусе 1 (фиг.3) образовано пересечением полости 4 камеры 2 с конической поверхностью 12, имеющей вершину в центре 13 симметрии полости 4, ось симметрии, совпадающую с вертикальной осью 8 симметрии полости 4, и образующую, расположенную под углом 20-40 от плоскости симметрии 6, проходящей через большую ось 7 эллипсоида вращения полости.Устройство для создания тяги работает следующим образом.При работе нагнетателя 3 текучая среда, например воздух, через направляющее сопло 14 нагнетается по вертикальной оси камеры 2 внутрь полости 4, где формируется устойчивый тороидальный вихрь. Струя от нагнетателя тормозится на стенке полости 4, противоположной от нагнетателя, и кинетическая энергия струи переходит в потенциальную. Внутри полости 4 в области, ограниченной ее поверхностью, поверхностью вихря и нагнетателем 3, создается равномерно распределенное избыточное давление, которое и создает подъемную силу. Тороидальный вихрь затрудняет выход воздуха из полости 4, однако часть текучей среды выбрасывается наружу через зазор, образующийся между поверхностью вихря и кромкой корпуса 1.Данное устройство может быть применено как в воздушной среде, в этом случае в качестве нагнетателя может быть применен вентилятор, так и в другой среде, например в воде, в этом случае нагнетателем может быть винт.Устройство может быть применено для различных транспортных средств, в том числе и дисковых. Устройств для создания тяги на транспортном средстве может быть установлено несколько. Кроме того, данное устройство может применяться как тяговое для различных типов судов, например на воздушной подушке.Класс B64D27/02 летательные аппараты, отличающиеся по типу или размещению силовой установки
Класс B64C29/02 с вертикальным положением продольной оси при посадке
Класс F02K1/80 сочленения или соединения