стенд для исследования взаимодействия ходового колеса с рельсом железнодорожного транспорта
Классы МПК: | G01M17/10 подвесок, осей или колес |
Автор(ы): | Михайлов Г.И. (RU), Кириков А.К. (RU), Грек В.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско- технологический институт подвижного состава (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-12-25 публикация патента:
10.07.2004 |
Изобретение относится к испытательному оборудованию, в частности к стендам для исследования взаимодействия ходового колеса с рельсом железнодорожного транспорта. Стенд для исследования взаимодействия ходового колеса с рельсом железнодорожного транспорта содержит основание со стойками и опорами, связанный с приводным двигателем вал с маховиком для испытуемого ходового колеса транспортного средства, контактирующего с имитатором рельсового пути, выполненным в виде катка. Стенд также содержит механизм вертикального радиального нагружения ходового колеса, механизм горизонтального бокового нагружения ходового колеса, подпружиненный рычаг, шарнирно установленный на опорах и связанный с механизмом вертикального радиального нагружения ходового колеса. При этом вал с маховиком для ходового колеса установлен на платформе с возможностью поворота ее в горизонтальной плоскости от механизма нагружения, предназначенного для имитации извилистого движения ходового колеса. Каток закреплен на валу с маховиком, установленным в подшипниковых опорах корпуса, шарнирно подвешенного на двух тягах параллелограммного механизма и закрепленных на подпружиненном рычаге с возможностью взаимодействия с механизмом горизонтального бокового нагружения ходового колеса для имитации нагрузок в пути на ходовое колесо в горизонтальной плоскости, в том числе при прохождении кривых. Вал катка связан с нагрузочным агрегатом, выполненным в виде электрического генератора или балансирной машины. Технический результат - расширение функциональных возможностей стенда и снижение энергозатрат при эксплуатации. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Стенд для исследования взаимодействия ходового колеса с рельсом железнодорожного транспорта, содержащий основание со стойками и опорами, связанный с приводным двигателем вал с маховиком для испытуемого ходового колеса транспортного средства, контактирующего с имитатором рельсового пути, выполненным в виде катка, механизм вертикального радиального нагружения ходового колеса, механизм горизонтального бокового нагружения ходового колеса, подпружиненный рычаг, шарнирно установленный на опорах и связанный с механизмом вертикального радиального нагружения ходового колеса, отличающийся тем, что вал с маховиком для ходового колеса установлен на платформе с возможностью поворота ее в горизонтальной плоскости от механизма нагружения, предназначенного для имитации извилистого движения ходового колеса, каток закреплен на валу с маховиком, установленным в подшипниковых опорах корпуса, шарнирно подвешенного на двух тягах параллелограммного механизма и закрепленных на подпружиненном рычаге с возможностью взаимодействия с механизмом горизонтального бокового нагружения ходового колеса для имитации нагрузок в пути на ходовое колесо в горизонтальной плоскости, в том числе при прохождении кривых, а вал катка связан с нагрузочным агрегатом, выполненным в виде электрического генератора или балансирной машины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к испытательному оборудованию, в частности, к стендам для исследования взаимодействия ходового колеса с рельсом железнодорожного транспорта.Известен катковый стенд для испытаний колесных пар рельсового подвижного состава, содержащий основание, на котором закреплены стойки для отпирания буксовых узлов испытуемой колесной пары, привод вращения последней, узлы осевого и радиального нагружения испытуемой колесной пары и горизонтально расположенные ролики, при этом узел радиального нагружения состоит из закрепленной к штокам силовых цилиндров траверсы, несущей подпружиненные в горизонтальном направлении катки, смонтированные с возможностью вращения в плоскости, перпендикулярной оси колесной пары, фрикционно связанные в горизонтальной плоскости с роликами и взаимодействующие с поверхностью катания и гребнем каждого колеса испытуемой колесной пары (SU, авторское свидетельство №741088, кл. G 01 М 17/00, опубл. 1980 г.).Недостатками известного стенда являются сложность конструкции и невозможность проводить испытания отдельных колес.Известен стенд для исследования взаимодействия (ходового) колеса с рельсом железнодорожного транспорта, принятый в качестве прототипа, содержащий основание со стойками и опорами, связанный с электродвигателем (приводным двигателем) вал с маховиком для колеса транспортного средства, контактирующего с имитатором рельсового пути, механизм вертикального радиального нагружения колеса, установленный на одной из стоек, и механизм горизонтального бокового нагружения колеса, установленный на одной на опор, подпружиненный рычаг, шарнирно установленный на одной из опор и один конец которого связан с механизмом вертикального радиального нагружения колеса, и колодочный тормоз, установленный с возможностью взаимодействия с испытуемым колесом, а имитатор рельсового пути выполнен в виде катка, имеющего профиль рельса и шарнирно установленного на втором конце подпружиненного рычага (RU патент №2115908, кл. G 01 М 17/00, опубл. 1998 г.) Недостатками известного стенда являются ограниченные функциональные возможности, так как отсутствует угловой поворот ходового колеса в горизонтальной плоскости от механизма нагружения и возможность имитации извилистого движения железнодорожного транспорта, а также повышенные энергозатраты при торможении и создании нагрузочных моментов на колесе из-за отсутствия нагрузочного агрегата.Техническим результатом данного изобретения является расширение функциональных возможностей стенда и снижение энергозатрат при эксплуатации.Указанный технический результат достигается тем, что в стенде для исследования взаимодействия ходового колеса с рельсом железнодорожного транспорта, содержащем основание со стойками и опорами, связанный с приводным двигателем вал с маховиком для испытуемого ходового колеса транспортного средства, контактирующего с имитатором рельсового пути, выполненным в виде катка, механизм вертикального радиального нагружения ходового колеса, механизм горизонтального бокового нагружения ходового колеса, подпружиненный рычаг, шарнирно установленный на опорах и связанный с механизмом вертикального радиального нагружения ходового колеса, согласно изобретению в зал с маховиком для ходового колеса установлен на платформе с возможностью поворота ее в горизонтальной плоскости от механизма нагружения, предназначенного для имитации извилистого движения ходового колеса, каток закреплен на валу с маховиком, установленным в подшипниковых опорах дополнительного корпуса, шарнирно подвешенного на двух тягах, выполненных в виде параллелограммного механизма и закрепленных на подпружиненном рычаге с возможностью взаимодействия с механизмом горизонтального бокового нагружения ходового колеса для имитации нагрузок в пути на ходовое колесо в горизонтальной плоскости, в том числе при прохождении кривых, а вал катка связан с нагрузочным агрегатом, выполненным в виде электрического генератора или балансирной машины.На фиг.1 показан схематично общий вид стенда; на фиг.2 - сечение А-А фиг.1.Стенд для исследования взаимодействия ходового колеса с рельсом железнодорожного транспорта (фиг.1 и 2) содержит основание 1 со стойками 2 и опорами 3, связанный с приводным двигателем 4 вал 5 с маховиком 6 и с испытуемым ходовым колесом 7 транспортного средства. Ходовое колесо 7 контактирует с имитатором рельсового пути, выполненным в виде катка 8 со статической или динамической нагрузкой от механизма вертикального радиального нагружения 9, предназначенного для имитации нагрузок на ходовое колесо 7 от неровности пути в вертикальной плоскости. Для имитации статических и динамических нагрузок, действующих в пути на ходовое колесо 7 в горизонтальной плоскости, в том числе при прохождении кривых, стенд оборудован механизмом горизонтального бокового нагружения 10 ходового колеса 7, смонтированным на подпружиненном рычаге 11, шарнирно установленном на опорах 3. Вал 5 с маховиком 6 для ходового колеса 7 установлен в подшипниковых опорах 12 платформы 13 с возможностью поворота ее в горизонтальной плоскости от механизма нагружения 14, предназначенного для имитации извилистого движения ходового колеса 7. Каток 8 закреплен на валу 15 с маховиком 16, установленному в подшипниковых опорах 17 дополнительного корпуса 18, шарнирно подвешенного на двух тягах 19, выполненных в виде параллелограммного механизма и закрепленных на подпружиненном рычаге 11 с возможностью взаимодействия с механизмом горизонтального бокового нагружения 10. Другой своей частью механизм горизонтального бокового нагружения 10 шарнирно связан с одной из тяг 19 дополнительного корпуса 18. Вал 15 катка 8 связан с нагрузочным агрегатом 20, выполненным в виде электрического генератора или балансирной машины, который в режиме торможения может работать как генератор, обеспечивая тем самым снижение энергозатрат в переходных режимах работы стенда. Для статического поджатая катка 8 к поверхности катания колеса 7 подпружиненный рычаг 11 оснащен пружинами 21, расположенными на противоположном конце рычага 11 от опоры 3. Связь приводного двигателя 4 с валом 5 привода ходового колеса 7 и нагрузочного агрегата 20 с валом 15 катка 8 выполнена посредством карданных валов соответственно 22 и 23. В качестве дополнительных тормозов в экстремальных ситуациях в стенде предусмотрены тормозные устройства колодочного типа 24 и 25 и дисковые тормоза 26 и 27, установленные соответственно на ходовом колесе 7 и катке 8.Стенд работает следующим образом.Вращающий момент от приводного двигателя 4 через карданный вал 22 передается на вал 5 и закрепленное на нем испытуемое ходовое колесо 7, от которого посредством фрикционного контакта вращающий момент передается на каток 8, вал 15 и далее через карданный вал 23 на нагрузочный агрегат 20, создающий сопротивление вращению колеса 7. Нагрузочный агрегат 20 работает в режиме генератора, что снижает расход энергии как при работе стенда, так и при торможении. Экстренное и служебное торможение вращающегося колеса 7 и катка 8 осуществляется с помощью дополнительных тормозов колодочного типа 24 и 25 и дисковых тормозов 26 и 27. Ходовое колесо 7 испытывается при следующих динамических и статических нагружениях:- вертикальное радиальное нагружение, предназначенное для имитации нагрузок на ходовое колесо 7 от неровности пути в вертикальной плоскости, которое выполняется механизмом вертикального радиального нагружения 9, воздействующего на подпружиненный рычаг 11, поднимая его, и через тяги 19, дополнительный корпус 18 с валом 15 и опоры 17, создает необходимый режим нагружения как по величине нагрузки, так и по характеру (статическая и динамическая);- боковое нагружение, предназначенное для имитации нагрузок, действующих в пути на ходовое колесо 7 в горизонтальной плоскости, в том числе при прохождении кривых, которое выполняется механизмом горизонтального бокового нагружения 10, воздействующего на одну из тяг 19, поворачивая ее вокруг шарнира на рычаге 11 и перемещая дополнительный корпус 18 с катком 8 в осевом направлении, создавая необходимый режим бокового нагружена ходового колеса 7 по величине и характеру нагрузки (статическая и динамическая);- имитация извилистого движения ходового колеса 7 выполняется механизмом нагружения 14, который воздействует на платформу 13, поворачивая ее в горизонтальной плоскости, тем самым меняя взаимное положение плоскостей вращения ходового колеса 7 и катка 8 и, следовательно, характер их контакта.Класс G01M17/10 подвесок, осей или колес