асинхронный двигатель с полым ротором

Классы МПК:H02K17/02 асинхронные двигатели 
H02K17/16 с ротором, имеющим короткозамкнутую внутри обмотку, например типа беличьей клетки 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Воронежский государственный технический университет (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-02-26
публикация патента:

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к асинхронным исполнительным двигателям с полым ротором. Технический результат изобретения, заключающийся в повышении энергетических показателей двигателя, достигается путем того, что в асинхронном двигателе с полым ротором, содержащем пакет статора с обмотками возбуждения и управления, магнитопровод и полый ротор, окна в стакане полого ротора расположены в пределах части активной длины пакета статора в зоне, примыкающей к сплошному “лобовому” участку поверхности стакана со стороны его торца, противоположного дну стакана. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

Асинхронный двигатель с полым ротором, содержащий пакет статора с обмотками возбуждения и управления, магнитопровод и полый ротор, отличающийся тем, что окна в стакане полого ротора расположены в пределах части активной длины пакета статора в зоне, примыкающей к сплошному “лобовому” участку поверхности стакана со стороны его торца, противоположного дну стакана.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к асинхронным исполнительным двигателям с полым ротором.

Распространенная конструкция асинхронного двигателя с полым ротором /1/, включает в себя статор с обмотками возбуждения и управления, шихтованный магнитопровод (ярмо) и сплошной полый ротор. Недостатком этого технического решения является негативное влияние на энергетические характеристики машины поперечного краевого эффекта /2/, связанного с растеканием тока в материале ротора, а именно: вихревые токи замыкаются не только в выступающих (лобовых) частях, но и в активной области ротора.

По конструкции ротора к предлагаемому устройству близким является асинхронный индукторный двигатель /3/ с двумя пакетами, содержащими обмотки, и полым ротором, имеющим окна на цилиндрической части, расположенные вдоль всей активной длины статора, образующие зубцовую зону ротора, при этом зубцовые зоны статоров расположены с относительным сдвигом на четверть зубцового деления ротора. Полый ротор этого двигателя имеет окна на цилиндрической части, расположенные вдоль всей активной длины пакета статора. Сам двигатель - тихоходный, работает на зубцовых гармониках. Окна в роторе, выполненные вдоль всей активной длины, функционально необходимы для обеспечения электромагнитной редукции скорости.

Недостатком данного технического устройства является низкие значения КПД и cosасинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 . Наличие пазов вдоль всей активной длины машины определяет высокое значение активной составляющей сопротивления полого ротора. Данный эффект доминирует над уменьшением сопротивления, связанным с отсутствием поперечного краевого эффекта в материале ротора.

Изобретение направлено на улучшение энергетических показателей асинхронных двигателей с полым ротором (повышение максимального момента, КПД и cosасинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 двигателя).

Это достигается тем, что окна в стакане полого ротора расположены в пределах части активной длины пакета статора в зоне, примыкающей к сплошному "лобовому" участку поверхности стакана ротора со стороны его торца, противоположного дну стакана.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлены два разреза асинхронного двигателя с полым ротором.

Позиции на чертеже обозначают: шихтованный пакет статора - 1; шихтованный магнитопровод (ярмо) - 2; полый ротор - 3; двухфазная обмотка - 4; окна, выполненные в стакане ротора, - 5.

В конструкции полого ротора дно стакана с одного из торцов играет роль сверхпроводящего короткозамыкающего кольца /2/, поэтому коэффициент увеличения сопротивления, обусловленный поперечным краевым эффектом, зависит от распределения токов ротора в области, примыкающей к сплошному "лобовому" участку поверхности стакана со стороны его торца, противоположного дну стакана.

При анализе распределения плотности тока в полом роторе с аксиальной длиной L’ все электрические постоянные и геометрические размеры, входящие в расчет, являются известными величинами. Произвольно заданными постоянными являются первичные токи и частота вращения ротора.

Напряженность магнитного поля асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460, в некоторой точке (х, у) i-го участка поверхности полого ротора вычисляется как

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

где асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460- напряженность от токов в элементарном участке ротора.

На основании первого уравнения Максвелла падение напряжения от вихревых токов ix, iy в трубке по контуру элементарного участка поверхности ротора уравновешивается ЭДС трансформации и движения, наведенными результирующим полем, получаем уравнение Кирхгофа в дифференциальной форме

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

где асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 1=2асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 f1;

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 0 - магнитная постоянная;

s - скольжение.

На основании закона полного тока для элементарного участка поверхности полого ротора справедливы следующие уравнения:

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

где kасинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 -коэффициент Картера при односторонней зубчатости;

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 - толщина стакана;

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 0 -конструктивный зазор.

Для всех областей элементарного участка справедлив закон непрерывности тока

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

На основании (2) для областей лобовых частей, где полагаем асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460справедливо уравнение

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Преобразуем (2) с учетом (1), (3)-(5). Переходя к конечным разностям по координате Х для области, соответствующей активной длине машины, окончательно получаем

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

где k1=асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 0(1-s)асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 /асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 ’;

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 22324600=асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 22324600асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460Эасинхронный двигатель с полым ротором, патент № 22324601sасинхронный двигатель с полым ротором, патент № 22324602/асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 22324602;

k2=jасинхронный двигатель с полым ротором, патент № 22324600асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460/асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460’;

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Для участка, соответствующего шагу дискретности модели, в рабочем зазоре имеют место следующие граничные условия:

1. За пределами полого ротора асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 э=0, то есть

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

2. Функции iх, iy являются непрерывными, то есть

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

3. Распределение тока в изотропной активной области (I) длиной L симметрично относительно оси X, при этом касательные линии токов в точках у=0 являются прямыми, параллельными оси Y:

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

В результате аналитического решения уравнений (5), (6) с учетом граничных условий (7)-(9) получим окончательные выражения для составляющих плотности токов в активной (I) области i-го участка поверхности полого ротора:

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

где асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Для определения геометрии окон, расположенных в пределах части активной длины пакета статора в области, примыкающей к сплошному "лобовому" участку поверхности стакана со стороны его торца, противоположного дну стакана ротора, воспользуемся следующим подходом.

Приравняв выражения (10) и (11) получаем следующее уравнение относительно у:

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Введем следующие обозначения:

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

где асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Полагаем

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Тогда

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

После подстановки (13)-(15) в (12) и соответствующих преобразований получаем

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

где асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

В инженерной практике необходимо применять достаточно простые выражения, связывающие конструктивные размеры электрической машины, которые позволяют с достаточной степенью точности определять их значения. Также необходимо стремиться к тому, чтобы физический смысл используемых соотношений был предельно ясен.

Руководствуясь сказанным выше, упростим выражение (16). Параметр асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 х соответствует шагу дискретности по оси Х в модели. Если шаг стремится к нулю (асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 хасинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 0) и вылет ротора за пределы расчетной длины статора достаточно мал асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460, то выполняются следующие предельные соотношения:

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Так как асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

При этом асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

С учетом двух последних предельных соотношений получаем

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

На основании (19) знаменатель аргумента обратной тригонометрической функции в (21) стремится к 1.

Если асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460где асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 - достаточно малая величина.

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Окончательно получаем

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Рассмотрим интервал асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460. Для всех Yl из этого интервала выполняется следующее соотношение:

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

Таким образом, определена часть активной области ротора у", где преобладают составляющие тока вдоль оси X. Данная часть области выполняет функции лобовых частей ротора.

Найдем аксиальный размер окна

асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460

В системе принятых здесь допущений оказывается, что длина окна равна длине вылета ротора за пределы расчетной длины статора.

Окна в роторе выполняются в зоне, примыкающей к сплошному "лобовому" участку поверхности стакана ротора со стороны его торца, противоположного дну стакана ротора в аксиальном направлении от окружности, соответствующей краю пакета статора вглубь активной длины ротора на величину L0. Число окон Z0 целесообразно выбирать достаточно близким к числу зубцов статора, Z0<Z. Ширина окна b0 зависит от технологических факторов и выбирается минимальной.

Устройство работает следующим образом.

По мере увеличения скорости вращения благодаря наличию окон со стороны одного торца ротора и влиянию дна стакана с другого элементарные токи ротора в пределах активной длины расточки машины будут направлены преимущественно в аксиальном направлении, в том числе при сравнительно малых скольжениях, соответствующих малым частотам перемагничивания материала ротора. То есть часть активной поверхности ротора со стороны торца, противоположного дну его стакана, не будет выполнять функции лобовой части обмотки при снижении частоты токов в материале ротора. Это обеспечивает увеличение активной составляющей тока ротора, пропорциональной электромагнитному моменту двигателя.

Соответственно лобовые части эквивалентной обмотки полого ротора, токи через которые не создают момент, не будут распространяться на высоких скоростях вращения ротора в область активной длины машины.

Предлагаемое техническое решение обеспечивает повышение энергетических показателей за счет уменьшения активной и реактивной составляющих полного сопротивления полого ротора. Снижение коэффициента увеличения сопротивления, обусловленного поперечным краевым эффектом, доминирует над увеличением активного сопротивления ротора вследствие наличия окон в его материале. Индуктивная составляющая сопротивления полого ротора также уменьшается. В результате повышаются максимальный момент, КПД и cos асинхронный двигатель с полым ротором, патент № 2232460 двигателя.

Эффект от использования предлагаемого технического решения позволит обеспечить повышение технико-эксплуатационных показателей систем траекторного управления, следящих систем передачи угла, инерциальных навигационных систем, пилотажно-навигационных индикаторов, указателей скорости поворота и т.п.

Источники информации

1. Сергеев П.С. Электрические машины, М - Л.: Госэнергоиздат, 1955, с.142.

2. Вевюрко И.А. К расчету характеристик двухфазной индукционной машины с полым ротором // ВЭП.-1957. №6.- С.34-39.

3. Каасик П.Б., Блинов И.В. Асинхронные индукторные микродвигатели устройств автоматики. - Л.: Энергоиздат. Ленингр. отд-ние, 1982, с.10.

Класс H02K17/02 асинхронные двигатели 

конструкция статора трехфазного асинхронного двигателя малой мощности -  патент 2505909 (27.01.2014)
структуры катушки из фольги и способы их намотки для осевых электродинамических машин -  патент 2471278 (27.12.2012)
асинхронный вентильный двигатель -  патент 2423775 (10.07.2011)
репульсионный бесколлекторный электродвигатель -  патент 2412517 (20.02.2011)
способ определения скольжения асинхронного двигателя с фазным ротором -  патент 2390036 (20.05.2010)
асинхронная регулируемая машина -  патент 2380813 (27.01.2010)
ротор торцовой электрической машины -  патент 2321139 (27.03.2008)
репульсионный бесколлекторный электродвигатель -  патент 2304838 (20.08.2007)
устройство для измерения абсолютного скольжения асинхронного двигателя -  патент 2271013 (27.02.2006)
синхронно-асинхронный электродвигатель с короткозамкнутой обмоткой ротора -  патент 2153755 (27.07.2000)

Класс H02K17/16 с ротором, имеющим короткозамкнутую внутри обмотку, например типа беличьей клетки 

Наверх