Открытое акционерное общество "АК "Туламашзавод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки: 2003-03-11
публикация патента: 20.07.2004
Изобретение относится к боевым машинам, в частности к механизмам поворота погона артиллерийских установок. Сущность изобретения заключается в том, что механизм поворота погона содержит зубчатый редуктор, связанный с зубчатым венцом погона. Кинематическая передача редуктора выполнена по двухпоточной схеме с единым силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона. Указанная передача снабжена двумя идентичными косозубыми шестернями, которые установлены на общем для двух потоков валу. Обе шестерни выполнены с противоположно равными углами наклона зубьев, а вал установлен с возможностью осевого перемещения. 5 ил.
Механизм поворота погона артиллерийской установки, содержащий редуктор, имеющий связанную с зубчатым венцом погона кинематическую цепь зубчатых пар цилиндрических шестерен, отличающийся тем, что кинематическая цепь выполнена по двухпоточной схеме с единым силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона и снабжена двумя идентичными косозубыми шестернями, установленными на валу, общем для двух потоков, при этом обе шестерни выполнены с противоположно равными углами наклона зубьев, а вал установлен с возможностью осевого перемещения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к боевым машинам, вооружение которых установлено в поворотных башнях, и может найти применение в механизмах поворота погона артиллерийских установок.Известен механизм поворота, содержащий заключенный в корпус редуктор, кинематически связанный с вращающейся частью машины (Трансмиссия танка. PzKw VI Tiger Ausf.H; http://alexfiles99.narod.ru/transmission/tvi_tiger/transmission_pzkw_vi_ausf_h.htm).Недостаток - сложность конструкции механизма поворота.Известен механизм поворота, содержащий кинематически связанный с зубчатым венцом погона цилиндрический зубчатый редуктор (патент 2068536, F 41 А 27/06, 27/20, опубл. 27.10.96).Погон представляет собой большой радиально-упорный подшипник, который является опорой вращающей части артиллерийской установки, несущей на себе качающую часть с автоматическим блоком автоматов. Артиллерийские установки, особенно установки с эксцентричным расположением качающей части, испытывают при стрельбе опрокидывающий момент, поэтому погон испытывает невыгодные по жесткости виды нагружения, что приводит к резким колебаниям контактных напряжений в последней кинематической паре зацепления редуктора с погоном.Резкие колебания контактных напряжений в паре зацепления ректора с погоном приводят к снижению жесткости зубьев погона, а в итоге снижают точность стрельбы.Задачей заявляемого технического решения является уменьшение контактных напряжений в последней кинематической паре зацепления редуктора с погоном за счет усовершенствования механизма поворота погона без увеличения трудоемкости его конструкции.Техническое решение достигается тем, что в механизме поворота погона артиллерийской установки, содержащем редуктор, имеющий связанную с зубчатым венцом погона кинематическую цепь зубчатых пар цилиндрических шестерен, кинематическая цепь выполнена по двухпоточной схеме с единым силовым зацеплением двух потоков с зубчатым венцом погона и снабжена двумя идентичными косозубыми шестернями, установленными на валу, общем для двух потоков, при этом обе шестерни выполнены с противоположно равными углами наклона зубьев, а вал установлен с возможностью осевого перемещения.На фиг.1 представлен общий вид редуктора погона артиллерийской установки;на фиг.2 - вид А-А фиг.1;на фиг.3 - кинематическая схема механизма поворота;на фиг.4 - вал-шестерня;на фиг.5 - косозубая шестерня.Механизм поворота содержит заключенный в корпус 1 цилиндрический редуктор, который предназначен для передачи вращения от электродвигателя 2 (фиг.2) на зубчатый венец погона 3.Редуктор выполнен 3-ступенчатым, с продольным расположением валов зацепляющихся пар цилиндрических зубчатых колес и шестерен по двухпоточной схеме.Двухпоточная схема редуктора включает вал 4, связывающий два боковых потока кинематической цепи зубчатых пар цилиндрических колес с коренными шестернями 5(Z9) и 6(Z’9), имеющих внутреннее зацепление с зубчатым венцом (Z10) погона (фиг.3).Электродвигатель (ЭД) соединен с входным вала 7 редуктора полумуфтой 8. Шестерня 9 (Z3) входного вала находится в зацеплении через шестерню (Z5) электромагнитной тормозной муфты (Т.м.) 10 (условно показано на фиг.3), предназначенной для удержания вращения погона при неработающем электродвигателе, с зубчатым колесом 11 (Z6), установленным на общем вале. Одновременно с этим же колесом находится в зацеплении шестерня 12 ручного привода 13 (Р.п.).Шестерня 14 (Z’7) общего вала находится в зацеплении с зубчатым колесом 15 промежуточного вала 16 одного из бокового потока, шестерня 17 которого зацеплена с зубчатым колесом 18 (Z’8), установленным на выходном вале 20, несущем коренную шестерню 5.На общем валу установлена еще одна шестерня 21 (Z7), идентичная шестерне 14 и которая находится в зацеплении с зубчатым колесом 22 промежуточного вала 23 второго бокового потока, шестерня 24 которого зацеплена с зубчатым колесом 25 (Z8), идентичным зубчатому колесу 18 и установленным на втором выходном валу 26, несущим вторую коренную шестерню 6.Шестерни 14 и 21 выполнены косозубыми с одним и тем же углом наклона зубьев, но противоположного направления.Вал 4 имеет возможность перемещаться в осевом направлении в подшипниках 27 и нагружен пружиной 28.Основной поток мощности от электродвигателя 2 через зубчатое колесо 11 подается на вал 4, который, вращаясь, передает потоки мощности через пары зубчатых зацеплений (Z7-Z8) в одну сторону и (Z’7-Z’8) в другую сторону на коренные шестерни 5 и 6, которые будут иметь одностороннее вращение. Погон входит в поворот, получая единое силовое зацепление с шестернями. Ввиду разностороннего направления угла наклона зубьев шестерен 14 и 21 зубчатые колеса 15 и 22 будут разворачиваться в противоположные стороны, вал 4 при этом будет перемещаться по подшипникам 14 вдоль оси, благодаря чему при вращении во всех зубчатых парах будет выбираться боковой зазор.В случае неисправности механизма поворота предусмотрена возможность поворота с использованием ручного привода 13. При вращении механиком вала ручного привода начинает взаимодействовать зубчатая пара шестерня 12 - зубчатое колесо 11, которая передает поток мощности через вал 4 на выходные валы 20 и 26.Данная двухпоточная схема механизма поворота погона артиллерийской установки позволяет во время стрельбы снизить резкие скачки контактных напряжений в последней кинематической паре зацепления коренная шестерня - погон, что способствует усилению жесткости ее опоры и, как следствие, повышению качества стрельбы.