устройство соединения и разъединения корпуса с отделяемой опорой
Классы МПК: | F42B15/36 устройства для соединения ракетного двигателя с корпусом; соединительные устройства для многоступенчатых ракет; средства разъединения B64G1/64 системы стыковки и расстыковки космических кораблей или их частей, например устройство для причаливания |
Автор(ы): | Главацкий Л.А. (RU), Гулютин О.А. (RU), Жданов О.Н. (RU), Невмянов В.С. (RU), Рябовский К.Н. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-03-25 публикация патента:
27.07.2004 |
Изобретение относится к устройствам соединения и разъединения агрегатов и деталей в различных отраслях машиностроения. Сущность изобретения заключается в том, что устройство содержит пиропривод с крышкой, цангу с пояском, взаимодействующую с отделяемой опорой, шток с буртиком и хвостовиком, упор, гайку и демпфер. Отделяемая опора выполнена с центральным отверстием. Корпус выполнен с внутренним выступом с равномерно расположенными осевыми пазами, предназначенными для взаимодействия с выступами, выполненными на пояске цанги, на котором закреплена гайка, контактирующая своим торцем с торцем внутреннего выступа корпуса. Пиропривод закреплен на корпусе. Поршень пиропривода выполнен полым и скреплен с хвостовиком штока посредством крепежного элемента со сферической опорной поверхностью. Демпфер расположен внутри корпуса пиропривода между поршнем и крышкой, выполненной со сквозным отверстием, перекрывающимся в соединенном состоянии устройства. Упор выполнен с возможностью взаимодействия с буртиком штока после расфиксации цанги и взаимодействия поршня пиропривода с демпфером. Хвостовик расположен в полости поршня с гарантированным радиальным зазором. Корпус взаимодействует с отделяемой опорой торцевой поверхностью с исключением взаимного поворота на величине, большей высоты зацепления цанги с опорой. Реализация изобретения позволяет повысить надежность и быстродействие расстыковки. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Устройство соединения и разъединения корпуса с отделяемой опорой, содержащее пиропривод с крышкой, цангу с пояском, взаимодействующую с отделяемой опорой, шток с буртиком и хвостовиком, упор, гайку и демпфер, отличающееся тем, что отделяемая опора выполнена с центральным отверстием, корпус выполнен с внутренним выступом, имеющим равномерно расположенные осевые пазы, взаимодействующие с выступами, выполненными на пояске цанги, на котором закреплена гайка, контактирующая своим торцом с торцом внутреннего выступа корпуса, пиропривод закреплен на корпусе, поршень пиропривода выполнен полым и скреплен с хвостовиком штока посредством крепежного элемента со сферической опорной поверхностью, демпфер расположен внутри корпуса пиропривода между поршнем и крышкой, выполненной с перекрывающимся в соединенном состоянии устройства сквозным отверстием, причем упор выполнен с возможностью взаимодействия с буртиком штока после расфиксации цанги и взаимодействия поршня пиропривода с демпфером, хвостовик расположен в полости поршня с гарантированным радиальным зазором, а корпус взаимодействует с отделяемой опорой торцевой поверхностью с исключением взаимного поворота на величине, большей высоты зацепления цанги с опорой.Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к устройствам соединения и последующего разъединения агрегатов и деталей в различных отраслях машиностроения.Наиболее близким к заявленному устройству является узел разделения корпуса с отделяемой опорой, содержащий пиропривод с крышкой, цангу с пояском, взаимодействующую с отделяемой опорой, шток с буртиком и хвостовиком, упор, гайку и демпфер (патент Российской Федерации №2066833, кл. 6 F 42 B 15/00, приоритет 29.06.93 г.).Однако наличие наружного крепежного элемента, соединяющего корпус и отделяемую опору, промежуточных звеньев и зазора между приводным и замковым устройствами, а также средств, предохраняющих цангу от заклинивания, снижает надежность и быстродействие расстыковки.Техническим результатом заявленного устройства является повышение надежности и быстродействия расстыковки.Указанный результат достигается тем, что в устройстве соединения и разъединения корпуса с отделяемой опорой, содержащем пиропривод с крышкой, цангу с пояском, взаимодействующую с отделяемой опорой, шток с буртиком и хвостовиком, упор, гайку и демпфер, в соответствии с предлагаемым изобретением отделяемая опора выполнена с центральным отверстием, корпус выполнен с внутренним выступом, имеющим равномерно расположенные осевые пазы, взаимодействующие с выступами, выполненными на пояске цанги, на котором закреплена гайка, контактирующая своим торцем с торцем внутреннего выступа корпуса, пиропривод закреплен на корпусе, поршень пиропривода выполнен полым и скреплен с хвостовиком штока посредством крепежного элемента со сферической опорной поверхностью, демпфер расположен внутри корпуса пиропривода между поршнем и крышкой, выполненной с перекрывающимся в соединенном состоянии устройства сквозным отверстием, причем упор выполнен с возможностью взаимодействия с буртиком штока после расфиксации цанги и взаимодействия поршня пиропривода с демпфером, хвостовик расположен в полости поршня с гарантированным радиальным зазором, а корпус взаимодействует с отделяемой опорой торцевой поверхностью с исключением взаимного поворота на величине, большей высоты зацепления цанги с опорой.На чертеже изображено устройство соединения и разъединения корпуса с отделяемой опорой.Заявленное устройство содержит корпус 1 с закрепленной в нем направляющей 2, отделяемую опору 3 с центральным отверстием 4, предотвращающим образование разрежения, и кольцевым приливом 5. Корпус 1 внутренней поверхностью взаимодействует с наружной поверхностью кольцевого прилива 5, а торцевой поверхностью - с поверхностью отделяемой опоры 3, в которую на величину 1 входит направляющая 2. Корпус 1 имеет внутренний кольцевой выступ 6 с равномерно расположенными вдоль оси корпуса осевыми пазами 7. На корпусе 1 закреплен своим корпусом 8 пиропривод с пиропатронами 9, полым поршнем 10, крышкой 11, имеющей в дне сквозное отверстие, закрытое, например, деформируемой заглушкой 12, предохраняющей внутреннюю полость корпуса 8 пиропривода от внешних воздействий, и расположенным внутри корпуса пиропривода между поршнем и крышкой с образованием зазора 2 демпфером 13. Устройство содержит цангу 14 с пояском 15, на котором выполнены выступы 16 и закреплена гайка 17. Цанга 14 взаимодействует с отделяемой опорой 3 по конической поверхности, высота образующей которой составляет величину 3 и соответствует высоте зацепления цанги с упомянутой опорой. Внутри цанги установлен шток 18 с буртиком 19 и хвостовиком 20. Упор 21 фиксирует шток 18 разрушаемой отбортовкой 22 с образованием зазора 4 между ним и буртиком 19. Хвостовик 20 штока расположен внутри поршня 10 с гарантированным радиальным зазором, что с установкой на резьбовом конце хвостовика через шайбу 23 крепежного элемента со сферической опорной поверхностью, например, гайки 24, скрепляющей поршень с хвостовиком штока, снижает напряжение изгиба. При этом зазор 4 больше зазора 2, а каждый из них больше зазора 5, определяющего величину зацепления конца штока 18 лепестками цанги 14.Работает устройство соединения и разъединения корпуса с отделяемой опорой следующим образом.Корпус 1 соединяется с отделяемой опорой 3 так, чтобы его внутренняя поверхность взаимодействовала с наружной поверхностью кольцевого прилива 5, а направляющая 2 вошла в отверстие опоры 3, в зацепление с которой вводится своими лепестками цанга 14 и фиксируется там концом штока 18 и последовательным заворачиванием упора 21 до взаимодействия его разрушаемой отбортовки 22 со штоком и гайки 17 с торцем внутреннего выступа 6 и получения необходимого усилия стягивания корпуса 1 и отделяемой опоры 3, после чего упор 21 и гайка 17 стопорятся. При этом выступы 16 цанги 14 располагаются в осевых пазах 7 внутреннего выступа 6 корпуса 1. На корпусе 1 крепится своим корпусом 8, охватывающим гайку 17, пиропривод с уплотненным поршнем 10, положение которого фиксируется посредством шайбы 23 и гайки 24, установленных на хвостовике 20. Устанавливается демпфер 13 и крышка 11 с заглушкой 12.Для разъединения корпуса 1 с отделяемой опорой 3 срабатывает один из пиропатронов 9. Под действием пирогазов поршень 10 с хвостовиком 20 штока 18 перемещается, заглушка 12 деформируется, выпуская сжатую под ней среду. При этом отбортовка 22 разрушается, а конец штока, пройдя величину 5, выводится из взаимодействия с лепестками цанги 14, расфиксируя ее. Поршень 10, использовав максимальную энергию пирогазов, действовавшую при перемещении его на зазор 2, частично деформирует демпфер 13. Полученный хвостовиком 20 импульс заставляет шток 18 перемещаться и после прохождения зазора 4 взаимодействовать буртиком 19 с упором 21, закрепленным внутри пояска 15 цанги 14. Цанга перемещается, а ее лепестки, двигаясь своей конической поверхностью по опорной конической поверхности отделяемой опоры 3, обжимаются и, сместившись на величину высоты зацепления 3, выводятся из взаимодействия с этой частью поверхности отделяемой опоры 3. Корпус 1 своей внутренней поверхностью перемещается по наружной поверхности кольцевого прилива 5, а направляющая 2, пройдя величину 1, освобождает отделяемую опору 3. При этом перемещающийся шток 18, догоняя и взаимодействуя с заторможенным поршнем 10, гасит ударный импульс, окончательно деформируя демпфер 13. Взаимодействие корпуса 1 с отделяемой опорой 3 с исключением их взаимного поворота на величине 1 большей высоты зацепления 3 цанги с опорой, а также наступательное перемещение цанги 14 за счет взаимодействия выступов 16, выполненных на ее пояске 15, с осевыми пазами 7 внутреннего выступа 6 корпуса предохраняет ее лепестки от заклинивания и обеспечивает поступательное перемещение корпуса 1 относительно отделяемой опоры 3.Класс F42B15/36 устройства для соединения ракетного двигателя с корпусом; соединительные устройства для многоступенчатых ракет; средства разъединения
Класс B64G1/64 системы стыковки и расстыковки космических кораблей или их частей, например устройство для причаливания