конструкция автомобильной дороги
Классы МПК: | E01C3/00 Основания под покрытия дорог E01C3/06 способы и устройства для защиты оснований от воздействия влаги, морозов или сотрясений |
Автор(ы): | Пегин П.А. (RU), Ярмолинский А.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Хабаровский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-12-25 публикация патента:
10.08.2004 |
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для защиты дорожной одежды и верхней части земляного полотна от переувлажнения в весенне-осенний период. Конструкция автомобильной дороги включает земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном. Новым является то, что под обочинами дополнительный дренирующий слой выполнен с уклоном, соответствующим уклонам дорожной одежды, при этом в основании дополнительного дренирующего слоя по продольной оси дороги установлена вертикальная полая дренажная труба, имеющая в своей верхней части отверстия для пропуска талой воды, причем низ дренажной трубы расположен в водоносном слое и ниже уровня промерзания грунта, а верх дренажной трубы заглушен и расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя. Технический результат изобретения состоит в сокращении срока ограничения движения транспортных средств за счет отвода талых вод из разжиженного грунта. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Конструкция автомобильной дороги, включающая земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном, отличающаяся тем, что под обочинами дополнительный дренирующий слой выполнен с уклоном, соответствующим уклонам дорожной одежды, при этом в основании дополнительного дренирующего слоя по продольной оси дороги установлена вертикальная полая дренажная труба, имеющая в своей верхней части отверстия для пропуска талой воды, причем низ дренажной трубы расположен в водоносном слое и ниже уровня промерзания грунта, а верх дренажной трубы заглушен и расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для защиты дорожной одежды и верхней части земляного полотна от переувлажнения в весенне-осенний период.Известен поперечный профиль автомобильной дороги, устраиваемый по принципу двускатной поверхности. В типовых строительных конструкциях, изделиях и узлах серии 3.503-71 “Дорожные одежды автомобильных дорог общего пользования” от 1986 г. на с. 3-5, 20-23 представлены примеры характерных поперечных профилей. Данный поперечный профиль хорошо работает в летний период для водоотвода поверхностных вод. Водоотвод обеспечивается за счет продольного уклона проезжей части и обочины. Продольный уклон у обочин должен быть больше, чем у проезжей части для обеспечения бесперебойного пропуска поверхностных вод. По такому же принципу работает дополнительный поперечный дренирующий слой основания дорожной одежды, расположенный между дорожной одеждой и верхом земляного полотна. Дополнительный дренирующий слой основания устраивается двускатно с уклоном 30‰.Однако данная конструкция дополнительного дренажного слоя не справляется с отводом талых вод, так как в весенний период происходит оттаивание грунта земляного полотна автомобильной дороги как сверху от солнечных лучей, так и снизу от внутреннего тепла Земли. Постепенное оттаивание сверху и снизу приводит к образованию донника (мерзлотной линзы). Донник имеет обратные уклоны по отношению к уклонам дорожной одежды, в связи с чем вода остается по оси дорожной одежды и способствует разжижению грунта земляного полотна (рис.4.4, с.34. Васильев А. П., Сиденко В. М. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения: Учебник для вузов/ Под ред. А.П. Васильева. - М.: Транспорт, 1990. - 304 с.). С целью сохранения конструкций дорожной одежды в весенний период ограничивают движение транспортных средств по грузоподъемности. Обратный процесс наблюдается в осенний период. При отрицательной температуре гидравлическая связь между тонкими водными пленками нарушается и миграция воды прекращается, одновременно водяной пар конденсируется, что приводит к влагонакоплению.Наиболее близкой по своей сущности и достигаемому техническому результату является конструкция автомобильной дороги, включающая земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном (см., например, SU 1726625 А1, 15.04.1992, Е 01 С 3/00, всего 3с.).Техническим результатом, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является сокращение срока ограничения движения транспортных средств за счет отвода талых вод из разжиженного грунта.Поставленный технический результат достигается за счет того, что в конструкции автомобильной дороги, включающей земляное полотно, слои дорожной одежды и дополнительный дренирующий слой, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой, выполнена с обратным уклоном, согласно изобретению под обочинами дополнительный дренирующий слой выполнен с уклоном, соответствующим уклонам дорожной одежды, при этом в основании дополнительного дренирующего слоя по продольной оси дороги установлена вертикальная полая дренажная труба, имеющая в своей верхней части отверстия для пропуска талой воды, причем низ дренажной трубы расположен в водоносном слое и ниже уровня промерзания грунта, а верх дренажной трубы заглушен и расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя.Диаметр дренажной трубы должен быть не менее 20 мм.Сущность изобретения поясняется чертежами, где:- на фиг.1 показан поперечный профиль автомобильной дороги;- на фиг.2 показан узел А на фиг.1.Конструкция автомобильной дороги устраивается следующим образом.Конструкция автомобильной дороги включает земляное полотно, слои дорожной одежды 2 и дополнительный дренирующий слой 1, устраиваемый из пескогравия, средняя часть которого, расположенная под дорожной одеждой 2, выполнена с обратным уклоном. Под обочинами дополнительный дренирующий слой 1 выполнен с уклоном, соответствующим уклонам дорожной одежды 2. В основании дополнительного дренирующего слоя 1 по продольной оси дороги установлена вертикальная полая дренажная труба 3, выполненная из металла или пластика диаметром не менее 20 мм. Длина дренажной трубы 3 зависит от расстояния дренирующего слоя до водоносного слоя, но не выше глубины промерзания для данного района строительства дороги. Дренажная труба 3 выполнена в своей верхней части с отверстиями 5 диаметром d=1 мм для пропуска талой воды. Расстояние между отверстиями равно 10-30 мм. Низ дренажной трубы 3 расположен в водоносном слое 4 и ниже уровня промерзания грунта, а верх дренажной трубы 3 заглушен и расположен на уровне средней части дополнительного дренирующего слоя 1.Дренирующий слой с обратным уклоном устраивается только под дорожной одеждой, а под обочиной уклон остается прежний.Класс E01C3/00 Основания под покрытия дорог
Класс E01C3/06 способы и устройства для защиты оснований от воздействия влаги, морозов или сотрясений
автомобильная дорога - патент 2508428 (27.02.2014) | |
дренажная система земляного полотна дороги - патент 2495194 (10.10.2013) | |
способ строительства грунтового сооружения на обводненном участке - патент 2465387 (27.10.2012) | |
способ строительства дорог - патент 2465386 (27.10.2012) | |
способ строительства дорог на мерзлых грунтах - патент 2464372 (20.10.2012) | |
способ возведения насыпи на мерзлых грунтах - патент 2453649 (20.06.2012) | |
насыпь на мерзлом грунте - патент 2379405 (20.01.2010) | |
способ возведения насыпи на мерзлых грунтах - патент 2378446 (10.01.2010) | |
дорожная конструкция - патент 2368720 (27.09.2009) | |
дорожная конструкция - патент 2368719 (27.09.2009) |