замок выключателя зажигания
Классы МПК: | E05B45/08 с контактами в замке или в замочной скважине E05B47/06 управление механическими засовами с помощью электромагнитных задержек |
Автор(ы): | Милов В.П. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Калужский завод автомобильного электрооборудования (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-03-15 публикация патента:
10.08.2004 |
Изобретение относится к области скобяных изделий и касается замка выключателя зажигания, содержащего корпус, в который помещены поворотный цилиндр с ключом и подпружиненными стопорными элементами, находящимися в зацеплении с пазами корпуса в отсутствии ключа. Пружинящие контакты, установленные в изолированные отверстия корпуса, электрически замкнуты со стопорными элементами, имеющими потенциал корпуса транспортного средства при отсутствии ключа в замке, и разомкнуты при наличии ключа, соединены внешними выводами через формирователь логических уровней со входами микропроцессора. Электромагнит соединен через блок управления с командным выходом микропроцессора и содержит неподвижную катушку с обмоткой и выводами, установленную соосно торцевой части цилиндра, имеющего центральное отверстие с выступами, в которое подвижно помещен через отверстие в катушке цилиндрический сердечник с распорной пружиной и пазами, находящимися в зацеплении с выступами в отверстии цилиндра, содержащий диск со стопорами, расположенными напротив пазов в корпусе катушки, и выходной вал для привода выключателя зажигания со скользящей опорой на стенки крышек, установленных с двух сторон корпуса, пазы которых также фиксируют пружинящие контакты, а сквозные отверстия в пазах имеют внешние выводы замка. Данный замок имеет расширенные функциональные возможности. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Замок выключателя зажигания, содержащий корпус, в который помещены поворотный цилиндр с ключом и подпружиненными стопорными элементами, находящимися в зацеплении с пазами корпуса в отсутствии ключа, отличающийся тем, что пружинящие контакты, установленные в изолированные отверстия корпуса, электрически замкнуты со стопорными элементами, имеющими потенциал корпуса транспортного средства, при отсутствии ключа в замке, и разомкнуты при наличии ключа, соединены внешними выводами через формирователь логических уровней со входами микропроцессора, используемого для подачи любых запрограммированных команд разрешающего и охранного характера на устройства транспортного средства, электромагнит соединен через блок управления с командным выходом микропроцессора и содержит неподвижную катушку с обмоткой и выводами, установленную соосно торцевой части цилиндра, имеющему центральное отверстие с выступами, в которое подвижно помещен через отверстие в катушке цилиндрический сердечник с распорной пружиной и пазами, находящимися в зацеплении с выступами в отверстии цилиндра, содержащий диск со стопорами, расположенными напротив пазов в корпусе катушки, и выходной вал для привода выключателя зажигания со скользящей опорой на стенки крышек, установленных с двух сторон корпуса, пазы которых также фиксируют пружинящие контакты, а сквозные отверстия в пазах имеют внешние выводы замка.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, а именно к замкам выключателей, в частности выключателей зажигания транспортного средства.В качестве привода выключателя зажигания широко известен открываемый ключом зажигания цилиндрический замок [1] с запирающим корпусом и поворачивающимся в нем замковым цилиндром с подпружиненными стопорными элементами, которые лишь при использовании соответствующего ключа не выходят за цилиндрическую поверхность замкового цилиндра, или, в противном случае, блокируют его поворот. В силу отсутствия электродатчиков, такой замок не может дать информацию на бортовой микропроцессор о несоответствии кодов ключа и замка, например, для подачи блокирующих команд на устройства транспортного средства.Известен замок [2] с переключающимися контактами и одним из стопорных элементов для фиксации коммутационных позиций. Основным недостатком такого замка также является невозможность совместной работы с микропроцессором транспортного средства.Предлагаемое изобретение решает задачу создания замка выключателя зажигания с электрическими датчиками соответствия ключа замку для подачи сигналов на микропроцессор, управляющий блокирующим замок электромагнитным стопором и одновременно подающий команды охранного характера на устройства транспортного средства.Для достижения указанного технического результата замок выключателя, содержащий корпус с помещенным в него цилиндром с подпружиненными стопорными элементами, находящимися в зацеплении с внутренними пазами корпуса, снабжен установленными в изолированные отверстия корпуса пружинящими контактами, электрически замкнутыми со стопорными элементами, имеющими потенциал корпуса транспортного средства, при отсутствии ключа в замке, и разомкнутыми при наличии ключа, которые соединены внешними выводами с формирователем логических уровней микропроцессора, используемого для подачи команд разрешающего и охранного характера на устройства транспортного средства, а также содержит стопор для блокировки цилиндра замка, с приводом от электромагнита, соединенного через блок управления с командным выходом микропроцессора. Электромагнит содержит катушку с обмоткой и выводами, установленную в торцевой части корпуса замка соосно цилиндру, имеющему центральное отверстие с выступами, в которое подвижно помещен через отверстие в катушке цилиндрический сердечник с распорной пружиной и пазами, находящимися в зацеплении с выступами в отверстии, содержащий диск со стопорами, расположенными напротив пазов в корпусе катушки, и имеющий для привода выключателя зажигания выходной вал со скользящей опорой на стенки крышек, установленных с двух сторон корпуса, пазы которых также фиксируют пружинящие контакты, а сквозные отверстия в пазах имеют внешние выводы замка.Признаки, отличающие предлагаемый замок выключателя от множества аналогов, например известного по патенту [2], а именно, наличие в качестве датчиков соответствия ключа замку пружинящих контактов, размыкаемых стопорными элементами, и блокирующего электромагнитного стопора с блоком управления, позволяют изобретению достичь указанного технического результата за счет получения электрических сигналов для микропроцессора.Вышеуказанная совокупность существенных признаков ранее не была известна по научно-технической и патентной документации в основной и смежной рубриках, следовательно, она соответствует условию патентоспособности "новизна", а использование ее в заявленной совокупности признаков, при отсутствии в известных технических решениях, дает возможность получить эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующем уровнем техники.Предложенное устройство может быть изготовлено промышленным способом, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".На чертеже приведена электрическая схема замка выключателя зажигания.Замок выключателя содержит корпус 1 с помещенным в него замковым цилиндром 2, имеющим подпружиненные стопорные элементы 3, находящиеся в зацеплении с пазами 4 корпуса 1. В цилиндр 2 установлен ключ 5. В сквозных отверстиях 6 корпуса 1 находятся полые изоляторы 7, в которые помещены пружинящие контакты 8, прижатые ко дну изоляторов 7 крышками 9, установленными с двух сторон корпуса 1. Контакты 8 имеют внешние выводы 10, которые соединены со входами микропроцессора. В торце корпуса 1 соосно с цилиндром 2 неподвижно установлена катушка 11 с обмоткой 12, выводы 13 которой соединены через блок управления 14 с командным выходом 15 микропроцессора. В отверстие 16 цилиндра 2, имеющее выступы 17, подвижно помещены сердечник 18 с пазами 19 и пружина 20. На диске 21 сердечника 18 жестко крепятся стопоры 22 напротив пазов 23 корпуса катушки 11.Замок выключателя работает следующим образом. В исходном положении при отсутствии ключа 5 стопорные элементы 3, находящиеся в зацеплении с пазами 4 корпуса 1, прижаты к контактам 8, и на выводах 10 имеется потенциал корпуса. При установке ключа 5, соответствующего замку, стопорные элементы 3 утапливаются в теле цилиндра 2, размыкаются с контактами 8 и отсоединяют выводы 10. Если, например в простейшем варианте, формирователь логических уровней состоит из делителей с последовательными резисторами, включенными между "плюсом" и выводами 10, то при размыкании выводов 10 уровень напряжения со средних точек делителей, подающийся на входы микропроцессора, изменится с низкого на высокий на всех входах, что будет соответствовать разрешающей программе микропроцессора, последний подаст разрешающие команды на устройства транспортного средства перед поворотом ключа 5 для включения зажигания. Сердечник 18 при повороте ключа 5, входя своими пазами 18 в зацепление с выступами 17, поворачивается вместе с цилиндром 2 и служит приводом выключателя зажигания. При установке ключа 5, не соответствующего замку, хотя бы один из стопорных элементов 3 окажется замкнутым с контактом 8, и на входе микропроцессора появится низкий уровень, то, вместе с механической блокировкой замка стопорным элементом 3, будет подана команда на вход блока управления 15, который через выводы 13 включит катушку 12, сердечник 18, втягиваясь в цилиндр 2, заблокирует его стопорами 22 относительно корпуса 1 на определенное время, в течение которого замок блокирован для любого ключа 5.Источники информации1. Патент № US 5252791, МПК7 Н 01 Н 21/62, опубл. 02.10.93 г.2. Заявка № OS 3639689, МПК7 Н 01 Н 27/06, опубл. 01.06.88 г.Класс E05B45/08 с контактами в замке или в замочной скважине
Класс E05B47/06 управление механическими засовами с помощью электромагнитных задержек