способ определения дымообразования рдтт
Классы МПК: | F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений |
Автор(ы): | Козьяков А.В. (RU), Молчанов В.Ф. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно- исследовательский институт полимерных материалов" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-10-14 публикация патента:
10.08.2004 |
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при отработке и проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию ракетных двигателей твердого топлива. Технической задачей изобретения является повышение информативности при проведении испытаний по оценке дымообразования РДТТ. Техническая задача решается за счет использования в указанных испытаниях заряда твердого топлива торцевого горения, в т.ч. бронированного по длине различными бронепокрытиями. Способ позволяет дать количественную оценку дымообразующей способности отдельных источников дыма в РДТТ (ТРТ, бронепокрытия и др.) как на стадии обработки, так и после естественного или форсированного хранения РДТТ. Технический результат изобретения - получение объективной (достоверной) количественной информации по каждому источнику дыма в РДТТ, снижение затрат, повышение качества отработки РДТТ в целом. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Способ оценки дымообразования РДТТ, основанный на сжигании бронированного заряда твердого топлива торцевого горения в стендовых условиях, регистрации параметров дымового шлейфа: динамического давления, температуры и ослабления светового сигнала в мерном сечении, расчете по полученным данным комплексного параметра - мощности дымообразования N(t), отличающийся тем, что дымообразование бронепокрытия определяют по следующей зависимости: где N0 - мощность дымообразования в начальный момент времени;tк - время горения заряда.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют заряд, забронированный различными по длине заряда бронепокрытиями, при этом по скорости горения топлива, с учетом длины каждого из участков бронепокрытия, определяются моменты времени t1, t2,..., ti, соответствующие достижению фронтом горения топлива стыков участков бронепокрытия, а о мощности дымообразования Nбр i судят по где tк - время горения заряда,Nбр i - мощность дымообразования i-го бронепокрытия;1, 2,..., i - номер фиксированных участков по длине боковой поверхности заряда с различными бронематериалами.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют РДТТ или его элементы: топливную шашку, заряд ТРТ с бронепокрытием, ТЗП, подвергнутые длительному естественному или ускоренному при повышенной температуре хранению, об изменении дымообразования судят по соотношениям где М - увеличение дымообразования двигателя;Мi - увеличение дымообразования i-го элемента двигателя (топлива, бронепокрытия, ТЗП);Nхр - мощность дымообразования РДТТ, прошедшего естественное или ускоренное старение; - мощность дымообразования i-го элемента РДТТ, прошедшего естественное или ускоренное старение.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по созданию ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ).Одной из актуальных проблем при отработке РДТТ к управляемым реактивным снарядам является обеспечение низкого уровня их дымообразования. Дым ослабляет (поглощает, рассеивает) управляющие сигналы и затрудняет оператору наблюдение за целью. Поэтому при отработке ракетного двигателя должен быть гарантирован уровень дымообразования, не превышающий заданный техническим заданием.Критерием, характеризующим дымообразование РДТТ, является его мощность дымообразования N(t) - величина, пропорциональная количеству "дымовых частиц" генерируемых двигателем в 1 сек. Оценка мощности дымообразования двигателя производится экспериментально-расчетным методом путем регистрации параметров дымового шлейфа двигателя в мерном сечении и последующего вычисления по замеренным параметрам мощности дымообразования по формуле где К - коэффициент, характеризующий геометрические размеры струи и длину пути светового луча в мерном сечении дымового шлейфа;J0 - величина светового сигнала на входе в мерное сечение дымового шлейфа;J(t) - величина светового сигнала на выходе из мерного сечения дымового шлейфа в момент времени t;V(t) - скорость потока в мерном сечении дымового шлейфа в момент времени t, вычисляемая по формуле где Рдин(t) - динамическое давление в мерном сечении дымового шлейфа в момент времени t,T(t) - температура в мерном сечении дымового шлейфа в момент времени t,Р - барометрическое давление окружающего воздуха.Формула (1) является следствием известного закона Бугера-Бэра, связывающего характеристики рассеивания (поглощения) излучения с характеристиками рассеивающей (поглощающей) среды.По результатам экспериментальной оценки строится график зависимости N(t), позволяющий судить о мощности дымообразования двигателя в процессе его работы.По известному патенту (пат. РФ №2181441) оценки дымообразования модельного заряда не предусматривается возможность дифференцированной количественной оценки мощности дымообразования отдельного источника дыма (твердого топлива, бронепокрытия).Он позволяет дать только интегральную оценку о дымообразовании двигателя в целом и качественную оценку по отдельным бронепокрытиям. В то же время отсутствие информации о количественном "вкладе" в общее дымообразование отдельных источников дыма не позволяет целенаправленно проводить разработку (доработку) топлив, бронематериалов и других источников дыма в составе РДТТ. Оценка различных конструкций зарядов в составе двигателя путем проведения натурных испытаний по принципу "лучше-хуже" требует и существенных материальных затрат.Технической задачей изобретения является повышение информативности при проведении оценки дымообразования РДТТ в натурных условиях, уменьшение трудозатрат, повышение производительности способа, повышение достоверности определения дымообразования при оценке различных бронематериалов и других источников дыма в составе РДТТ. Сущность изобретения, в части повышения информативности способа, заключается в дифференцированной оценке мощности дымообразования топлива и бронепокрытия. Для этого при проведении натурных испытаний РДТТ с замером параметров дымообразования используют цилиндрический бесканальный заряд (1) торцевого горения, выполненный из одной марки топлива, бронированный по боковой поверхности (фиг.1). При горении такого заряда в ракетном двигателе с постоянной площадью критического сопла (dкр=const) обеспечивается постоянный уровень скорости горения топлива, а следовательно, и постоянный уровень давления и расхода продуктов сгорания топлива (фиг.1б). Так как скорости потока продуктов сгорания для зарядов торцового горения весьма малы (как правило, не более 2...3 м/с), то в конструкции такого заряда обеспечивается равномерное воздействие продуктов сгорания на всю поверхность оголенного бронепокрытия в течение всего времени горения заряда.При наличия только двух источников дыма - топлива и бронепокрытия - конструкция заряда торцевого горения позволяет обеспечить постоянную составляющую (I) мощности дымообразования топлива (Nтопл=const) и переменную составлявшую (2) мощности дымообразования бронематериала (фиг.2).При этом начальный уровень дымообразования определяется только дымообразованием топлива (оголенный участок бронепокрытия при t=0 отсутствует, Nбp=0). Это позволяет с достаточной для практики точностью выполнять дифференцированную количественную оценку дымообразования топлива и бронепокрытия, а именно:- дымообразование топлива оценить величиной интеграла N0·tк, a дымообразование бронепокрытия величиной интеграла где tк - время горения заряда.Полученная таким образом первичная информация может быть использована для расчета коэффициентов дымности материалов, их количественного вклада в дымообразование проектируемых РДТТ.Технический результат изобретения - повышение достоверности оценки дымообразования различных бронематериалов, твердых ракетных топлив (ТРТ); уменьшение трудозатрат и повышение производительности способа за счет того, что натурным испытаниям подвергают цилиндрический заряд торцевого горения, бронированный при необходимости на фиксированных участках боковой поверхности различными бронематериалами (патент РФ №218144). Достоверность определения дымоообразования различных бронепокрытий достигается в данном случае за счет воздействия на них идентичного состава продуктов сгорания топлива при идентичных внутрибаллистических характеристиках (давление, температура) и идентичных атмосферных условиях (температура, влажность, атмосферное давление окружающего воздуха). Снижение трудозатрат и повышение производительности способа достигается за счет сокращения числа испытаний, их продолжительности (в одном опыте сразу оценивается несколько бронематериалов), затрат на изготовление модельных зарядов.В способе оценки дымообразования РДТТ, основанном на сжигании бронированного заряда твердого топлива торцевого горения в стендовых условиях, регистрации параметров дымового шлейфа: динамического давления, температуры и ослабления светового сигнала в мерном сечении, расчете по полученным данным комплексного параметра - мощности дымообразования N(t), дымообразование бронепокрытия определяют по следующей зависимости: где N0 - мощность дымообразования в начальный момент времени;tк - время горения заряда.В способе, использующем заряд, забронированный различными по длине заряда бронепокрытиями, по скорости горения топлива, с учетом длины каждого из участков бронепокрытия, определяются моменты времени t1, t2, ..., ti, соответствующие достижению фронтом горения топлива стыков участков бронепокрытия, а о мощности дымообразования Nбр i судят по где tк - время горения заряда,Nбр i - мощность дымообразования i-го бронепокрытия;1, 2, ..., i - номер фиксированных участков по длине боковой поверхности заряда с различными бронематериалами.В способе, использующем РДТТ или его элементы: топливную шашку, заряд ТРТ с бронепокрытием, ТЗП, подвергнутые длительному естественному или ускоренному при повышенной температуре хранению, об изменении дымообразования судят по соотношениям где М - увеличение дымообразования двигателя;Mi - увеличение дымообразования i-го элемента двигателя (топлива, бронепокрытия, ТЗП);Nxp - мощность дымообразования РДТТ, прошедшего естественное или ускоренное старение; - мощность дымообразования i-го элемента РДТТ, прошедшего естественное или ускоренное старение.Отличительными признаками предложенного способа являются:- механизм выделения составляющих мощности дымообразования из интегральной зависимости N(t);- использование заряда торцевого горения с комбинированным по длине боковой поверхности бронепокрытием из различных бронематериалов;- механизм выделения составляющих мощности дымообразования с комбинированным по длине заряда бронепокрытием;- порядок оценки дымообразования РДТТ и его элементов в процессе длительного хранения.Технический результат, достигаемый изобретением в целом, характеризуется:- получением объективной информации о дымообразовании каждого из источников дыма, что позволяет более эффективно проводить отработку новых материалов (ТРТ, бронепокрытия, ТЗП) и объективно оценивать уровень дымообразования заряда и двигателя на ранних стадиях отработки;- повышением достоверности информации, снижением трудозатрат, повышением производительности при проведении испытаний с оценкой дымообразования, что в конечном итоге повышает качество и снижает сроки отработки двигателей;- возможностью оценки дымообразования двигателя и отдельных источников дыма в процессе эксплуатации и гарантийных сроков хранения.Сущность предложенного способа поясняется следующими графическими материалами:Фиг.1 - ракетный двигатель с модельным зарядом:а) общий вид двигателя;б) зависимость "давление-время";1 - заряд, 2-двигатель1 - длина бронечехла, - толщина бронечехла.Фиг.2 - механизм выделения составляющих мощности дымообразования N(t) для заряда торцевого горения:а) заряд торцевого горения;б) остаток бронепокрытия после выгорания топлива;в) зависимость N(t), выделение составляющих мощности дымообразования.Фиг.3 - модельный заряд ТРТ с комбинированным бронепокрытием и механизм выделения составляющих мощности дымообразования отдельных бронематериалов:а) заряд с комбинированным бронепокрытием;б) остаток бронировки после выгорания топлива;в) зависимость N(t), выделение составляющих мощности дымообразования;3, 4, 5 - различные бронематериалы; - интегральная характеристика мощности дымообразования i-го бронематериала; - интегральная характеристика мощности дымообразования топлива;m3, m4, m5 - унесенная масса 3-го, 4-го, 5-го бронематериала.Фиг.4 - зависимость мощности дымообразования РДТТ с зарядом торцевого горения, подвергнутого старению:N(t) - мощность дымообразования "свежего" двигателя;Nxp(t) - мощность дымообразования "старого" двигателя;МТРТ - увеличение мощности дымообразования "старого" двигателя за счет ТРТ;Мбр - увеличение мощности дымообразования "старого" двигателя за счет бронепокрытия.Класс F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений