система охлаждения закрытой электрической машины
Классы МПК: | H02K9/19 для машин с закрытым корпусом и с замкнутым контуром охлаждения на основе охлаждающей жидкости, например масла H02K5/20 с каналами или проходами для охлаждающей среды |
Автор(ы): | Канискин Н.А. (RU), Гераскин А.Г. (RU), Капченко В.А. (RU), Кручинин А.М. (RU), Осинцев И.М. (RU), Савченко В.Ф. (RU) |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ" Открытое акционерное общество (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-06-24 публикация патента:
20.08.2004 |
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности, к системе охлаждения закрытой электрической машины. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности теплопередачи от внутреннего воздуха к воде в продольных каналах корпуса. Это достигается за счет того, что внутренний воздух, нагретый в аксиальных каналах ротора вентилятором через отверстия, расположенные по диаметру корпуса, поступает в продольные каналы на корпусе, в которых по их длине расположены ребра, делящие эти каналы на ряд групп коротких каналов, смещенных друг относительно друга. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Система охлаждения закрытой электрической машины, содержащей корпус с винтовым каналом для воды и продольные каналы, размещенные на корпусе, для внутреннего воздуха, отличающаяся тем, что внутренний воздух, нагретый в аксиальных каналах ротора с помощью вентилятора через отверстия, расположенные по диаметру корпуса, поступает в продольные каналы на корпусе, в которых по их длине расположены ребра, которые делят эти каналы на ряд групп коротких каналов, смещенных друг относительно друга.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в закрытых электрических машинах с воздухо-водяным охлаждением.Известна электрическая машина закрытого исполнения (авт. св. №1713024, Н 02 К 9/10, 9/19, 1992), корпус которой содержит обечайку и контур охлаждения в виде двухзаходных винтовых каналов, соединенных между собой последовательно с одного из торцов, один из которых образован винтовой трубкой, а второй канал образован наружными поверхностями соседних витков трубки.Недостатком такой конструкции является низкая эффективность охлаждения электрической машины из-за использования в качестве охладителя только воды.Прототипом предлагаемого технического решения является закрытая электрическая машина, охлаждаемая водой и внутренним воздухом, у которой тепловая энергия, выделяемая в статоре и в роторе, отводится при помощи: искусственной циркуляции воды в водяной рубашке корпуса, выполненной в виде винтового канала, и искусственной циркуляции внутреннего воздуха в осевых каналах ротора и продольных каналах корпуса (Техническое описание и инструкция по эксплуатации К4-14-111 "Асинхронные трехфазные двухскоростные взрывозащищенные двигатели с клеточным ротором во взрывонепроницаемой оболочке, охлаждаемые водой SGS(L) 315M-12/4P; SGS(L) 315L-12/4P; SGS(L) 355M-12/4P": ПРПГМЕ "ДАМЕЛЬ" - Польша, 1996, с.36).Недостатком данной конструкции является слабая эффективность теплопередачи от внутреннего воздуха к воде в продольных каналах корпуса.Задачей предлагаемого технического решения является устранение вышеуказанного недостатка.Технический результат достигается тем, что система охлаждения закрытой электрической машины содержит корпус с винтовым каналом для воды и продольные каналы, размещенные на корпусе - для внутреннего воздуха, при этом внутренний воздух, нагретый в аксиальных каналах ротора с помощью вентилятора через отверстия, расположенные по диаметру корпуса, поступает в продольные каналы на корпусе, в которых по их длине расположены ребра, которые делят эти каналы на ряд групп коротких каналов, смещенных друг относительно друга.На фиг.1 изображена закрытая электрическая машина, продольный разрез; на фиг.2 - вид на каналы, поперечный разрез А-А; на фиг.3 - поперечный вид канала.Электрическая машина состоит из пакета статора 1, ротора 2, корпуса 3, аксиальных каналов ротора 4, винтового канала в корпусе для воды 5 и продольных каналов для внутреннего воздуха 6, в которых расположены ребра 7, вентилятора 8, отверстия 9.Вода, обходя контур охлаждения, выполненный в виде винтового канала, отбирает тепло:- непосредственно от статора 1, через корпус 3;- от внутреннего воздуха в каналах 6 через ребра 7 и корпус 3.Внутренний воздух, нагретый в аксиальных каналах ротора 4 вентилятором 8 через отверстия 9, расположенные по диаметру корпуса, поступает в продольные каналы 6. Для увеличения теплоотдающей поверхности в каналах 6 на корпусе 3 установлены ребра 7, которые делят канал на ряд групп элементарных каналов.Положительный эффект достигается тем, что в закрытой электрической машине для увеличения теплоотдающей поверхности и коэффициента теплопередачи от воздуха к воде в продольных каналах на корпусе установлены ребра, которые делят канал на ряд групп элементарных каналов. Известно, что с уменьшением относительной длины канала X=L/Dг, где L - длина канала; Dг - гидравлический диаметр, коэффициент теплоотдачи с поверхности канала увеличивается, поэтому продольные каналы разделены на несколько групп коротких каналов. Короткие каналы групп имеют смещение друг относительно друга, что создает искусственную турбулизацию воздуха на входе в канал, повышающую теплоотдачу в коротком канале.Класс H02K9/19 для машин с закрытым корпусом и с замкнутым контуром охлаждения на основе охлаждающей жидкости, например масла
Класс H02K5/20 с каналами или проходами для охлаждающей среды