способ спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего
Классы МПК: | B63C7/00 Работы по спасению и поддержанию на плаву судов, получивших повреждения или севших на мель; работы по подъему затонувших судов; спасение конструктивных элементов судов или судового оборудования, например сейфов; подъем прочих объектов, находящихся под водой |
Автор(ы): | Скворцов Н.П. (RU) |
Патентообладатель(и): | Скворцов Николай Павлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-01-05 публикация патента:
27.08.2004 |
Способ спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего включает в себя установку подводной лодки над затонувшим судном, соединение их между собой буксирными канатами, перевод команды затонувшего судна в подводную лодку через люки последней, подъем затонувшего судна этой подводной лодкой и их совместную буксировку в док. Подводную лодку устанавливают над затонувшим судном путем посадки на донный грунт расположенного снизу этой лодки и соединенного с ее бортами колпака с кормовыми воротами и закрепленными в нем верхними поперечными канатами, и последующей откачки воды из колпака его насосами с одновременной подачей в него атмосферного воздуха по коммуникациям, соединяющим подводную лодку с вспомогательными судами. Перевод команды осуществляют по подвесным лестницам. Затем восстанавливают плавучесть затонувшего судна путем слива из него воды и заделкой пробоин с последующей заливкой поврежденных отсеков пенообразующим раствором. Буксирные тросы соединяют с носовыми и кормовыми сцепами колпака и заводят под затонувшее судно нижние поперечные канаты, закрепляемые на бортовых сцепах колпака. После этого закрывают люки, заполняют колпак водой и придают подводной лодке плавучесть. Такое осуществление способа обеспечивает повышение эффективности проведения спасательных работ. 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
Способ спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего, включающий в себя установку подводной лодки над затонувшим судном, соединение их между собой буксирными канатами, перевод команды затонувшего судна в подводную лодку через люки последней, подъем затонувшего судна этой подводной лодкой и их совместную буксировку, отличающийся тем, что подводную лодку устанавливают над затонувшим судном путем посадки на донный грунт расположенного снизу этой лодки и связанного с ее бортами колпака с кормовыми воротами и закрепленными в нем верхними поперечными канатами, расположенными снизу подводной лодки и соединенными с бортами колпака, и последующей откачки воды из колпака его насосами с одновременной подачей в него атмосферного воздуха по коммуникациям, соединяющим подводную лодку с вспомогательными судами, затем осуществляют перевод команды по подвесным лестницам, восстановление плавучести затонувшего судна путем слива из него воды, откачиваемой за борт колпака, и заделкой пробоин с последующей заливкой поврежденных отсеков подаваемым с вспомогательных судов пенообразующим раствором, закрепление на затонувшем судне буксирных тросов, соединенных с носовыми и кормовыми сцепами колпака, а также заводку под затонувшее судно нижних поперечных канатов и закрепление последних на бортовых сцепах колпака, после проведения этих операций и закрытия люков осуществляют заполнение колпака водой, придают подводной лодке плавучесть, после всплытия подводной лодки ее буксируют вспомогательными судами в док, где осуществляют ее разгрузку путем посадки на дно, снятия буксирных и поперечных канатов, заполнения водой затонувшего судна и вывода из дока лодки с открытыми кормовыми воротами колпака после ее всплытия.Описание изобретения к патенту
Предлагаемый способ может использоваться для оказания мобильной помощи в военно-морском, морском и речном флотах, а также в морской археологии, гидростроительстве и при спасении людей из перевернутых транспортных средств и судов.Известен способ спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки, патент США №1814689 от 14.07.1981 г., установка подводной лодки на сцепном расстоянии над затонyвшим судном, спасающий команду посредством подвижно-вертикального хода колокола с приводной связью действия для перевода спасаемых с посадкой через люки герметичным соединением со спасаемым и затонувшим судами, действиями приводных механизмов и выполнением водолазами сцепной постановки межсудового расстояния между ними, по подвесному датчику.Недостатками данного способа являются ограниченные возможности выполнения водолазами операции постановки судов на сцепном расстоянии, введения в петли грузовых крюковых сцепов на гибких цепных и тросовых органах нa затонувшем судне, создающиеся глубинными условиями погружения. Кроме того, операция спасения команды не гарантирована, при наличии посадочного бортового крена у затонувшего судна, по причине невозможности герметичного соединения колокола на его люке, из-за образования щелевидной неплотности отвесным ходом колокола по натянутым боковым направляющим канатам. Этим создается ситуация, исключающая открытие люков колокола и затонувшего объекта угрозой напорного затопления при переводе команды под колокол, т.е. схема технологии спасения выполнена с ограниченными возможностями и только применима для особо подготовленных судов со сцепными устройствами. По изобретению достигаемый эффект способа спасения команды из затонувшего судна, подъема и буксировки последнeгo осуществляется установкой подводной лодки над затонувшим объектом путем посадки на донный грунт слитно сооруженнoгo колпака с кормовыми воротами и закрепленными в нем верхними поперечными канатами, расположенными снизу соединенными с бортами колпака подводной лодки и последующей откачки воды из колпака его насосами под противонапорный фартук с одновременной подачей в него атмосферного воздуха по коммуникациям, соединяющим подводную лодку с вспомогательными судами, затем осуществляют перевод команды по подвесным лестницам, восстановление плавучести затонувшего судна путем слива из него воды, откачиваемой за борт колпака, и заделкой пробоин с последующей заливкой поврежденных отсеков подаваемым с вспомогательных судов пенообразующим раствором, закрепление на затонувшем судне буксирных тросов, соединенных с носовыми и кормовыми сцепами колпака, а также заводку под затонувшее судно нижних поперечных канатов вибропрошивкой и закрепление последних на бортовых сцепах колпака, после проведения этих операций и закрытия люков осуществляют заполнение колпака водой приданием подводной лодке плавучести, после всплытия подводной лодки ее буксируют вспомогательными судами в док, где осуществляют ее разгрузку путем посадки на дно, снятия буксирных и поперечных нижних канатов, заполнения водой затонувшего судна и вывода из дока лодки с открытыми воротами колпака после ее всплытия.Изобретение способа поясняется чертежами:на фиг.1 изображен способ спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки, разрез по Н-Н на фиг.2,на фиг.2 - тире разрез Д-Д на фиг.1, вид трюма,на фиг.3 - вид шлюзования к выгрузке,на фиг.4 - вид Е на фиг.2, пружинно-откидные лестницы,на фиг.5 - вид СЦ на фиг.1, сцепка канатов,на фиг.6 - разрез К-К на фиг.7, вид вибропрошивки, с закрепленным в корпусе петлевым концом каната,на фиг.7 - вид Л на фиг.6, вид вибропрошивки под корпусом,на фиг.8 - вид Д-Д на фиг.1, вид на кормовые ворота,на фиг.9 - вид М на фиг.8, вид крепления фартука.Способ спасения команды затонувшего судна, подъема и буксировки последнего, иллюстрируемый фиг.1-9, включающий, подводную лодку 1 со слитно сооруженным к его бортам герметичным колпаком 2 с кормовыми воротами 10, высотой 2/3 от основания колпака 2, с отогнутыми по периметру кромками Т наружу, совмещенныe с горизонтально-плоскими соплами 3 для уплотняющей посадки на грунт. Колпак 2 выполнен с носовой и кормовой емкостями 4 регулирования дифферента и емкостями 10 вдоль бортов, залитыми, например, пенополиуретаном, придающими неизменную бортовую остойчивость с постоянным возвратным моментом.Колпак 2 способа выполнен с блокирующей системой 5, регулирующей подачи воздуха от вспомогательных судов В и С, а также через пост лодки 1 и от судов В, С через коммуникационные системы К1 и К2 подачи воздуха, кислорода, откачки углекислого газа, подачи питьевой воды, системы телевидения процесса, ультразвукового и гидроакустики, телефонной связи, подачи электропитапия, ацетилена, телеприемные устройства 17 установлены снизу лодки 1. Откачивающие насосы 6 с обратными клапанами 7 размещены по периметру в нишах низа корпуса колпака 2, соединенными с соплами 3, над которыми закреплен противонапорный прочный защитный фартук 8 для защиты от струйного затекания воды и одновременно угона ила и грунта откачиваемой водой из колпака 2. Пo бортам с интервалом на нижних шарнирах колпака 2 закреплены пружинно-отходные лестницы 9 с верхними магнитными держателями фиксации положения у корпуса колпака и у спасаемого объекта, верх лестниц 9 выполнен с петлевой вeрeвкой L через блоки по линии дифферента лодки 1, для наклонения на объект и отклонения лестниц к корпусу захватыванием спасателями за свивающие петли. Лодка 1 по линии дифферента выполнена с люками и с опускаемыми веревочными лестницами 22. Колпак 2 выполнен с резервирующим объемом собственной плавучести 1/3 высоты колпака в верхней части. Ворота 10 - откидные вверх посредством кронштейнов 11 и гидроприводов 12, с нижними гидроприводными уплотнительными зажимами 16 (часть приводных элементов не показана). Колпак 2 выполнен с верхними трюмными прожекторными 15 осветителями, канатными сцепами СЦ верхних и нижних поперечных канатов 13 и 14 по бортам корпуса, а также комплектом буксирных канатов 18 и 19 с закрепленными одними концами у корпусов носа и кормы, а другие концы уложены в карманах ниши корпуса. Верхние поперечные канаты 13, ограждающие от соударений судов, располагаются нa постоянных сцепах СЦ, а нижние канаты 14 хранятся уложенными в вильчатых карманах вдоль бортов и накладываются одновременно при восстановлении плавучести затонувшего объекта под его корпусом посредством вибропрошивки грунта, креплением конца каната-петли с коушем под крышкой виброинструмента ВИ последующим болтовым скреплением (см. фиг.6), корпус инструмента формой усеченного конуса книзу постоянно придерживает инструмент "наплаву" кверху в среде грунта (см. фиг.7). Колпак 2 оборудован резервными средствами индивидуальной защиты и спасения, расположенными на разных уровнях в нишах корпуса.Входящие в технологический способ спасения вспомогательные суда В, С и госпиталь А оборудованы всеми средствами жизнеобеспечения и спасения людей подъемом с воды подъемником 20 и использованием вертолета с посадкой на площадке 21, а также через коммуникационные линии связи К1 и К2 от судов и резервирующим контролем ведения технологии спасательных работ и водного режима в трюме колпака 2 по телеприемным устройствам 17, а также режимом погружения и всплытия. Суда В, С являются одновременно и буксирующими, для ускорения прибытия к месту аварии и обратной доставки аварийного судна для восстановления в док 23, находящийся в трюме колпака 2 лодки 1, буксировкой в надводном или подводном положении, в зависимости от волнового режима.По прибытии в район бедствия технологические суда В, С отыскивают затопленный объект гидроакустическими средствами, и подводная лодка 1 с колпаком 2 занимает позицию к погружению, проверяются действия коммуникационных систем жизнеобеспечения К1 и К2, a вспомогательные суда В, С и госпиталь А встают на якорь, с приведением в действие всех систем cвязи - pадиoтeлефoнной, тeхнoлoгичеcкой, тeлeвизиoнной, тeлефонной, подводного телевидения, средств гидроакустики, и при включенных прожекторах 15 колпака 2 подводная лодка 1 погружается, маневрируя посадку на объект с равномерными проходами по бортам, нocу и корме под колпаком 2, включаются в работу насосы откачки 6 до посадки нагрунт, для приведения в горизонтальное положение противонапорного защитного фартука 8 действием возбуждения оттока струи. После посадки на грунт уровень воды под колпаком понижается, с одновременной подачей в него атмосферного давления воздуха. По периметру основания колпака 2 грунт уплотняется, а под фартуком 8 ведется выравнивание, угон грунта и ила откачиваемой струей, улучшением касания и облегания фартука 8 для защиты от напорного проникновения воды под колпак 2.С понижением уровня несколько ниже люков затонувшего объекта открываются люди лодки 1 с выбросом висячих лестниц 22 для спуска спасателей на затонувший объект для установления связи с командой. Затем приступают к выводу команды через люки объекта с переходом в лодку 1 по лестницам 22. При этом откачка воды насосами 6 через обратные клапаны 7 и сопла 3 подачей под фартук 8 производятся до грунта, откачивается спускаемая вода и из отсеков затонувшего объекта, затем к объекту наклоняются лестницы 9 натяжением веревок 1, которые удерживаются у бортов верхними магнитами. Спасатели спускаются на грунт и накладывают нижние поперечные несущие канаты 14, снятием их из вильчатых карманов с обоих бортов, введением их петлевых концов с коушем под крышку вибромеханизма ВИ с последующей болтовой затяжкой скрепления, для прохода под корпусом объекта вибропрошивкой, а затем крепления каната 14 на бортовом сцепе СЦ. Одновременно ведется восстановление плавучести спасаемого объекта. Если пробоина небольшая, то восстановление ведется наложением листов на электросварке, подачей электропитания от судов В и С, и ацетилена для газовой резки. При крупных разрывах корпуса плавучесть объекта восстанавливается полным заливом отсека, например пенообразующими растворами пенополиуретана, подачей от вспомогательных судов по коммуникационным системам К1 и К2. Одновременно накладываются буксирные канаты 18 и 19 от носа и кормы колпака 2 на восстановленный объект к подъему, закрытием всех кранцев и люков. Нижние поперечные канаты проложены, бортовые откидные лестницы 9 от объекта отброшены к бортам колпака 2.Дается сигнал покинуть объект, спасатели поднимаются в лодку 1, висячие лестницы убираются и люки закрываются. Отключаются откачные насосы 6, в действии остаются технологическое телевидение 17 и прожекторное освещение 15. Проникновение напорной воды под колпак усиливается и объект начинает покачиваться, лодка 1 урегулирует плавучестью поступления воды под колпак, с одновременным выпуском воздуха, созданием дополнительной плавучести и всплывает. Вспомогательные суда В, С делают выборку коммуникаций К1 и К2, затем берут лодку 1 на буксир, а спасенная команда затопленного объекта принимается госпиталем А на лечение и обследование.Подводная лодка 1 со спасенным судном в трюме буксируется в надводном или подводном положении из условий моря. По прибытии на базу лодка 1 освобождается от буксировки, самоходом входит в шлюзовую камеру или в плавучий док 23, где спуском воды из шлюза или всплытием дока 23 лодка 1 сажается на дно колпаком 2. Затем спускаются спасатели под колпак на спасенный объект, устанавливают откидные лестницы 9 к бортам объекта и, спустившись на дно дока 28, выбирают несущие поперечные нижние канаты 14 с укладкой в вильчатые карманы вдоль бортов, снимаются также буксировочные концы канатoв 18, 19 с объекта и укладываются в носовых и кормовых нишах карманов корпуса колпака 2. Затем открываются кранцы спасенного объекта для затопления и посадки на дно дока. Спасатели возвращаются по лестницам 9 на объект с их отбрасыванием к бортам корпуса колпака 2 с магнитным притяжением и возвратным действием пружин. По висячим лестницам 22 спасатели входят в лодку 1 через люки, с уборкой лестниц 22 в лодку и закрытием люков. Шлюзовая камера заполняется водой, или док 23 подтопляется, лодка 1 всплывает и с открытием ворот 10 выходит за пределы шлюзовой камеры или дока 23, с оставлением объекта для восстановительного ремонта, со снятием наложенного пенополиуретанового заполнения из отсеков.По изобретению способа спасения команды из затопленного судна, подъема и буксировки заложена возможность ускорения оказания помощи в режиме глубоководных просторов морей без ограниченных водолазных приемов труда и при наличии любого посадочного бортового крена затопленного объекта. При этом помощь оказывается в условиях атмосферного воздуха радикальными приемами, даже при неполной откачке воды из-под колпака лодки переводом команды под защиту спасателей, для оказания лечебной помощи медиками.Класс B63C7/00 Работы по спасению и поддержанию на плаву судов, получивших повреждения или севших на мель; работы по подъему затонувших судов; спасение конструктивных элементов судов или судового оборудования, например сейфов; подъем прочих объектов, находящихся под водой