способ управления гиперзвуковым летательным аппаратом
Классы МПК: | B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки F42B10/00 Средства воздействия, например улучшения аэродинамических свойств снарядов или реактивных снарядов; приспособления снарядов или реактивных снарядов для стабилизации, управления, увеличения или уменьшения дальности полета или торможения падения |
Автор(ы): | Киселев В.И. (RU), Фетисов В.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный ракетный центр "КБ им. акад. В.П.Макеева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-02-26 публикация патента:
27.08.2004 |
Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано при эксплуатации межконтинентальных летательных аппаратов составной конической формы. Согласно предлагаемому способу на пассивном участке траектории вводят аппарат в режим плоского управляемого рикошетирования с крутизной траектории не более 2. При этом до начала рикошетирования аппарату придают знакопеременный запас статической устойчивости при движении на гиперзвуковых скоростях в рабочем диапазоне углов атаки от 0 до 30. В начале рикошетирования разворачивают аппарат с помощью двигательной установки в канале тангажа на угол атаки 15-20, обеспечивающий максимальное аэродинамическое качество на гиперзвуковых скоростях. Затем отключают двигательную установку при достижении заданного уровня поперечных перегрузок. Тем самым последующий процесс рикошетирования будет происходить с выключенной двигательной установкой при статически устойчивом положении аппарата на указанном угле атаки. При достижении условий выхода на межконтинентальную дальность включают двигательную установку в канале тангажа и выводят аппарат из статически устойчивого положения. Технический результат изобретения состоит в снижении энергозатрат на обеспечение необходимой маневренности и дальности полета путем исключения потребности в двигательной установке для ориентации аппарата в положение создания подъемной силы. 2 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ управления гиперзвуковым летательным аппаратом, в котором при осуществлении полета на межконтинентальную дальность на пассивном участке траектории вводят аппарат в режим плоского управляемого рикошетирования с крутизной траектории не более 2, отличающийся тем, что в нем до начала управляемого рикошетирования аппарату придают знакопеременный запас статической устойчивости при движении на гиперзвуковых скоростях в рабочем диапазоне углов атаки от 0 до 30, а в начале рикошетирования разворачивают аппарат с помощью двигательной установки в канале тангажа на угол атаки 15-20, обеспечивающий аппарату максимальное аэродинамическое качество на гиперзвуковых скоростях, и отключают двигательную установку при достижении заданного уровня поперечных перегрузок, осуществляя тем самым последующий процесс рикошетирования аппарата с выключенной двигательной установкой при статически устойчивом положении аппарата на указанном угле атаки, а при достижении условий выхода на межконтинентальную дальность включают двигательную установку в канале тангажа и выводят аппарат из статически устойчивого положения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано в процессе эксплуатации осесимметричных гиперзвуковых летательных аппаратов с корпусом составной конической формы, осуществляющих управляемый полет с помощью двигательной установки на межконтинентальную дальность.Государственный ракетный центр (ГРЦ)КБ имени академика В.П. Макеева является головным разработчиком легких баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ), способных обеспечить полет на межконтинентальную дальность аппаратов с массой до 1 т (см., например, И.И.Величко. Мечи - на орала. Авиация и космонавтика. №5. 1993 г. ISSN 0373-9821, стр.42-43).В силу особенностей конструкции разрабатываемых ГРЦ аппаратов из всех известных траекторий движения на межконтинентальную дальность (баллистической, планирующей, рикошетирующей, настильной) (см., например, Н.Ф.Краснов, В.Н.Кошевой. Управление и стабилизация в аэродинамике. М.: Высшая школа, 1978 г., с.130) для аппаратов этого типа наиболее целесообразно использовать траектории рикошетирующего типа.Наиболее близким аналогом заявленного способа является способ управления гиперзвуковым летательным аппаратом, в котором осуществляют полет на межконтинентальную дальность и на пассивном участке траектории вводят аппарат в режим многократного рикошетирования с максимальным аэродинамическим качеством, в нем разгоняют аппарат в восточном направлении до круговой скорости в апогее траектории высотой не более 100 км, при крутизне траектории не более - 2 вводят аппарат в пикирование с максимальным аэродинамическим качеством, в процессе пикирования по параметрам движения аппарата определяют его кориолисовое ускорение в системе вращающейся Земли, при равенстве кориолисова и поперечного кажущегося ускорения переводят аппарат в кабрирование, удерживают аппарат в режиме кабрирования с максимальным аэродинамическим качеством до формирования крутизны не более 2 , осуществляют циклическое повторение режима пикирование-кабрирование в процессе рикошетирующего движения аппарата на межконтинентальную дальность (см. заявка №200010415228 (004268). Способ управления гиперзвуковым летательным аппаратом. Государственный ракетный центр "КБ имени академика В.П.Макеева", авторы Киселев В.И., Фетисов B.A., RU патент № 2167794, 27.05.2001. Бюл. №15).Техническим результатом при использовании способа-аналога является обеспечение минимального нагрева и уровня перегрузок аппарата с сохранением управляемости и устойчивости полета на межконтинентальную дальность.Для аппаратов, разрабатываемых ГРЦ, управляемость и устойчивость полета обеспечивается с помощью двигательной установки, которая работает в способе-аналоге в непрерывном режиме в процессе всего полета на межконтинентальную дальность, при этом расход топлива даже при минимально возможной тяге двигателя из-за длительности времени движения аппарата на межконтинентальную дальность достигает на этих траекториях недопустимых весовых значений и является недостатком способа-аналога, снижающим его функционально-эксплуатационные возможности.Техническим результатом при использовании предложенного способа управления гиперзвуковым летательным аппаратом является расширение функционально-эксплуатационных возможностей известного способа путем создания необходимой подъемной силы аппарата без задействования управляющей двигательной установки, а за счет конструктивно-компоновочных параметров аппарата, обеспечивающих устойчивое статически положение аппарата в процессе движения на программных углах атаки, обеспечивающих максимальное аэродинамическое качество аппарату в полете без затрат энергетики двигателя.Сущность изобретения состоит в том, что в способе управления гиперзвуковым летательным аппаратом, в котором осуществляют полет на межконтинентальную дальность и на пассивном участке траектории вводят аппарат в режим плоского управляемого рикошетирования с крутизной траектории не более 2 , в нем до начала управляемого движения аппарата обеспечивают существование в нем знакопеременного запаса статической устойчивости при движении аппарата на гиперзвуковых скоростях в рабочем диапазоне углов атаки от 0 до 30 , в котором в начале рикошетирования разворачивают аппарат с помощью двигательной установки в канале тангажа на угол 15... 20 и отключают двигательную установку при достижении заданного уровня поперечных перегрузок, осуществляют процесс рикошетирования аппарата с выключенным двигателем канала тангажа при статически устойчивом положении аппарата на углах атаки, обеспечивающих ему максимальное аэродинамическое качество в полете, а при достижении межконтинентальной дальности включают двигательную установку в канале тангажа и выводят аппарат из статически устойчивого положения.Для реализации предлагаемого способа управления гиперзвуковым летательным аппаратом предполагается следующая последовательность действий:- до начала рикошетирования (на Земле или в полете) обеспечивают знакопеременный характер запаса статической устойчивости ( Сд?0) аппарата в рабочем диапазоне углов атаки от 0 до 30 , при гиперзвуковых скоростях движения аппарата путем регулирования либо положения центра масс, либо центра давления аппарата, либо того и другого одновременно;- разгоняют аппарат в восточном направлении до круговой скорости при апогее траектории не более 100 км;- по прохождении аппаратом апогея (при крутизне траектории не более -2 ) разворачивают аппарат с помощью двигательной установке в канале тангажа на угол 15... 20 , замеряют уровень поперечных перегрузок и отключают двигательную установку при достижении заданного, например единицы, уровня поперечных перегрузок;- осуществляют процесс плоского рикошетирования аппарата при крутизне траектории не более 2 С выключенным двигателем в канале тангажа при статически устойчивом положении аппарата на углах атаки, обеспечивающих ему максимальное аэродинамическое качество в полете;- при достижении межконтинентальной дальности включают двигательную установку в канале тангажа и выводят аппарат из статически устойчивого положения.По сравнению с ближайшим способом-аналогом предлагаемый способ управления гиперзвуковым летательным аппаратом обладает более широкими функционально-эксплуатационными возможностями путем создания необходимой величины подъемной силы при рикошетировании аппарата без задействования двигательной установки.Для пояснения технической сущности предлагаемого изобретения на фиг.1 приведена схема одного из разрабатываемых в ГРЦ "КБ им. академика В.П.Макеева" осесимметричного летательного аппарата с корпусом 1 составной конической формы, управляемого двигательной установкой 2.На фиг.2 приведен характер изменения запаса статической устойчивости ( Сд) в предлагаемом способе управления в зависимости от параметров движения (числа Маха - М и угла атаки - ).Основные параметры аппарата в процессе движения по одной из возможных траекторий плоского рикошетирования приведены в таблице. Примечания к таблице1. Кривые Сд на фиг.2, иллюстрирующие поведение запаса статической устойчивости аппарата для фиксированных чисел Маха (М=10-20) и переменного угла атаки ( =0 -30 ) определены из соотношения: где Xт(Xд) - расстояние от вершины аппарата до центра масс (давления) соответственно, м.L - расстояние от вершины аппарата до его основания, м.Нелинейный характер зависимости Сд от обусловлен формой корпуса аппарата (корпус составной конический), а наличие знакопеременных значений Сд?0 в предлагаемом изобретении в отличие от аналога, где Сд&; 0 обусловлено соответствующим выбором центра масс аппарата (здесь центр масс аппарата удален от его вершины на 0,59-40,60 его длины).2. Углы атаки ~ 12 -15 соответствуют режиму, в котором аппарат занимает устойчивое положение при отключенных двигателях в процессе рикошетирования, при этом - наивыгоднейший угол атаки, при котором аэродинамическое качество аппарата максимально.Для введения аппарата в статически нейтральное устойчивое положение выполняется следующая последовательность действий:- до начала процесса рикошетирования (на Земле или в полете) обеспечивают знакопеременный характер запаса статической устойчивости ( Сд<=>0) аппарата в рабочем диапазоне углов атаки от 0 до 30 при гиперзвуковых скоростях движения аппарата путем регулирования либо положения центра масс, либо центра давления аппарата, либо того и другого одновременно;- при достижении в процессе движения заданных параметров включают двигательную установку аппарата в канале тангажа и разворачивают аппарат на угол ~ 15... 20 и при достижении поперечной перегрузкой аппарата требуемых значений выключают двигатель;- после выключения двигателя аппарат за счет знакопеременного аэродинамического момента начнет совершать колебания вокруг угла атаки , после затухания которых он будет совершать устойчивое движение на этом угле атаки, обеспечивающем ему необходимую для рикошетирования подъемную силу при отключенном двигателе.Предлагаемый способ управления гиперзвуковым летательным аппаратом, по сравнению с известными техническими решениями предельно минимизирует потребный запас энергетики на борту аппарата, который по сравнению с известным способом-аналогом уменьшается ~ на 40%.Класс B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки
Класс F42B10/00 Средства воздействия, например улучшения аэродинамических свойств снарядов или реактивных снарядов; приспособления снарядов или реактивных снарядов для стабилизации, управления, увеличения или уменьшения дальности полета или торможения падения