система управления черпанием сыпучего материала
Классы МПК: | E02F9/22 гидравлические или пневматические приводы |
Автор(ы): | Лукин А.М. (RU), Лукин Д.А. (RU), Калачевский Б.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-05-22 публикация патента:
27.08.2004 |
Изобретение относится к области строительных и дорожных машин, а именно к одноковшовым фронтальным погрузчикам. Система управления черпанием сыпучего материала содержит шасси, погрузочное оборудование, включающее стрелу, ковш, тягу, коромысло и основной гидропривод погрузочного оборудования, содержащий стреловые и ковшовые цилиндры и гидроаппаратуру управления с датчиком глубины внедрения, установленным на внешней стороне боковой стенки ковша под углом естественного откоса штабеля разрабатываемого материала. Она снабжена неподвижно закрепленным на стреле дополнительным цилиндром, роликом, шарнирно закрепленным на штоке дополнительного цилиндра, гидронасосом, электрогидравлическим золотником и неподвижно закрепленным на коромысле непрерывно соприкасающимся с роликом корректирующим кулачком, профиль которого выполнен таким образом, что при движении шасси погрузчика и штока ковшового цилиндра траектория движения режущей кромки ножа днища ковша параллельна естественному откосу штабеля разрабатываемого материала. Штоковая полость дополнительного цилиндра постоянно связана со сливной гидролинией, поршневая полость этого цилиндра в исходном положении связана с напорной гидролинией гидронасоса, имеющего привод от механической коробки передач, и со сливной гидролинией через канал электрогидравлического золотника, связанного гидролиниями с поршневой и штоковой полостями ковшового цилиндра, которые в исходном положении заперты. При черпании сыпучего материала поршневые полости дополнительного ковшового цилиндров связаны гидролиниями и каналом электрогидравлического золотника с напорной гидролинией гидронасоса, при этом штоковая полость ковшового цилиндра каналом электрогидравлического золотника связана со сливом. Повышается производительность погрузчика. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Система управления черпанием сыпучего материала, содержащая шасси, погрузочное оборудование, включающее стрелу, ковш, тягу, коромысло и основной гидропривод погрузочного оборудования, содержащий стреловые и ковшовые цилиндры и гидроаппаратуру управления с датчиком глубины внедрения, установленным на внешней стороне боковой стенки ковша под углом естественного откоса штабеля разрабатываемого материала, отличающаяся тем, что она снабжена неподвижно закрепленным на стреле дополнительным цилиндром, роликом, шарнирно закрепленным на штоке дополнительного цилиндра, гидронасосом, электрогидравлическим золотником, и неподвижно закрепленным на коромысле непрерывно соприкасающимся с роликом корректирующим кулачком, профиль которого выполнен таким образом, что при движении шасси погрузчика и штока ковшового цилиндра траектория движения режущей кромки ножа днища ковша параллельна естественному откосу штабеля разрабатываемого материала, при этом штоковая полость дополнительного цилиндра постоянно связана со сливной гидролинией, поршневая полость этого цилиндра в исходном положении связана с напорной гидролинией гидронасоса, имеющего привод от механической коробки передач, и со сливной гидролинией через канал электрогидравлического золотника, связанного гидролиниями с поршневой и штоковой полостями ковшового цилиндра, которые в исходном положении заперты, а при черпании сыпучего материала поршневые полости дополнительного и ковшового цилиндров связаны гидролиниями и каналом электрогидравлического золотника с напорной гидролинией гидронасоса, при этом штоковая полость ковшового цилиндра каналом электрогидравлического золотника связана со сливом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительных и дорожных машин, а именно к одноковшовым фронтальным погрузчикам.Известен фронтальный погрузчик ТО-18 (Техническое описание и инструкция по эксплуатации ТО-18.00.000, Минск, Полымя, 1976, с. 199), содержащий шасси, погрузочное оборудование и гидропривод погрузочного оборудования. Такой гидропривод позволяет осуществлять черпание сыпучего материала совмещенным способом, при котором одновременно происходят два движения, поступательное движение шасси и поворот ковша. При этом траектория движения режущей кромки ножа днища ковша в штабеле, которая является определяющим фактором при заполнении ковша сыпучим материалом, зависит от физико-механических свойств разрабатываемого материала, буксования в гидротрансформаторе и на движителе, глубины начального внедрения режущей кромки ножа днища ковша в штабель, по достижении которой производится включение гидромеханизма поворота ковша и других условий. Исходя из этого траектории движения режущей кромки ножа днища ковша в штабеле при черпании сыпучего материала различны и, следовательно, заполнение ковша сыпучим материалом неоптимально.Известно, что черпание сыпучего материала с минимально необходимыми энергозатратами происходит в том случае, когда траектория движения режущей кромки ножа днища ковша параллельна естественному откосу штабеля разрабатываемого материала. Опытные машинисты, управляющие рабочим процессом, для лучшего заполнения ковша сыпучим материалом при продолжающемся движении шасси производят многократные включения гидромеханизма поворота ковша. При этом траектория движения режущей кромки ножа днища ковша в штабеле имеет ступенчатый вид. Hа заключительном этапе черпания требуются реверсивные включения гидромеханизма поворота ковша. Многократные включения гидроаппаратуры управления ковшом приводят к ухудшению динамических процессов при черпании, снижению надежности машины, повышенной утомляемости человека-оператора и, в конечном счете, к снижению производительности.Таким образом, черпание сыпучего материала известным фронтальным погрузчиком требует энергозатрат больших, чем минимально необходимые для этого процесса.Из известных технических решений наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является одноковшовая погрузочная машина (Авторское свидетельство СССР №1071713, кл. Е 02 F 9/22, 1982), содержащая шасси, погрузочное оборудование и гидропривод управления этим оборудованием с датчиком глубины внедрения, установленным на внешней стороне боковой стенки ковша под углом естественного откоса штабеля разрабатываемого материала, гидротрансформатор, датчик крутящего момента, выполненный в виде упорного диска, расположенного на валу реактора гидротрансформатора и соединенного с золотником распределителя посредством подпружиненного толкателя. Датчик глубины внедрения выполнен из образующих между собой гидрополость корпуса и эластичной мембраны, при этом рабочая гидрополость связана гидролинией с сигнализатором давления, электрический контакт которого включен в электрическую цепь управления. При использовании этого технического решения в процессе черпания режущая кромка ножа днища ковша перемещается по траектории, соответствующей постоянному крутящему моменту, развиваемому турбиной гидротрансформатора.Данное техническое решение имеет существенный недостаток, заключающийся в следующем. Траектория движения режущей кромки ножа днища ковши в процессе черпания не параллельна естественному откосу штабеля. Если траектория крутая (угол наклона касательной к траектории движения больше угла естественного откоса штабеля), то при черпании сыпучий материал осыпается под ковш. Если траектория пологая (угол наклона касательной к траектории движения меньше угла естественного откоса штабеля), то черпание сыпучего материала происходит с завышенными энергозатратами из-за того, что на режущей кромке ножа днища ковша сохраняется уплотненное ядро. И то и другое экономически не выгодно.В известных технических решениях гидропривод погрузочного оборудования фронтального погрузчика не обеспечивает кинематического согласования движения шасси и поворота ковша при оптимальном варианте черпания сыпучего материала.Таким образом, известные технические решения не обеспечивают черпание сыпучего материала с минимально необходимыми на этот процесс энергозатратами, что, в конечном счете, приводит к снижению производительности фронтального погрузчика.Задачей изобретения является снижение энергозатрат в процессе черпания сыпучего материала и повышение производительности за счет движения режущей кромки ножа днища ковша по оптимальной траектории, параллельной естественному откосу штабеля.Указанный технический результат достигается тем, что система управления черпанием сыпучего материала, содержащая шасси, погрузочное оборудование, включающее стрелу, ковш, тягу, коромысло и основной гидропривод погрузочного оборудования, содержащий стреловые и ковшовые цилиндры и гидроаппаратуру управления с датчиком глубины внедрения, установленным на внешней стороне боковой стенки ковша под углом естественного откоса штабеля разрабатываемого материала, усовершенствована введением в основной гидропривод погрузочного оборудования неподвижно закрепленного на стреле дополнительного цилиндра, ролика, шарнирно закрепленного на штоке дополнительного цилиндра, гидронасоса, электрогидравлическим золотника, и неподвижно закрепленным на коромысле непрерывно соприкасающимся с роликом корректирующего кулачка, профиль которого выполнен таким образом, что при движении шасси погрузчика и штока ковшового цилиндра траектория движения режущей кромки ножа днища ковша параллельна естественному откосу штабеля разрабатываемого материала, при этом штоковая полость дополнительного цилиндра постоянно связана со сливной гидролинией, поршневая полость этого цилиндра в исходном положении связана с напорной гидролинией гидронасоса, имеющего привод от механической коробки передач, и со сливной гидролинией через канал электрогидравлического золотника, связанного гидролиниями с поршневой и штоковой полостями ковшового цилиндра, которые в исходном положении заперты, а при черпании сыпучего материала поршневые полости дополнительного и ковшового цилиндров связаны гидролиниями и каналом электрогидравлического золотника с напорной гидролинией гидронасоса, при этом штоковая полость ковшового цилиндра каналом электрогидравлического золотника связана со сливом.Такое подключение дополнительного цилиндра, электрогидравлического золотника и гидронасоса при черпании сыпучего материала позволяет при одноразовом включении гидроаппаратуры управления вести режущую кромку ножа днища ковша по оптимальной траектории. При такой траектории движения происходит максимальное заполнение ковша сыпучим материалом с минимальными энергозатратами на этот процесс.Реализация предлагаемого технического решения позволяет осуществлять черпание с минимально необходимыми энергозатратами на сыпучих материалах с различными физико-механическими характеристиками. Величины углов













Класс E02F9/22 гидравлические или пневматические приводы