механический демпфер и его рессора
Классы МПК: | F16F15/121 с использованием пружин в качестве упругих элементов, например металлических пружин |
Автор(ы): | Громыко Б.М. (RU), Алексеев Б.И. (RU), Гусев С.В. (RU), Постников И.Д. (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-06-14 публикация патента:
27.08.2004 |
Изобретение относится к области механики, а более конкретно к средствам гашения колебаний. Сущность изобретения заключается в том, что демпфер устанавливается на машине и содержит две коаксиально расположенные одна внутри другой кольцевые охватывающую 3 и охватываемую 4 детали. Между ними размещены рессоры 7. Охватывающая 3 и охватываемая 4 детали выполнены в виде фланцев с одинаковым количеством равнорасположенных по окружности радиальных отверстий 5 и 6, при этом рессор имеется четное число, но не менее четырех, и они выполнены в виде штырей. Причем рессоры 7 - штыри закреплены в охватывающей детали и подвижно посажены в охватываемой детали в виде кулисной пары. Рессора 7 выполнена в виде балки переменного сечения, содержащей на своих концах элементы ограничения ее степеней свободы, между которыми выполнен упруго деформируемый участок. В качестве элементов ограничения степеней свободы на одном своем конце рессора 7 содержит элементы заделки, а на другом ее конце выполнен ползун кулисной пары. В качестве упруго деформируемого участка выполнен усеченный конус или близкий ему по конфигурации элемент, представляющий собой тело вращения. Техническим результатом является снижение виброперегрузок и амплитуды колебаний, повышение надежности работы. 2 н. и 10 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Механический демпфер, устанавливаемый на машине и содержащий две коаксиально расположенные одна внутри другой кольцевые охватывающую и охватываемую детали с соизмеримым с толщиной деталей зазором между ними, в котором размещена рессора, при этом указанные охватывающая и охватываемая детали снабжены элементами крепления соответственно к вибропередатчику и виброприемнику машины, отличающийся тем, что охватывающая и охватываемая детали выполнены в виде фланцев с одинаковым количеством равнорасположенных по окружности радиальных отверстий, рессор имеется четное число, но не менее четырех, и они выполнены в виде штырей, радиально направленных в этих деталях и продольно размещенных в их радиальных отверстиях, при этом рессоры-штыри закреплены в охватывающей детали и подвижно посажены в охватываемой детали в виде кулисной пары, обеспечивая упругую фиксацию одной из этих деталей относительно другой.2. Механический демпфер по п.1, отличающийся тем, что на выполненных в виде фланцев кольцевых деталях выполнены продольные относительно оси равнорасположенные по окружности отверстия для крепления одной детали к вибропередатчику, а другой - к виброприемнику машины, а элементы крепления к вибропередатчику и виброприемнику выполнены в виде болтов с гайками и продольно относительно оси направленных равнорасположенных по окружности отверстий в охватывающей и охватываемой деталях таким образом, что болты вставлены в эти отверстия, при этом рядом расположенные по окружности болты своими резьбовыми концами направлены в противоположные стороны, а между вибропередатчиком и охватывающей деталью, а также между виброприемником и охватываемой деталью выполнены зазоры для размещения в них головок болтов.3. Механический демпфер по п.1 или 2, отличающийся тем, что в охватывающей детали выполнены равнорасположенные по окружности дугообразные окна, отделенные друг от друга радиальными пилонами.4. Механический демпфер по п.1 или 2, отличающийся тем, что крепление рессор в охватывающей детали осуществлено с помощью резьбового соединения.5. Механический демпфер по п.1 или 4, отличающийся тем, что подвижно посаженный в охватываемой детали конец рессоры выполнен в виде с двух сторон усеченного тела вращения.6. Механический демпфер по п.1, или 2, или 3, отличающийся тем, что в охватывающей и охватываемой деталях выполнено по двенадцать равнорасположенных по окружности радиальных отверстий, в которые установлено двенадцать рессор, а также выполнено по двенадцать продольно относительно оси направленных равнорасположенных по окружности отверстий, в которых установлено двенадцать болтов, являющихся элементами крепления к вибропередатчику и виброприемнику, причем резьбы соседних по окружности болтов направлены в противоположные стороны.7. Рессора механического демпфера, выполненная в виде балки переменного сечения, содержащей в двух местах, преимущественно на ее концах, элементы ограничения ее степеней свободы, между которыми выполнен упругодеформируемый участок, отличающаяся тем, что рессора выполнена в виде штыря из упругого металла, в качестве элементов ограничителя степеней свободы на одном своем конце служат элементы заделки, а на другом ее конце в качестве элемента ограничителя степеней свободы выполнен ползун кулисной пары, при этом упругодеформируемый участок выполнен в виде усеченного конуса с острым углом при вершине или близкий ему по конфигурации представляющий собой тело вращения элемент.8. Рессора по п.7, отличающаяся тем, что элементы заделки рессоры в области одного конца рессоры выполнены в виде резьбы и зарезьбового торца соосно с усеченным конусом.9. Рессора по п.7 или 8, отличающаяся тем, что ползун кулисной пары выполнен в виде усеченного с двух сторон шара, соосного с резьбой и усеченным конусом.10. Рессора по п.7 или 8, отличающаяся тем, что упругодеформируемый участок выполнен в виде усеченного конуса с конусностью 1:6,5.11. Рессора по п.7 или 8, отличающаяся тем, что на конце с резьбой рессора снабжена шестигранником.12. Рессора по п.7, отличающаяся тем, что она выполнена из бериллиевой бронзы БрБ2.Описание изобретения к патенту
Настоящее изобретение относится к области механики к разделу гашение колебаний в системах, а более конкретно касается демпфирующих устройств, содержащих рессоры, устанавливаемые между соосно или коаксиально расположенными двумя деталями.Данное изобретение применимо в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД), например, для крепления электроприводов на управляемых ими дросселях системы топливоподачи двигателей.Предшествующий уровень техникиДля механического демпфера в настоящее время в технике известен ряд виброизолирующих устройств, в которых между вибропередатчиком и виброприемником установлен демпфирующий элемент, как в виброизолирующей опоре по патенту РФ №2029157 по МКИ 6 F 16 F 11/00 с приоритетом от 02.08.91. Это устройство выбираем в качестве аналога предлагаемого изобретения.Известен торсионный вибрационный поглотитель из патента США №2775105 по НКИ 464-101 с приоритетом от 10.02.1954. Этот поглотитель содержит фланцы, расположенные соосно. Для крепления фланцы содержат равное количество равнорасположенных по окружности отверстий, по которым фланцы скреплены с помощью заклепок. В конструкции между вибропередающей и вибропринимающей деталями установлен демпфирующий элемент. Это устройство также принимаем в виде аналога предлагаемого изобретения. Недостаток аналога в проблематичном с помощью него предотвращении передачи высокочастотных колебаний от вибропередатчика к виброприемнику применительно к фланцевым соединениям.Из патента Франции №2787851 по МКИ 6 F 16 F 15/121 известно демпферное устройство с приоритетом от 24.12.98, которое, в частности, может быть использовано в турбонасосных агрегатах ЖРД. Это демпферное устройство, как и заявляемое, содержит две коаксиально расположенные, одна внутри другой, кольцевые, охватывающую и охватываемую, детали. В зазоре между этими деталями, соизмеримом с их толщиной, размещен демпфирующий элемент (рессора). Эти детали снабжены элементами крепления соответственно к вибропередатчику и виброприемнику машины. Эти признаки совпадают с признаками заявляемого изобретения. В устройстве по патенту Франции охватывающая и охватываемая детали выполнены достаточно жесткими и имеют кольцевую форму. Между ними размещена деталь, выполненная в виде металлической полосы определенной ширины с первой и второй свободными оконечностями. Полоса смонтирована вокруг вышеуказанной внутренней цилиндрической оболочки, имеющей волнистую форму, по существу вписанную в выпуклый многоугольник. Это устройство принимаем в качестве прототипа изобретения “Механический демпфер”. Недостаток его в том, что им сложно предотвратить передачу разнонаправленных высокочастотных колебаний от вибропередатчика к виброприемнику во фланцевых соединениях.Для рессоры механического демпфера в технике известны рессоры, применяемые в демпферных устройствах. Так, в том же патенте Франции №2787851 по МКИ 6 F 16 F 15/121 известна рессора, выполненная из упругого металла. Недостаток этой рессоры в том, что она не может эффективно воспринимать большие нагрузки и гасить высокочастотные механические колебания. Данное устройство принимаем в качестве аналога заявляемого изобретения “Рессора”.Из патента ФРГ №3148903 по классу В 64 С 27/51 с приоритетом от 10.12.1981 г. известно эластичное демпфирующее устройство для лопаток турбины. Рессора в нем имеет форму балочки переменного сечения на концах, выполненной из упругого материала. Хотя эта рессора в основном находится под действием осевых нагрузок, но в ней имеют место и поперечные нагрузки. Эту рессору принимаем за прототип заявляемого изобретения “Рессора”. Недостаток прототипа в том, что он не обеспечивает эффективное гашение поперечных колебаний, в том числе и высокочастотных колебаний, что особенно важно в машинах, аналогичных мощным ЖРД.Сущность изобретенияВ основу настоящего изобретения “Механический демпфер”, устанавливаемый на машине, положена задача снижения амплитуды и виброперегрузки колебаний виброприемника машины по сравнению с колебаниями ее вибропередатчика применительно к электроприводу, устанавливаемому на управляемый гидравлический дроссель ЖРД. Возникающие на таком двигателе вибрации передаются на корпус дросселя, где их максимальное значение ограничивается условиями эксплуатации электродвигателя на машине.Сущность изобретения заключается в том, что механический демпфер, устанавливаемый на машине, содержит две коаксиально расположенные одна внутри другой кольцевые охватывающую и охватываемую детали с соизмеримым с толщиной деталей зазором между ними, в котором размещена рессора, при этом указанные охватывающая и охватываемые детали снабжены элементами крепления соответственно к вибропередатчику и виброприемнику машины.Отличительная особенность данного изобретения заключается в том, что охватывающая и охватываемая детали выполнены в виде фланцев с одинаковым количеством равнорасположенных по окружности радиальных отверстий, рессор имеется четное число, но не менее четырех, и они выполнены в виде штырей, радиально направленных в этих деталях и продольно размещенных в их радиальных отверстиях, при этом штыри рессор закреплены в охватывающей детали и подвижно посажены в охватываемой детали (в виде кулисной пары), обеспечивая упругую фиксацию одной из этих деталей относительно другой.Следует отметить, что возможно также крепление рессор в охватываемой детали и подвижная посадка в охватывающей детали.В частном случае в охватывающей детали выполнены равнорасположенные по окружности дугообразные окна, отделенные друг от друга радиальными пилонами.В другом частном случае механический демпфер отличается тем, что на выполненных в виде фланцев кольцевых деталях содержатся продольные относительно оси равнорасположенные по окружности отверстия для крепления одной детали к вибропередатчику, а другой - к виброприемнику машины, а элементы крепления к вибропередатчику и виброприемнику выполнены в виде болтов с гайками и продольно относительно оси направленных равнорасположенных по окружности отверстий в охватывающей и охватываемой деталях таким образом, что болты вставлены в эти отверстия, притом рядом расположенные по окружности болты своими резьбовыми концами направлены в противоположные стороны, а между вибропередатчиком и охватывающей деталью, а также между виброприемником и охватываемой деталью выполнены зазоры для размещения в них головок болтов.В другом одном из частных случаев крепление рессор в охватывающей детали осуществлено с помощью резьбового соединения.В следующем частном случае подвижно посаженный в охватываемой детали конец рессоры выполнен в виде с двух сторон усеченного тела вращения. По технологическим соображениям наиболее целесообразно в качестве тела вращения выбирать шар.Во многих частных случаях целесообразно, чтобы рессора между местом крепления и выполненным в виде усеченного шара концом имела бы форму усеченного конуса с конусностью 1:6,5 и галтели на своих краях.В энергонапряженных конструкциях часто целесообразно штыри рессор выполнять из бериллиевой бронзы.Основными материалами остальных деталей являются стали. Возможно применение алюминиевых сплавов.Еще в одном частном случае в охватывающей и охватываемых деталях выполнено по 12 равнорасположенных по окружности радиальных отверстий, в которые установлены 12 рессор, а также выполнены по 12 продольно относительно оси направленных равнорасположенных по окружности отверстий, в которых установлены 12 болтов, являющихся элементами крепления к вибропередатчику и виброприемнику, причем резьбы соседних по окружности болтов направлены в противоположные стороны.Техническим результатом настоящего изобретения является снижение виброперегрузок и амплитуды колебаний виброприемника на машине и повышение надежности работы технического объекта на примере ЖРД. Следует отметить также повышение запаса прочности некоторых деталей виброприемника машины, что является дополнительным техническим результатом реализации изобретения.Другим изобретением, оно предназначено для использования в “Механическом демпфере”, является “Рессора механического демпфера”.Задача, стоявшая перед изобретением “Рессора механического демпфера”, выполнить рессору, которая бы обеспечивала эффективную возможность компенсации колебаний в двух взаимно перпендикулярных направлениях, а благодаря их установке в конструкции демпфера в двух соответствующих взаимно перпендикулярных положениях обеспечивается возможность компенсации высокочастотных колебаний во всех трех направлениях пространства. Известные рессоры эффективно воспринимают колебания в основном в одном направлении, как это по существу имеет место в демпфирующем устройстве по патенту ФРГ №3148903. Для восприятия колебаний в большем числе направлений требуются рессоры усложненной конструкции.Предложенная рессора отличается неожиданной простотой конструктивного исполнения и эффективностью в условиях работы при высокочастотных колебаниях.Сущность изобретения “Рессора механического демпфера” заключается в том, что она выполняется в виде балки (балочки) переменного сечения, содержащей в двух местах, преимущественно на ее концах, элементы ограничения ее степеней свободы, между которыми выполнен упруго деформируемый участок. Рессора выполнена в виде штыря из упругого металла, в качестве элементов ограничителя степеней свободы на одном своем конце она содержит элементы заделки рессоры, а на другом ее конце в качестве элементов ограничителя степеней свободы выполнен ползун кулисной пары, при этом в качестве упруго деформируемого участка выполнен усеченный конус с острым углом при вершине или близкий ему по конфигурации, представляющий собой тело вращения элемент.В частном случае в качестве элементов заделки рессоры в области одного конца рессоры выполнена резьба и зарезьбовой торец соосно усеченному конусу.В другом частном случае в рессоре ползун кулисной пары выполнен в виде усеченного с двух сторон шара, соосного с резьбой и усеченным конусом.В следующем частном случае упруго деформируемый участок выполнен в виде усеченного конуса с конусностью 1:6,5.Кроме того, в частном случае на конце с резьбой рессора снабжена шестигранником.Что касается материала рессоры, то возможно применение упругих сталей, никелевых сплавов, а в особо ответственных случаях рессору целесообразно выполнять из бериллиевой бронзы БрБ2.Техническим результатом предлагаемого изобретения “Рессора механического демпфера” является то, что оно позволило разработать простую и малогабаритную конструкцию механического демпфера для узлов крепления в мощных ЖРД, где виброперегрузки достигают порядка 400 g, а частота виброколебаний доходит до 2000 Гц, причем при различных направлениях этих колебаний в пространстве.Благодаря тому, что рессора представляет собой ступенчатую балку в виде тела вращения, она является равнопрочной во всех направлениях в плоскости, нормальной к ее оси. Это позволяет сделать ее конструкцию технологичной в изготовлении и относительно дешевой.Перечень фигур чертежейНа фиг.1 представлен разрез А-А (см. фиг.2) механического демпфера.На фиг.2 представлен вид В (см. фиг.1) на механический демпфер.На фиг.3 представлена рессора механического демпфера.Примеры реализации изобретенияРассмотрим два примера - “Механический демпфер” и “Рессора механического демпфера”.Механический демпфер представлен на фиг.1 и 2, где 1 - вибропередатчик, а 2 - виброприемник машины. Для случая наших примеров под машиной мы подразумеваем жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). В качестве вибропередатчика рассматриваем жидкостный топливный дроссель, а в качестве виброприемника - электропривод этого дросселя.Собственно демпферное устройство состоит из коаксиально расположенных охватывающей 3 и охватываемой 4 деталей. Охватывающая деталь 3 имеет 12 резьбовых радиальных отверстий 5, равнорасположенных по окружности, а охватываемая деталь 4 имеет 12 равнорасположенных по окружности радиальных отверстий 6. В каждую соответствующую пару отверстий вставлена на резьбе 5 и закреплена штыревая рессора (штырь) 7. Таким образом, устройство содержит 12 штырей 7. Рессора (штырь) 7 содержит резьбу 8 (см. фиг.3), по которой она ввернута в соответствующее резьбовое отверстие 5 охватывающей детали 3 на клее, обеспечивающем контровку резьбы. Рессора (штырь) 7 имеет на одном своем конце шестигранник 9 и фланчик 10, обеспечивающий требуемую точность установки рессоры (штыря) 7. На другом своем конце рессора (штырь) выполнена в виде с двух сторон усеченного шара 11, который соединен с резьбой усеченным конусом 12 с конусностью 1:6,5, на своих концах содержащим галтели 13 и 14.Рессоры (штыри) 7 выполнены из бериллиевой бронзы, а остальные детали - из конструкционной стали.Охватывающая деталь 3 скреплена с виброприемником 2, т.е. с электроприводом, с помощью болтов 15, гаек 16 и 17 и шайб 18. Охватываемая деталь 4 скреплена с вибропередатчиком 1, т.е. с топливным дросселем, с помощью болтов 19, гаек 16, 17 и шайб 18. Следует отметить, что, как видно из чертежа фиг.1, резьбовые концы болтов 15 и 19 направлены в противоположные стороны. Это сделано, чтобы уменьшить габариты и массу устройства.Охватываемая деталь 4 имеет посадочное место 20 в вибропередатчик 1, а охватывающий фланец 3 имеет посадочное место 21 в виброприемник 2. Между головками болтов 15 и вибропередатчиком 1 имеется зазор 22, а между головками болтов 19 и виброприемником 2 выполнен зазор 23. Эти зазоры могут быть, в принципе, обеспечены и путем выполнения соответствующих выемок в указанных деталях. Кроме того, охватывающая деталь 3 имеет равнорасположенные по окружности дугообразные окна 24 и 25, отделенные друг от друга радиальными пилонами 26.Механический демпфер работает следующим образом. Этот демпфер установлен на ЖРД между гидравлическим дросселем 1 (вибропередатчиком) и его электроприводом 2 (виброприемником). В результате работы машины возникает большой спектр колебаний, в том числе высокочастотных, например, примерно до 2 кГц при виброперегрузках примерно до 400 g. Эти колебания возникают непосредственно на вибропередатчике 1. В случае отсутствия демпфирующего устройства или его недостаточности колебания передавались бы без существенного снижения на виброприемник 2, что приводило бы к недопустимым частотным колебаниям и виброперегрузкам электропривода и нештатной его работе или выходу из строя.Демпфер, как изображено на фиг.1 и 2, воспринимает и частично гасит до допустимых пределов колебания вибропередатчика. Гашение колебаний осуществляется следующим образом. От вибропередатчика 1 колебания передаются на охватываемый фланец 4. Энергия колебаний гасится в штырях (рессорах) 7, в том числе в месте трения штырей (рессор) 7 о место их посадки усеченным шаром 11 в отверстии 6 (т.е. в кулисной паре) и в местах изгибных колебаний штырей (рессор) 7 в местах усеченного конуса 12 (см. фиг.3). Следует отметить, что охватываемая деталь 4 и охватывающая деталь 3 скреплены между собой с помощью штырей (рессор) 7, поэтому они могут упруго перемещаться друг относительно друга во всех направлениях, компенсируя влияние колебаний вибропередатчика 1 на колебания виброприемника 2, обеспечивая нормальную работу электропривода на гидравлическом дросселе (на чертежах не показаны). Наличие на охватывающей детали 3 дугообразных окон 24 и 25 и радиальных пилонов 26 также способствует гашению колебаний.Изображенная на фиг.3 рессора (штырь) 7 имеет следующие конструктивные особенности. Один конец рессоры (штыря) имеет шарообразную форму в виде шара 11, усеченного с двух сторон торцевыми поверхностями 27 и 28. Рессора имеет штыревую форму. Основу штыря составляет усеченный конус 12 с конусностью 1:6,5. Другой конец рессоры выполнен в виде крепежной резьбы 8. Усеченный конус 12 на своих краях переходит в торцевую поверхность 28 усеченного шара и торцевую поверхность 29 резьбы 8, которые сопряжены с конической поверхностью усеченного конуса 12 галтелями 13 и 14.Рессора (штырь) 7 работает следующим образом (см. фиг.3). Усеченный шар 11, являющийся ползуном кулисной пары, может упруго колебаться и перемещаться относительно резьбы 8 и фланчика 10. Элементы 8 и 10, а также 11 являются ограничителями степени свободы рессоры (штыря) 7. Резьба 8 с фланчиком 10 обеспечивает неподвижное крепление этого конца на детали, к которой крепится. Другой конец рессоры (штыря) 7 с шаром 11, усеченным с двух сторон, имеет возможность упруго перемещаться в любых направлениях перпендикулярно оси детали, воспринимая соответствующие колебания. Кроме того, рессора (штырь) 7 может перемещаться в осевом направлении по посадочной поверхности ответной детали, обеспечивая трение конца рессоры (штыря) 7 с усеченным шаром 11 и гашение ими (снижение) виброколебаний. Наличие галтелей 13 и 14 предотвращает разрушение детали по усеченному конусу 12.Промышленная применяемостьИзобретения готовы к промышленному использованию. Они могут найти широкое распространение в ракетной технике в условиях высокочастотных нагрузок и больших виброперегрузок. Они могут применяться и в других аналогичных машинах, на которых имеют место высокочастотные перегрузки.Класс F16F15/121 с использованием пружин в качестве упругих элементов, например металлических пружин
гаситель крутильных колебаний - патент 2470202 (20.12.2012) | |
гаситель колебаний валов - патент 2384769 (20.03.2010) | |
компенсатор крутильных колебаний насосно-компрессорных труб - патент 2375549 (10.12.2009) | |
гаситель продольно-крутильных колебаний - патент 2370690 (20.10.2009) |