тяга с запорным устройством

Классы МПК:B66C1/10 механические 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "ОКБ Вымпел" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-02-05
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к грузозахватным устройствам для подъема и кантования преимущественно крупногабаритных и большой массы грузов. Тяга состоит из корпуса и запорного устройства. Корпус тяги одним концом присоединяется к стропе траверсы, а на другом имеется отверстие с выемкой. Отверстием корпус надевается на такелажную цапфу с буртом, и при подъеме краном стропы с тягой, выемка в нижней части отверстия корпуса соприкасается с посадочной сферической поверхностью такелажной цапфы груза, образуя сферический шарнир. В состав запорного устройства входит кронштейн с предохранительной чекой, устанавливаемой в двух положениях - опущенном вниз, препятствующем выходу такелажной цапфы груза из отверстия корпуса тяги, и открытом, поднятом вверх, когда тяга может быть снята или надета на такелажную цапфу груза. В обоих положениях предохранительная чека фиксируется подпружиненными стержнями фиксаторов, установленных на кронштейне, закрепленном на корпусе тяге. Траектория перемещения предохранительной чеки из одного положения в другое определяется имеющимися на предохранительной чеке профилированными пазами. Технический результат заключается в обеспечении быстрого присоединения и отсоединения тяги от груза и в облегчении визуального контроля “закрытия” тяги на такелажной цапфе. 7 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

Тяга с запорным устройством, состоящая из корпуса с отверстием под такелажную цапфу на одном конце и присоединительным местом к траверсе на другом конце, кронштейна с предохранительной чекой, запирающей введенную в отверстие тяги такелажную цапфу, отличающаяся тем, что кронштейн запорного устройства выполнен с пазом под предохранительную чеку, имеет неподвижные оси для направления предохранительной чеки по профилированным пазам и подпружиненные стержни для фиксации предохранительной чеки, а предохранительная чека состоит из двух продольных частей, параллельных между собой, соединенных жестко поперечной частью, продольная ось симметрии одной из продольных частей предохранительной чеки совпадает с осью симметрии тяги, проходящей через ее центр и шарнирно взаимодействующей отверстием, имеющим сферическую поверхность, со сферической поверхностью такелажной цапфы, другая продольная часть предохранительной чеки снабжена профилированными пазами, определяющими положения и перемещения предохранительной чеки при взаимодействии ее с пазом кронштейна, с неподвижными осями и подпружиненными управляемыми вручную стержнями, один из которых фиксирует предохранительную чеку в опущенном закрытом для такелажной цапфы положении, другой, являясь осью поворота предохранительной чеки, фиксирует ее в открытом для такелажной цапфы положении совместно с первым стержнем.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к области машиностроения, а именно к грузозахватным устройствам для подъема и кантования преимущественно крупногабаритных и большой массы грузов, когда требуется быстрое присоединение и отсоединение тяги к грузу (от груза), повышенная надежность за счет фиксации тяги на такелажной цапфе, когда визуально с большого расстояния необходимо проконтролировать строповку и отстроповку груза и по условиям работы нельзя производить с тягой сборочные и разборочные работы перед началом и после окончания основной работы.

Известно устройство монтажный блок полиспастной системы (авторское свидетельство №300409, заявка №1260777/27-11 от 29.07.1968 г., кл. В 66 d 3/04), содержащий грузовую серьгу с вмонтированным в нее сферическим плавающим подшипником, насаживаемым на цапфу, прикрепленную к изделию. Это устройство имеет следующие недостатки.

При отклонении грузовой серьги от вертикали возникает горизонтальная сила, действующая на сферический подшипник, которая может сместить его с цапфы, что вызовет аварийную ситуацию.

Перед началом работы необходимо производить монтаж сферического подшипника на цапфу. Это приводит к увеличению времени выполнения основной работы и снижает надежность.

Отсутствует крепление сферического подшипника на цапфе.

Указанные недостатки не дают возможности применить это устройство для выполнения задачи, поставленной предлагаемым изобретением.

Известно захватное устройство для грузов с цапфами (авторское свидетельство №1100217, заявка №3462170/29-11 от 05.07.1982 г., кл. В 66 С 1/66), содержащее траверсу, тяги с карманами для цапф. Это устройство нельзя применить для подъема и кантования крупногабаритных и большой массы грузов по следующим причинам.

Дополнительная и основная тяги будут очень тяжелыми. Большие габариты и большие массы грузов потребуют увеличивать поперечные сечения тяг по условиям прочности. При подъеме и кантовании за карманы, смещенные относительно оси симметрии тяги, на тяге возникает изгибающий момент, и для обеспечения прочности и жесткости потребуется увеличивать геометрические размеры сечения тяг и, следовательно, это приведет к еще большему увеличения массы.

Карман не фиксирует тягу и при возможных колебаниях и вибрациях (например, при смещении центра массы груза) не обеспечивается надежность строповки и безопасность выполнения работ. При ослаблении стропы возможно самопроизвольное отсоединение тяги от цапфы.

Известно устройство строповочный замок (патент РФ №933603, заявка №2992245/29-11 от 10.10.1980 г., кл. В 66 С 1/12), снабженный приводным механизмом с приводной цепью и муфтой, индикатором застроповки (стержень с кольцом, флажок), индикатором отстроповки (стопорная планка, втулка с Г-образным пазом, полый грузонесущий палец с лыской, проточкой, буртом и выступом).

Это устройство по отношению к заявленному является наиболее близким по технической сущности и принято за прототип.

К недостаткам прототипа следует отнести сложность конструкции и большое количество деталей (корпус с верхним и нижним пазами и отверстиями, нижние кронштейны, верхний кронштейн, направляющие втулки, зажимные пальцы с механизмами управления, грузонесущий палец). Более того, кронштейны образуют корпус с выступами, входящими в специальные занижения в раме, соединение их произведено болтами. Устройство снабжено балансирующими противовесами, а рама оборудована стенками для установки направляющих и индикаторов застроповки и отстроповки. Это снижает надежность и долговечность. Устройство незащищено от повреждений при укладке на грунт (пол) и при соударении с грузом. Особенно это касается индикаторов застроповки и отстроповки, которые к тому же можно наблюдать и контролировать только при непосредственном контакте. Применение механизмов управления для присоединения корпуса замка к грузу и к грузоподъемному устройству увеличивает время подготовки к работе.

Предлагаемое изобретение устраняет эти недостатки. Поставленная задача решается тем, что тяга с запорным устройством состоит из корпуса с отверстием под такелажную цапфу на одном конце, и присоединительным местом к траверсе на другом конце, кронштейна с предохранительной чекой, запирающей, введенную в отверстие тяги такелажную цапфу. При этом кронштейн запорного устройства выполнен с пазом под предохранительную чеку, имеет неподвижные оси для направления предохранительной чеки по профилированными пазам и подпружиненные стержни для фиксации предохранительной чеки, а предохранительная чека состоит из двух продольных частей, параллельных между собой, соединенных жестко поперечной частью, продольная ось симметрии одной из продольных частей предохранительной чеки совпадает с осью симметрии тяги, проходящей через ее центр и шарнирно взаимодействующей отверстием, имеющим сферическую поверхность, со сферической поверхностью такелажной цапфы, другая продольная часть предохранительной чеки снабжена профилированными пазами, определяющими положения и перемещения предохранительной чеки при взаимодействии ее с пазом кронштейна, с неподвижными осями и подпружиненными, управляемыми вручную стержнями, один из которых фиксирует предохранительную чеку в опущенном, закрытом для такелажной цапфы положении, другой, являясь осью поворота предохранительной чеки, фиксирует ее в открытом для такелажной цапфы положении совместно с первым стержнем.

На фиг.1 изображена тяга с запорным устройством - общий вид; на фиг.2 - вид А; на фиг.3 - вариант присоединительного места к траверсе; на фиг.4 - выноска Б - фиксаторы с подпружиненными стержнями; на фиг.5 - выноска В - винт стопорения оси; на фиг.6 и 7 - различные положения предохранительной чеки.

Тяга с запорным устройством состоит из корпуса 1 с отверстием 2 для одевания на такелажную цапфу 3 и отверстием 4 со сферической опорной поверхностью 5 под такелажную цапфу 3. Такелажная цапфа 3 соединена с грузом 6. На корпусе 1 имеются присоединительные места 7 или 8 для траверсы или другого грузоподъемного устройства. В состав запорного устройства входит кронштейн 9 и предохранительная чека 10, состоящая из двух продольных частей 11 и 12, соединенных поперечной частью 13, и двух закрепленных на кронштейне 9 фиксаторов 14 и 15. Тяга контактирует с такелажной цапфой 3 по сферической поверхности с центром 16. Центр сферической поверхности 16 совпадает с осью симметрии 17 части предохранительной чеки 11, опущенной в закрытое положение 18, и продольной осью симметрии всей тяги. Кронштейн 9, закрепленный на тяге болтами 19 и винтом 20, имеет паз, в котором может перемещаться предохранительная чека 10. На стенках кронштейна закреплены два корпуса 21 и 22 фиксаторов 14 и 15. Стержень 23 фиксатора 14 имеет на конце скос для автоматического отхода при подъеме предохранительной чеки, которая также имеет скос в месте контакта со стержнем 23. Стержень 23 может перемещаться в корпусе только поступательно, без поворота, и он не фиксируется в отведенном состоянии. Отвести его можно также и вручную за счет сжатия пружины 24. Стержень 25 фиксатора 15 цилиндрический (без скоса), он препятствует подъему предохранительной чеки. Его можно отвести только вручную (за счет сжатия пружины 26) и зафиксировать в отведенном положении поворотом ручки фиксатора. Это дает возможность приподнять предохранительную чеку вверх в положение 27, при этом две оси 28, запрессованные в стенки кронштейна 9, будут направлять предохранительную чеку по профилированным пазам 29 до срабатывания фиксатора 14. Это положение будет соответствовать попаданию осей 28 в выходные каналы 30, и предохранительная чека может быть повернута по стрелке 31 вокруг стержня 23 фиксатора 14 на 180тяга с запорным устройством, патент № 2235671 вверх в положение 32 и опущена в положение 33 до упора в стержень 25 фиксатора 15.

Для надевания тяги на такелажную цапфу предохранительная чека 9 должна быть поднята и зафиксирована в положении 33. Тяга большим отверстием 2 надевается на цапфу и приподнимается (краном со стропой траверсы) вверх до соприкосновения с опорной поверхностью 5 такелажной цапфы. Предохранительную чеку приподнимают из положения 33 в положение 32, поворачивают вниз в положение 27 при отведенном фиксаторе, опускают вниз в положение 18 и запирают стержнем 25 фиксатора 15.

Поднятое положение 33 предохранительной чеки наблюдается с большого расстояния, и даже крановщик, наблюдая это может не начинать работу, пока предохранительная чека не будет опущена в положение 18. При этом между сферой цапфы 3 и нижним торцем предохранительной чеки остается зазор, сферический шарнир не зажат и при колебании и раскачки груза не будет поломок и повреждении тяги и цапфы. Если раскачка (наклон тяги) увеличится, то тяга повернется вокруг центра 16 сферической поверхности и может упереться в упоры 34 и 35 на цапфе.

Для подъема груза (части груза) и для кантования должно быть не менее двух тяг. Количество цапф должно соответствовать количеству тяг.

В нерабочем положении и при хранении тяги с запорным устройством в составе траверсы или отдельно от нее предохранительная чека должна быть опущена в положение 18 и закреплена стержнем 25. Это исключает поломку при случайном задевании за груз и при укладке на пол или в тару. Тяга с запорным устройством надежно фиксирует такелажную цапфу в отверстии корпуса тяги и исключает ее отсоединение при ослаблении троса траверсы.

Класс B66C1/10 механические 

грузозахватное устройство -  патент 2524741 (10.08.2014)
строповый подвес -  патент 2520681 (27.06.2014)
траверса перегрузочная захватная изделия -  патент 2513367 (20.04.2014)
грузовая подвеска оборудования -  патент 2502664 (27.12.2013)
устройство для загрузки преимущественно транспортно-пусковых контейнеров на пусковую установку корабля -  патент 2489307 (10.08.2013)
грузоподъемная траверса -  патент 2481264 (10.05.2013)
манипулятор -  патент 2457936 (10.08.2012)
устройство для измерения усилия натяжения каната грузоподъемного механизма -  патент 2438962 (10.01.2012)
грузозахватное устройство -  патент 2384514 (20.03.2010)
устройство манипулирования крышками электролизера для производства алюминия электролизом -  патент 2382834 (27.02.2010)
Наверх