самоходная гусеничная машина
Классы МПК: | E21D13/04 специальное оборудование; вспомогательные устройства |
Автор(ы): | Голуб В.П. (RU), Зенякин В.Н. (RU), Меркулов С.Д. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Подмосковный научно- исследовательский и проектно-конструкторский угольный институт" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-05-27 публикация патента:
10.09.2004 |
Изобретение используется для демонтажа и монтажа забойного оборудования при добыче полезных ископаемых подземным способом. Самоходная гусеничная машина включает ходовую часть с электродвигателем и насосным агрегатом, концевую секцию с кабельным барабаном, гидрофицированный кран на поворотной колонне с гидравлической стрелой и крюковой подвеской, кронштейн и бульдозерный отвал, закрепленный на гидравлической стреле и кронштейне распорным брусом и осями. Корпус бульдозерного отвала выполнен в виде сочлененных под тупым углом двух изогнутых плоскостей металла, а его ширина равна расстоянию между внутренними поверхностями гусениц. Режущая кромка корпуса отвала расположена, в крайнем положении, по нижнему уровню гусениц с возможностью перемещения параллельно горизонтальной поверхности выработки при изменении положения гидравлической стрелы за счет рычажного механизма, образуемого распорным брусом, кронштейном, корпусом бульдозерного отвала и гидравлической стрелой. Изобретение позволяет сохранить работоспособность машины при образовании в почве выработки глубокой колеи от гусениц. 4 ил.
Формула изобретения
Самоходная гусеничная машина, включающая ходовую часть с электродвигателем и насосным агрегатом, концевую секцию с кабельным барабаном, гидрофицированный кран на поворотной колонне с гидравлической стрелой и крюковой подвеской, отличающаяся тем, что машина снабжена кронштейном и бульдозерным отвалом, который закреплен на гидравлической стреле и кронштейне распорным брусом и осями, причем ширина корпуса бульдозерного отвала равна расстоянию между внутренними поверхностями гусениц, а режущая кромка корпуса отвала расположена, в крайнем положении, по нижнему уровню гусениц с возможностью перемещения параллельно горизонтальной поверхности выработки при изменении положения гидравлической стрелы за счет рычажного механизма, образуемого распорным брусом, кронштейном, корпусом бульдозерного отвала и гидравлической стрелой, при этом корпус бульдозерного отвала выполнен в виде сочлененных под тупым углом двух изогнутых плоскостей металла.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к угольному машиностроению и представляет собой машину на гусеничном ходу для демонтажа и монтажа забойного оборудования.
Известны гусеничные краны для транспортирования различных грузов, оснащенные стрелой с крюком, установленной на кране стационарно с возможностью поворота (Вайнсон А.А. Подъемно-транспортные машины. М.: Машиностроение, 1989, с.270).
К недостаткам гусеничных кранов следует отнести значительные габаритные размеры, включающие металлоконструкцию стрелы, не позволяющие использовать такой кран для демонтажа забойного оборудования в лавах угольных шахт.
Наиболее близким к предполагаемому по технической сущности и достигаемому результату является крепепередвижчик для длинных забоев фирмы Petitto Mine Egvipment (Inc., CШA).
Крепепередвижчик Petitto Mine имеет ходовую часть с электроприводом, насосным агрегатом, концевую секцию с кабельным барабаном, гидрофицированный кран на поворотной колонне с гидравлической стрелой и крюковой подвеском. Используется в подземных выработках как трактор многоцелевого назначения, но в основном для монтажа и демонтажа забойного оборудования и перемещения секций механизированных крепей (Изобретения и нововведения для угольной и горнодобывающих отраслей промышленности. Научно-технический реферативный сборник Минтопэнерго РФ, нац. научный центр горного производства - ИГД им. А.А.Скочинского, №1, 2000, с. 58) - принято за прототип.
Основным недостатком известного решения является то, что многократное транспортирование демонтированного оборудования (секций механизированной крепи, секций забойного конвейера и др.) приводит к образованию в почве выработки колеи от гусениц. Постепенное и многократное зарывание (опускание) гусениц в колею приводит к опусканию днища корпуса машины до почвы, ее торможению и невозможности дальнейшей работы по транспортированию оборудования.
Сущность изобретения состоит в том, что самоходная гусеничная машина, содержащая ходовую часть с электродвигателем и насосным агрегатом, концевую секцию с кабельным барабаном, гидрофицированный кран на поворотной колонне с гидрофицированной стрелой и крюковой подвеской, снабжена кронштейном, бульдозерным отвалом, который закреплен на гидрофицированной стреле и кронштейне распорным брусом и осями, причем ширина корпуса бульдозерного отвала равна расстоянию между внутренними поверхностями гусениц, а режущая кромка корпуса отвала расположена, в крайнем положении, по нижнему уровню гусениц с возможностью перемещения параллельно горизонтальной поверхности выработки при изменении положения гидравлической стрелы за счет рычажного механизма, образуемого распорным брусом, кронштейном, корпусом бульдозерного отвала и гидравлической стрелой, при этом корпус бульдозерного отвала выполнен в виде сочлененных под тупым углом двух изогнутых плоскостей металла.
Предлагаемым изобретением решается задача сохранения работоспособности машины в случае, когда в почве выработки образуется глубокая колея от гусениц.
Отличительными признаками предлагаемой самоходной гусеничной машины от указанного выше прототипа являются наличие закрепленного на гидрофицированной стреле и кронштейне распорным брусом и осями бульдозерного отвала, у которого корпус выполнен в виде сочлененных под тупым углом двух изогнутых плоскостей металла, ширина корпуса равна расстоянию между внутренними поверхностями гусениц, режущая кромка корпуса отвала расположена, в крайнем положении, по нижнему уровню гусениц с перемещением параллельно горизонтальной поверхности выработки при горизонтальном и вертикальном изменении положения гидравлической стрелы посредством рычажного механизма, образованного распорным брусом, кронштейном, корпусом бульдозерного отвала и гидравлической стрелой.
Благодаря наличию этих признаков при работе самоходной гусеничной машины с опущенным бульдозерным отвалом нижняя режущая кромка корпуса отвала постоянно перемещается параллельно горизонтальной поверхности выработки, срезает почву, которая по боковым поверхностям плоскостей корпуса отвала попадает в колею, образовавшуюся от гусениц машины, и заполняет ее, в результате чего выравнивается дорога, происходит дальнейшее перемещение машины и продолжаются работы по извлечению и транспортировке забойного оборудования.
Предлагаемая машина иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-4. На фиг.1 изображена самоходная гусеничная машина, оснащенная крюковой подвеской; на фиг.2 показана самоходная гусеничная машина с установленным бульдозерным отвалом вместо крюковой подвески; на фиг.3 - вид сверху на фиг.2; на фиг.4 показан вид по стрелке А на фиг.2.
Самоходная гусеничная машина включает в себя: ходовую часть 1 с гусеничным ходом 2, электродвигателем и насосным агрегатом 3, концевую секцию 4 с кабельным барабаном 5, гидрофицированный кран на поворотной колонне 6 с гидравлической стрелой 7 и крюковой подвеской 8.
Бульдозерный отвал 9 распорным брусом 10 и осями 11, 12, 13 закреплен на гидравлической стреле 7 и кронштейне 14. Корпус бульдозерного отвала 9 изготовлен из двух изогнутых плоскостей 15 металла, сочлененных под тупым углом и оканчивающихся режущей кромкой 16. Поворотная колонна 6 вместе с кронштейном 14 имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной оси.
Самоходная гусеничная машина производит в отработанной лаве извлечение секции механизированной крепи и транспортировку их вдоль линии очистного забоя до перегрузочного пункта. Перед этим возможны и работы по извлечению и транспортировке секций лавного конвейера.
В процессе транспортирования грузов самоходная машина в почве выработки от гусениц образует колею, постепенно увеличивающуюся по глубине. Машина опускается гусеницами в почву, а днище корпуса машины опускается на почву, что сначала тормозит ее передвижение, а затем и останавливает.
В этом случае с гидравлической стрелы 7 демонтируется крюковая подвеска 8, на место которой устанавливается бульдозерный отвал 9, закрепляемый распорным брусом 10 и осями 11, 12, 13 на гидравлической стреле и кронштейне 14.
Бульдозерный отвал 9 спроектирован на машине таким образом, что при максимальном опускании гидравлической стрелы 7 нижняя режущая кромка 16 располагается на одном уровне с нижней поверхностью гусениц 2, а ширина бульдозерного отвала равна размеру Б (фиг.4) между внутренними поверхностями гусениц.
Особенностью конструкции такой самоходной гусеничной машины является то, что за счет рычажного механизма, образованного гидравлической стрелой 7, распорным брусом 10, корпусом бульдозерного отвала 9 и кронштейном 14, нижняя режущая кромка 16 бульдозерного отвала 9 постоянно перемещается параллельно горизонтальной поверхности выработки.
При подаче жидкости гидравлическая стрела 7 изменяет свою длину (удлиняется или укорачивается). При этом изменяет свое положение и распорный брус 10 (опускается или поднимается), а бульдозерный отвал 9 является частью рычажного механизма, опускается или поднимается относительно почвы, сохраняя параллельность нижней режущей кромки 16 относительно почвы.
Самоходная гусеничная машина, перемещаясь вперед с опущенным бульдозерным отвалом, срезает почву, которая по боковым поверхностям плоскостей 15 попадает в образовавшиеся углубления (колею) от гусениц, заполняя их и, тем самым, образует спланированную дорогу для дальнейшего перемещения машины.
После выравнивания дороги (заполнения образовавшейся колеи) бульдозерный отвал 9 с распорным брусом 10 заменяется на крюковую подвеску 8, и в лаве продолжают работы по извлечению секций механизированной крепи и их транспортированию к месту перегрузки.
При этом машина работает следующим образом.
При подаче жидкости в полость двух ее гидроцилиндров гидравлическая стрела 7 изменяет свое положение, т.е. поднимает или опускает крюковую подвеску 8 вверх и вниз с закрепленным на ней грузом (или без него) и при помощи поворотной колонны 6 поворачивает груз вправо или влево относительно вертикальной оси.
Класс E21D13/04 специальное оборудование; вспомогательные устройства