катапультное кресло
Классы МПК: | B64D25/10 катапультируемые сиденья |
Автор(ы): | Северин Г.И. (RU), Киселев В.И. (RU), Кулик В.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Звезда" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-02-14 публикация патента:
27.09.2004 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата. Катапультное кресло содержит каркас с закрепленными на нем сиденьем и спинкой, заголовник с размещенным в нем парашютом, пиросистему фиксации летчика в кресле и энергодатчик катапультирования. Нижняя часть спинки соединена с каркасом шарнирно. Само кресло дополнительно снабжено механизмом поворота и фиксации спинки и механизмом расфиксации спинки, соединенным с пиросистемой фиксации летчика в кресле. Технический результат состоит в улучшении условий работы летчика во время полета. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Катапультное кресло, содержащее каркас с закрепленными на нем сиденьем и спинкой, заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом, пиросистему фиксации летчика в кресле и энергодатчик катапультирования, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено механизмом поворота и фиксации спинки и механизмом расфиксации спинки, обеспечивающим возврат спинки в исходное положение под действием газов пиросистемы фиксации летчика в кресле, а нижняя часть спинки соединена с каркасом шарнирно.
2. Катапультное кресло по п.1, отличающееся тем, что механизм поворота и фиксации спинки выполнен в виде двух двуплечих складывающихся рычагов, одни плечи которых шарнирно связаны с верхней частью спинки, а вторые жестко связаны между собой закрепленной на каркасе осью, кроме того, на каркасе шарнирно закреплены два подпружиненных толкателя, которые шарнирно соединены с рычагами, а поворот рычагов ограничен, с одной стороны, механизмом расфиксации спинки, а с другой стороны - установленными на каркасе кресла упорами, причем положение упоров выбрано таким образом, что рычаги контактируют с ними после прохождения мертвой точки, а точки крепления подпружиненных толкателей с каркасом и рычагами выбраны так, что оба крайних положения рычагов находятся на равном расстоянии от положения, соответствующего мертвой точке, причем на оси, связывающей два рычага, закреплена качалка, которая через тягу соединена с рукояткой, установленной в нижней части боковины каркаса.
3. Катапультное кресло по п.2, отличающееся тем, что механизм расфиксации спинки выполнен в виде закрепленного на каркасе цилиндра, предпоршневая полость которого соединена с пиросистемой фиксации летчика в кресле, а шток контактирует с выполненным на двуплечном рычаге зубом при отклоненном положении спинки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационно-космической техники, в частности к средствам спасения экипажа самолета.
Известно катапультное кресло К-36ДМ сер. 2 (см. Руководство по технической эксплуатации ЗАБ-9200-00РЭ. Издание ОАО "НПП "Звезда", 1976 г.), которое содержит каркас с закрепленными на нем сиденьем и спинкой, заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом, пиросистему фиксации летчика в кресле и энергодатчик катапультирования.
Недостатком этого кресла является то, что жесткое крепление спинки и сиденья к каркасу не позволяет летчикам с различными антропологическими размерами одинаково удобно работать в кресле во время полета.
Технической задачей изобретения является улучшение эргономики кресла с целью оптимизации условий работы летчика.
Указанная задача решается за счет того, что в известном катапультном кресле, содержащем каркас с закрепленными на нем сиденьем и спинкой, заголовник с размещенным в нем парашютом, пиросистему фиксации летчика в кресле и энергодатчик катапультирования, нижняя часть спинки соединена с каркасом шарнирно, а само кресло дополнительно снабжено механизмом поворота и фиксации спинки и механизмом расфиксации спинки, соединенным с пиросистемой фиксации летчика в кресле.
Механизм поворота и фиксации спинки выполнен в виде двух двуплечих складывающихся рычагов, одни плечи которых шарнирно связаны с верхней частью спинки, а вторые жестко связанных между собой закрепленной на каркасе осью. На каркасе кресла шарнирно закреплены два подпружиненных толкателя, шарнирно соединенные с рычагами, а поворот рычагов ограничен с одной стороны механизмом расфиксации спинки, а с другой стороны, установленными на каркасе кресла, упорами. Положение упоров выбрано таким образом, что рычаги контактируют с ним после прохождения мертвой точки, а точки крепления подпружиненных толкателей с каркасом и рычагами выбраны так, что оба крайних положения рычагов находятся на равном расстоянии от положения соответствующего мертвой точке. Кроме того, на оси, связывающей два двуплечих рычага, закреплена качалка, которая через тягу соединена с рукояткой, установленной в нижней части боковины каркаса.
Механизм расфиксации спинки выполнен в виде закрепленного на каркасе цилиндра, предпоршневая полость которого соединена с пиросистемой фиксации летчика в кресле, а шток контактирует с выполненным на двуплечем рычаге зубом при отклоненном положении спинки.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид катапультного кресла; на фиг.2 - вид справа на установку спинки с узлами крепления ее к каркасу в исходном положении; на фиг.3 - вид справа на установку спинки с узлами крепления ее к каркасу в отклоненном положении; на фиг.4 - поперечное сечение по верхнему узлу крепления спинки.
Катапультное кресло содержит каркас 1 с закрепленными на нем сиденьем 2 и спинкой 3, заголовник 4 с размещенным в нем парашютом (не показан), пиросистему 5 фиксаций летчика в кресле (не показана) и энергодатчик катапультирования 6. Нижняя часть спинки соединена с каркасом посредством шарнира 7, а верхняя часть с помощью двух двуплечих складывающихся рычагов 8, жестко связанных между собой осью 9. В нижней части боковины каркаса установлена рукоятка 10, которая через тягу 11 соединена с установленной на оси качалкой 12. На каркасе шарнирно закреплены два подпружиненных толкателя 13, шарнирно соединенные с рычагами и упоры 14 для контактирования с двуплечими рычагами. Кроме того на каркасе установлен цилиндр 15, соединенный трубопроводом 16 с пиросистемой фиксации летчика в кресле, а шток 17 цилиндра служит ограничителем поворота двуплечих рычагов.
Работает катапультное кресло следующим образом.
При необходимости изменить положение спинки кресла летчик тянет рукоятку 10, установленную в нижней части боковины каркаса 1 кресла. Посредством тяги 11 и качалки 12 производится поворот оси 9, которая приводит в движение нижнее звено двуплечего рычага 8. Поворачиваясь на оси 9, рычаг 8 своим нижним плечом сначала сжимает пружину толкателя 13, а затем после прохождения мертвой точки рычагом 8, пружина начинает разжиматься и поджимает рычаг 8 к упору 14, при этом верхнее плечо рычага 8 отклоняет верхнюю часть спинки 3, а нижняя часть спинки вращается на шарнире 7. Для возвращения спинки в исходное положение, летчик нажимает на рукоятку 10, что посредством тяги 11, качалки 12 и оси 9 возвращает рычаг 8 в первоначальное положение. При этом пружина толкателя 13, после прохождения рычагом 8 мертвой точки, поджимает последний к штоку 17 цилиндра 15.
При катапультировании летчика, если спинка кресла находится в отклоненном положении, газы от пиросистемы 5 фиксации летчика в кресле по трубопроводу 16 подаются в рабочую полость цилиндра 15 и его шток 17 поворачивает нижнее звено двуплечего рычага 8, возвращая спинку в исходное положение.
Класс B64D25/10 катапультируемые сиденья