индукторный двигатель
Классы МПК: | H02K19/06 с обмотками на статоре и безобмоточным ротором из мягкого железа с переменным магнитным сопротивлением, например индукторные двигатели H02K1/06 отличающиеся по сечению, форме или конструкции |
Автор(ы): | Давыдов В.Н. (RU), Никифоров Б.В. (RU), Апиков В.Р. (RU), Байков В.П. (RU), Темирев А.П. (RU), Лозицкий О.Е. (RU), Павлюков В.М. (RU), Квятковский И.А. (RU), Цветков А.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | ДГУП "Конструкторское бюро приборостроения ФГУП" ПКП "ИРИС" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-07-22 публикация патента:
27.09.2004 |
Изобретение относится к области электротехники, в частности к индукторным двигателям средней и большой мощности, и может быть использовано, например, в тяговых приводах электроподвижных транспортных средств, приводах гребных винтов, приводах крупных насосов, приводах конвейерных и подъемных транспортных средств и т.п. Техническим результатом, достигаемым данным изобретением, является улучшение массогабаритных и эксплуатационных показателей двигателя. Сущность изобретения состоит в следующем. Индукторный двигатель содержит статор, который состоит из закрепленных в корпусе ферромагнитных шихтованных полюсов, охваченных в радиальном направлении катушками фазной обмотки. Согласно изобретению крайние полюса статора со стороны каждого торца двигателя объединены магнитопроводами для замыкания рабочего магнитного потока. Ротор двигателя выполнен в виде расположенных поперек оси вращения ряда дисков с установленными на них шихтованными ферромагнитными полюсами. С обеих сторон торцевых поверхностей полюсов ротора через воздушные зазоры размещены полюса статора. Количество дисков ротора определяется требуемой мощностью двигателя и его осевым габаритом. При работе двигателя на катушки каждой фазы поочередно подаются управляемые импульсы тока от автономного коммутатора, в результате чего образуется рабочий магнитный поток, который проходит через полюса ротора, статора, воздушные зазоры, и замыкается на магнитопроводах статора со стороны каждого торца двигателя. Вредные поперечные магнитные силы действуют только между крайними полюсами статора, закрепленными на корпусе двигателя, а между внутренними полюсами ротора и статора эти силы отсутствуют, что обеспечивает достижение указанного выше технического результата. 3 ил.
Формула изобретения
Индукторный двигатель, содержащий явнополюсный шихтованный ротор и отделенный от него рабочим воздушным зазором статор с сосредоточенными на полюсах катушками фазной обмотки, отличающийся тем, что ротор выполнен в виде расположенных поперечно оси вращения ряда дисков, на которых со стороны торцевых поверхностей установлены ферромагнитные шихтованные полюсы, с обеих сторон торцевых поверхностей полюсов ротора через воздушные зазоры расположены ферромагнитные шихтованные полюса статора, закрепленные на корпусе, с охватывающими их в радиальном направлении катушками, при этом крайние полюса статора с каждого торца двигателя объединены магнитопроводами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области электротехники, в частности к индукторным двигателям средней и большой мощности, и может быть использовано, например, в тяговых приводах электроподвижных транспортных средств, приводах гребных винтов, приводах крупных насосов, приводах конвейерных и подъемных транспортных средств и т.п.
Известны электродвигатели синхронного типа, ротор которых представляет собой многослойную дисковую систему с полюсами в виде постоянных магнитов, а статор - многослойную систему полюсов с сосредоточенными на них обмотками управления (Афонин А.А., Гребенников В.В. Дисковые двигатели с постоянными магнитами./ Техническая электродинамика, 1997 г., №4, стр.36-44).
Эти электродвигатели в отличие от классических цилиндрических электродвигателей с аксиальным расположением катушек обмоток при одинаковых габаритных размерах развивают большую механическую мощность за счет использования под зубцовую зону не только периферийной области двигателя, но и околоосевого пространства путем увеличения активной длины обмоток в радиальном направлении. В многослойной дисковой конструкции двигателя поперечные магнитные силы между ротором и статором отсутствуют, что предотвращает возникновение вредных вибраций и позволяет облегчить массу конструктивных элементов ротора и корпуса.
Недостатками этих электродвигателей является сложность и высокая себестоимость изготовления и ремонта, так как они содержат постоянные магниты на вращающейся части, а также низкий коэффициент полезного действия (КПД) из-за знакопеременного перемагничивания стальных пакетов статора во всем диапазоне регулирования мощности.
Наиболее близким по технической сущности заявляемому решению является индукторный двигатель, состоящий из безобмоточного явнополюсного ротора и отделенного от него рабочим воздушным зазором статора в виде зубчатого магнитопровода, в пазах которого аксиально расположены сосредоточенные катушки фазной обмотки, питаемой импульсным постоянным током от управляемого коммутатора (Бочаров В.И., Захаров В.И., Коломейцев Л.Ф. и др. Тяговые электродвигатели электровозов.// Новочеркасск, Агентство “Наутилус”, 1998 г., стр.374-403).
Эти двигатели несложны в изготовлении, надежны и экономичны в эксплуатации, т.к. на роторе отсутствуют активные элементы (обмотки, постоянные магниты), а обмотка статора, совмещающая функции возбуждения и якоря, питается специально сформированными импульсами постоянного тока и не требует специального распределения по пазам.
Недостатком этого двигателя является то, что при большом внешнем диаметре двигателя, порядка 1 м и более, он имеет низкие массогабаритные показатели вследствие недоиспользования околоосевого пространства, так как активная часть (зубцовая зона) удаляется от оси, и для образования заданного вращающего момента увеличивается осевая длина двигателя. Кроме этого, двигатели подвержены шумам и вибрациям, создаваемым переменными электромагнитными силами между большими цилиндрическими поверхностями ротора и статора.
Задачей настоящего изобретения является улучшение массогабаритных показателей и эксплуатационных качеств двигателя.
Указанная задача решается тем, что в известном индукторном двигателе, содержащем явнополюсный шихтованный ротор и отделенный от него рабочим воздушным зазором статор, с сосредоточенными на полюсах катушками фазной обмотки, ротор выполнен в виде расположенных поперечно оси вращения ряда дисков, на которых со стороны торцевых поверхностей установлены ферромагнитные шихтованные полюсы, а с обеих сторон торцевых поверхностей полюсов через воздушные зазоры расположены ферромагнитные шихтованные полюсы статора с охватывающими их в радиальном направлении катушками, закрепленными на корпусе. Крайние полюсы статора с каждого торца двигателя объединены между собой магнитопроводами.
Положительный эффект состоит в том, что в предлагаемом индукторном двигателе дискового исполнения катушки расположены радиально и занимают пространство внутри двигателя от его оси до периферии, что позволяет увеличить вращающий момент и мощность двигателя за счет увеличения радиального размера активной части двигателя, а следовательно, за счет увеличения суммарной площади рабочего воздушного зазора. Так, например, сравнительный расчет предлагаемого двигателя и прототипа мощностью 2600 кВт и внешним диаметром 2 м показал, что масса предлагаемого двигателя на 36% меньше массы прототипа, а осевая длина меньше в 1,4 раза. Таким образом, при заданной мощности двигателя его габариты и масса в сравнении с известным индукторным двигателем будут меньше. Кроме этого, в результате расположения полюсов ротора между полюсами статора и замыкания магнитного потока на магнитопроводах крайних полюсов статора исключено возникновение поперечных магнитных сил между полюсами и вредных вибраций и шумов в двигателе, что подтверждается предварительными испытаниями макетных образцов предлагаемого двигателя.
На фиг.1 изображен вариант предложенного индукторного двигателя в продольном разрезе.
На фиг.2 изображен разрез А-А фиг.1.
На фиг.3 изображен разрез Б-Б фиг.2.
Статор электродвигателя состоит из корпуса 1, на котором закреплены полюсы 2, выполненные из шихтованной электротехнической стали и охваченные катушками 3 фазной обмотки. Крайние полюса статора со стороны каждого торца двигателя соединены магнитопроводами 4 и 5 для замыкания рабочего магнитного потока. Ротор двигателя состоит из вала 6, опирающегося на подшипники 7, на котором закреплены диски 8 с установленными на них полюсами 9, выполненными из шихтованной электротехнической стали, и расположенными между средними и крайними полюсами 2 статора и являющиеся вместе с магнитопроводами 4 и 5 элементами магнитной цепи двигателя. Количество дисков 8 на роторе определяется требуемой мощностью двигателя и осевым габаритом.
При работе двигателя на катушки 3 каждой фазы поочередно подаются управляемые импульсы тока от автономного коммутатора (инвертора напряжения). При этом образуется рабочий магнитный поток Фм, который проходит через полюса 9 ротора, полюса 2 статора, воздушные зазоры и замыкается на магнитопроводах 4 и 5 статора. Таким образом, вредные поперечные магнитные силы действуют только между крайними полюсами статора, закрепленными на корпусе двигателя, а между внутренними полюсами ротора и статора эти силы отсутствуют.
На основании вышеизложенного и по результатам проведенного нами патентно-информационного поиска считаем, что предлагаемый нами индукторный двигатель отвечает критериям "Новизна", "Изобретательский уровень", "Промышленная применимость" и может быть защищен патентом Российской Федерации.
Класс H02K19/06 с обмотками на статоре и безобмоточным ротором из мягкого железа с переменным магнитным сопротивлением, например индукторные двигатели
машина индукторная - патент 2529646 (27.09.2014) | ![]() |
индукторная электрическая машина - патент 2529643 (27.09.2014) | ![]() |
бесщеточная электрическая машина - патент 2526846 (27.08.2014) | ![]() |
индукторная машина - патент 2524166 (27.07.2014) | ![]() |
однофазная электрическая машина - патент 2524144 (27.07.2014) | ![]() |
однофазный двигатель переменного тока - патент 2516413 (20.05.2014) | ![]() |
индукторная электрическая машина - патент 2507666 (20.02.2014) | ![]() |
синхронный электродвигатель - патент 2499344 (20.11.2013) | ![]() |
синхронный электродвигатель - патент 2499343 (20.11.2013) | ![]() |
синхронный реактивный двигатель с электромагнитной редукцией - патент 2497264 (27.10.2013) | ![]() |
Класс H02K1/06 отличающиеся по сечению, форме или конструкции