муфта фрикционная предельного момента
Классы МПК: | F16D13/64 пластины, диски |
Автор(ы): | Боярченко Леонид Федосеевич (UA), Баранов Михаил Григорьевич (UA), Дубницкий Анатолий Николаевич (UA), Ковшун Николай Михайлович (UA) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича" (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-12-26 публикация патента:
20.10.2004 |
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения различных валов с возможностью предохранения от перегрузок. Муфта содержит зубчатую втулку и зубчатую обойму, взаимодействующие между собой через стальные диски и диски с фрикционными накладками, а также регулирующийся механизм сжатия дисков посредством пружин. Толщина зубьев дисков больше толщины дисков в 2-4 раза, диски выполнены с вырезами и установлены таким образом, что при износе фрикционных накладок боковые выступы зубьев последующего диска входят в вырезы предыдущего. Боковые торцы зубьев дисков выполнены скругленными. Предпочтительно, чтобы диски были выполнены не менее чем с четырьмя вырезами, а боковые торцы зубьев дисков имели цилиндрическую поверхность. Техническим результатом является повышение износостойкости зубьев дисков, обоймы и втулки. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Муфта фрикционная предельного момента, содержащая зубчатую втулку и зубчатую обойму, взаимодействующие между собой через стальные диски и диски с фрикционными накладками, а также регулирующийся механизм сжатия дисков посредством пружин, отличающаяся тем, что толщина зубьев дисков больше толщины дисков в 2-4 раза, диски выполнены с вырезами и установлены таким образом, что при износе фрикционных накладок боковые выступы зубьев последующего диска входят в вырезы предыдущего, причем боковые торцы зубьев дисков выполнены скругленными.
2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что диски выполнены не менее чем с четырьмя вырезами.
3. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что боковые торцы зубьев дисков имеют цилиндрическую поверхность.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к фрикционным муфтам сцепления, преимущественно предохранительным.
Известна фрикционная муфта по авторскому свидетельству СССР №119041, кл. 47 С 12, которая состоит из ведомых и ведущих зубчатых дисков, причем ведомые диски выполнены с внутренними зубьями, а ведущие диски имеют наружные зубья. Регулировка муфты производится болтами. Такая муфта обладает малой работоспособностью при ее использовании в стрипперных кранах.
Известна муфта предельного момента для стрипперного крана, которая имеет очень низкую износоустойчивость зубчатой обоймы и зубчатой втулки, в связи с чем указанная муфта часто выходит из строя и ее необходимо заменять на новую (принята за прототип).
Задача, стоящая перед авторами, заключалась в создании муфты фрикционной предельного момента с повышенной износостойкостью зубчатой втулки и зубчатой обоймы при тех же габаритах.
Цель изобретения заключается в резком повышении износостойкости зубьев дисков, обоймы и втулки с одновременным сохранением габарита муфты.
Поставленная задача достигается тем, что толщина зубьев дисков больше толщины дисков в 2-4 раза, диски выполнены с вырезами и установлены таким образом, что при износе фрикционных накладок боковые выступы зубьев последующего диска входят в вырезы предыдущего, причем боковые торцы зубьев дисков выполнены скругленными.
Зубчатые диски выполнены не менее чем с четырьмя вырезами.
Боковые торцы зубьев дисков имеют цилиндрическую поверхность.
На фиг.1 изображен общий вид муфты фрикционной предельного момента.
На фиг.2 - сечение А-А по фиг.1.
На фиг.3 - сечение Б-Б по фиг.1.
Муфта фрикционная предельного момента состоит из зубчатой втулки 1, на которой расположена упорная втулка 2 с гайкой 3. Упорная втулка 2 по резьбе вкручена во фланцевую крышку 4, которая соединяется с зубчатой обоймой 5 болтами 6. В зубчатую обойму 5 установлен опорный зубчатый диск 7 с четырьмя вырезами (см. сечение А-А). На зубчатую втулку 1 установлены диски с фрикционными накладками 8 с внутренними зубчатыми зацеплениями и с четырьмя вырезами (см. сечение Б-Б). Диск 9 и все последующие диски устанавливаются так, что при износе фрикционных накладок боковые выступы зубьев последующего диска входят в вырезы предыдущего. Пакет дисков сжат прижимным диском 10 с пружинами 11 и закрыт диском 12, который соединен с зубчатой обоймой 5 и полумуфтой 13 болтами 6. Регулировка муфты на предельный момент осуществляется закручиванием упорной втулки 2, которая, перемещая опорный зубчатый диск, сжимает пружины 11 и пакет дисков. Для свободного осевого перемещения торцы зубьев ведомых и ведущих дисков, выполнены скругленными (см. сечение В-В).
Предлагаемая фрикционная муфта предельного момента по сравнению с муфтами подобного типа имеет повышенную износостойкость зубчатой обоймы и зубчатой втулки при тех же габаритах за счет увеличения контактной поверхности (толщины зубьев) взаимодействующих с ними дисков.
Увеличение толщины зубьев дисков в 2-4 раза снижает поверхностное удельное давление на зубья втулки и обоймы, в результате чего повышается их износоустойчивость в несколько десятков раз.
Экономический эффект от использования изобретения составит за счет снижения затрат на остановку агрегатов и ремонт - замену муфт более 300 тысяч гривен в год.
Класс F16D13/64 пластины, диски
фрикционный диск - патент 2526021 (20.08.2014) | |
фрикционный диск - патент 2526020 (20.08.2014) | |
фрикционный диск - патент 2525247 (10.08.2014) | |
держатель дисков фрикционной муфты - патент 2434167 (20.11.2011) | |
ведущий средний диск сцепления - патент 2419001 (20.05.2011) | |
фрикционный диск - патент 2379559 (20.01.2010) | |
фрикционная муфта - патент 2298709 (10.05.2007) | |
выключаемая фрикционная дисковая муфта - патент 2246052 (10.02.2005) | |
демпфер холостого хода ведомого диска сцепления - патент 2234009 (10.08.2004) | |
диск сцепления - патент 2232314 (10.07.2004) |