способ ускорения метаемого элемента

Классы МПК:F42B5/05 для безоткатных орудий
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Институт прикладной механики РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-07-10
публикация патента:

Способ относится к области метательной техники и может быть использован, в частности, для повышения эффективности метательных устройств и реактивной техники, применяемых для разгона облаков, схода горных лавин и др. Способ ускорения метаемого элемента, состоящий в том, что газ, выходящий из камер сгорания, направляют в виде реактивной струи на днище метаемого элемента, путем разворота на указанном днище указанной реактивной струи формируют отраженную струю газа, импульс и энергию указанных струй газа передают метаемому элементу, а соответствующую часть потока газа отраженной струи выпускают через открытое дно канала ствола. Выходы ствольных камер сгорания профилируют в виде сопел Лаваля, направленных раструбами по ходу перемещения метаемого элемента в канале ствола, а днище метаемого элемента профилируют в виде двухконтурного сопла Лаваля; процесс горения топлива каждой из камер сгорания завершают до момента вылета метаемого элемента из канала ствола либо к моменту начала поджига топлива (I+1)-ой камеры сгорания, причем угол наклона реактивных струй по отношению к оси канала ствола выбирают в пределах 7способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<90способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511. Секундный расход потока газа отраженной струи, выпускаемого через открытое дно канала ствола, выдерживают постоянным, осуществляя с его помощью функцию газодинамического затвора канала ствола, а выходящий из открытого дна канала ствола поток газа отраженной струи расширяют соплом Лаваля, а собственный реактивный двигатель метаемого элемента включают до или после вылета его из канала ствола. Технический результат состоит в улучшении следующих характеристик: абсолютной величины бортового энергозапаса, полезной мощности, энергоподвода на этапе разгона, экономичности, надежности, кпд, энергопотребления, весогабаритных характеристик; стоимости; маневренности. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Способ ускорения метаемого элемента, включающий размещение метаемого элемента в канале ствола метательного устройства, разгон его за счет давления газа и реактивных струй, выходящих из камер сгорания в заснарядную часть канала ствола метательного устройства через распределенные вдоль ствола выходы камер сгорания, причем топливо в камерах сгорания поджигают поочередно после прохождения метаемым элементом выхода соответствующей очередной камеры сгорания, и отвод образующегося газа, отличающийся тем, что выходящие из камер сгорания реактивные струи направляют на днище метаемого элемента, где формируют отраженную струю газа, при этом часть газа отраженной струи отводят через отверстие в заснарядной части канала ствола.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что реактивные струи формируют на выходе камер сгорания, профилируемых в виде сопел Лаваля, направленных раструбами по ходу перемещения метаемого элемента в канале ствола.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что отраженную струю газа формируют на днище метаемого элемента, профилируемого в виде двухконтурного сопла Лаваля, направленного раструбом в сторону донной части ствола.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что процесс горения топлива каждой из камер сгорания завершают до момента вылета метаемого элемента из канала ствола.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что процесс горения топлива i-й камеры сгорания завершают к моменту начала поджига топлива (i+1)-й камеры сгорания.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что обеспечивают угол наклона реактивных струй по отношению к оси канала ствола в пределах 7способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<90способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что при горении топлива секундный расход газа из камер сгорания увеличивают по мере роста скорости метаемого элемента в канале ствола, а расстояния между реактивными струями выполняют равновеликими.

8. Способ по п.1, отличающийся тем, что при горении топлива секундный расход газа из каждой камеры сгорания сохраняют постоянным при движении метаемого элемента в канале ствола, угол наклона реактивной струи к оси канала ствола монотонно уменьшают, а угол раструба сопел Лаваля и расстояния между реактивными струями увеличивают по мере роста скорости метаемого элемента в канале ствола.

9. Способ по п.1, отличающийся тем, что обеспечивают постоянный секундный расход потока газа отраженной струи, отводимого через отверстие в заснарядной части канала ствола с помощью газодинамического затвора.

10. Способ по п.1, отличающийся тем, что поток газа отводят через отверстие в заснарядной части канала ствола, профилируемое в виде сопла Лаваля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано, в частности, для повышения эффективности артиллерийской и реактивной техники.

Известен аналог предложенного - “Пороховой заряд артиллерийской системы с повышенной дальностью стрельбы” [1] (Патент RU 2075030 F 42 B 5/05), состоящий в том, что артиллерийский метаемый элемент размещают в орудийном стволе, разгоняют за счет реактивной силы и давления газа, выходящего из камеры сгорания реактивного метаемого элемента в заснарядную часть полости орудийного ствола, энергию указанного газа передают реактивному метаемому элементу (РМЭ) в виде импульса реактивной силы струи, вытекающей из камеры высокого давления во внешнее пространство через открытое дно ствола, что совпадает с существенными признаками предлагаемого способа.

При этом камеру сгорания размещают внутри корпуса реактивного метаемого элемента, топливные элементы в камере сгорания выполняют в виде удлиненных пороховых шашек, забронированных по наружной поверхности, с цилиндрическими внутренними каналами.

Недостаток аналога [1] состоит в использовании для разгона РМЭ его бортового запаса топлива и в соответствующем снижении кинетической энергии РМЭ, предназначенной для его маршевого полета.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является способ ускорения метаемого элемента (снаряда), реализованный в артиллерийской системе “Хохдрюкпумпе” [2] (журнал “Вокруг света”, №11, с.56), принятый в качестве прототипа и состоящий в том, что метаемый элемент размещают в канале ствола метательного устройства, разгоняют за счет давления газа, выходящего из камер сгорания в заснарядную часть полости канала ствола метательного устройства через распределенные вдоль ствола выходы камер сгорания, причем топливо в камерах сгорания поджигают поочередно после прохождения метаемым элементом выхода соответствующей очередной камеры сгорания, что совпадает с существенными признаками предлагаемого способа.

При этом с помощью перекрытого дна в стволе поддерживалось высокое давление во всем заснарядном пространстве в течение всего времени от начала движения метаемого элемента до его вылета из ствола.

Работа устройства, реализующего способ-прототип, осуществлялась следующим образом. Система состояла из ствола с размещенными по его длине камерами со своими частями заряда, которые задействовались поочередно при движении снаряда по стволу, чем поддерживалось давление в заснарядном пространстве, необходимое для получения нужной дульной скорости метаемого элемента (снаряда).

Таким образом, во всем пространстве внутри ствола за снарядом поддерживались экстремальные условия - высокие значения температуры и давления, что приводило к чрезмерному росту массогабаритных параметров всей системы. Это является главным недостатком способа-прототипа. Кроме того, неиспользование импульсов прямой и обратной струй топливных газов и их высокой кинетической энергии приводило к снижению эффективности установки (в т.ч. коэффициента полезного действия (кпд) установки), уменьшению реализуемых при разгоне удельного импульса и кинетической энергии МЭ, что также является существенным недостатком прототипа. Кроме того, запирание дна ствола затвором приводило к возникновению импульса отдачи, что также является серьезным недостатком традиционной метательной техники.

Итак, недостаток способа-прототипа [2] состоит в ухудшении следующих характеристик:

- абсолютной величины бортового энергозапаса (боевой части и маршевой ступени, последнее - для реактивного метаемого элемента);

- возможного на этапе разгона энергоподвода (полезной мощности);

- эффективности (кпд), а также

- экономичности разгона вследствие ненаправленного действия топливных газов (не использование их реактивных возможностей);

- весогабаритных характеристик и

- надежности работы разгонного устройства из-за наличия отдачи, а также вследствие повышенных значений температуры и давления во всем объеме внутренней полости ствола, и соответственно,

- стоимости и

- маневренности.

Соответственно, требуемый при реализации устройства технический результат состоит в устранении вышеуказанных недостатков.

Список фигур чертежей.

Фиг.1. Схема (общий вид) устройства, реализующего предлагаемый “Способ ускорения метаемого элемента”.

Фиг.2. Схема (поперечное сечение) устройства, реализующего предлагаемый “Способ ускорения метаемого элемента”.

Фиг.3. Схема (продольное сечение) устройства, реализующего предлагаемый “Способ ускорения метаемого элемента”.

На чертеже фиг.1-3 использованы следующие условные обозначения составных элементов:

1 - метаемый (в т.ч. реактивный) элемент;

2 - реактивная (прямая) струя газа;

3 - отраженная (обратная) струя газа;

4 - сопло отраженной (обратной) струи;

5 - сопло реактивной (прямой) струи;

6 - канал струйного реактивного ускорителя;

7 - корпус струйного реактивного ускорителя;

8 - шашка твердого топлива;

9 - газогенератор;

10 - газоводы;

11 - курок.

На фиг.1 представлена схема устройства, реализующего предлагаемый “Способ ускорения метаемого элемента”, где показано, что устройство, реализующее предлагаемый “Способ ускорения метаемого элемента”, может быть выполнено в виде ручного сверхзвукового ракетомета.

На фиг.2 представлена схема устройства (поперечное сечение), реализующего предлагаемый “Способ ускорения метаемого элемента”, где показано расположение конструктивных элементов в устройстве.

На фиг.3 представлена схема устройства (продольное сечение), реализующего предлагаемый “Способ ускорения метаемого элемента”, где показано расположение сопел и направление реактивных струй в ствольном канале струйного реактивного ускорителя.

Для устранения недостатков способа-прототипа предложен способ ускорения метаемого элемента, например реактивного снаряда, состоящий в том, что метаемый элемент размещают в канале ствола метательного устройства, разгоняют за счет давления газа, выходящего из камер сгорания в заснарядную часть полости канала ствола метательного устройства через распределенные вдоль ствола выходы камер сгорания, причем топливо в камерах сгорания поджигают поочередно после прохождения метаемым элементом выхода соответствующей очередной камеры сгорания, что совпадает с существенными признаками прототипа.

При этом газ, выходящий из камер сгорания, направляют в виде реактивной струи на днище метаемого элемента, путем разворота на указанном днище указанной реактивной струи формируют отраженную струю газа, импульс и энергию указанных струй газа передают метаемому элементу, а соответствующую часть потока газа отраженной струи выпускают через открытое дно канала ствола.

Кроме того, выходы ствольных камер сгорания профилируют в виде сопел Лаваля, направленных раструбами по ходу перемещения метаемого элемента в канале ствола.

Кроме того, днище метаемого элемента профилируют в виде двухконтурного сопла Лаваля, направленного раструбом в сторону донной части ствола навстречу реактивной струе газа, выходящей из очередной камеры сгорания.

Кроме того, процесс горения топлива каждой из камер сгорания завершают до момента вылета метаемого элемента из канала ствола.

Кроме того, процесс горения топлива I-ой камеры сгорания завершают к моменту начала поджига топлива (I+1)-ой камеры сгорания.

Кроме того, угол наклона реактивных струй по отношению к оси канала ствола выбирают в пределах 7способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<90способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511.

Кроме того, при горении топлива секундный расход газа из камер сгорания увеличивают по мере роста скорости метаемого элемента в канале ствола, а расстояния между выходами сопел в канале ствола выполняют равновеликими.

Кроме того, при горении топлива секундный расход газа из каждой камеры сгорания сохраняют постоянным при движении метаемого элемента в канале ствола, угол наклона осей сопел к оси канала ствола монотонно уменьшают, а угол раструба сопел Лаваля и расстояния между выходами указанных сопел в канале ствола монотонно увеличивают по мере роста скорости метаемого элемента в канале ствола.

Кроме того, секундный расход потока газа отраженной струи, выпускаемого через открытое дно канала ствола, выдерживают постоянным, осуществляя с его помощью функцию газодинамического затвора канала ствола.

Кроме того, выходящий из открытого дна канала ствола поток газа отраженной струи расширяют в виде сопла Лаваля.

Кроме того, собственный реактивный двигатель метаемого элемента включают до вылета его из канала ствола.

Кроме того, собственный реактивный двигатель метаемого элемента включают после вылета его из канала ствола.

Рассмотрим существо предлагаемого способа ускорения метаемого элемента (МЭ) путем анализа работы устройства (фиг.1), реализующего указанный способ.

Метаемый (в т.ч. реактивный) элемент 1 располагается в канале ствола 6 метательного устройства (фиг.2), т.н. струйного реактивного ускорителя. Топливные шашки 8 (заряды ствольных газогенераторов) размещены внутри изолированных друг от друга газогенераторов 9, которые расположены вдоль ствола и газоводами 10 соединены с соответствующими соплами 5 реактивных (прямых по отношению к МЭ) струй 2. Прямой будем называть струю, имеющую составляющую вдоль вектора скорости МЭ, а обратной (отраженной) струей - имеющую компоненту вектора скорости, противоположную скорости МЭ. Последнее выполняется для отраженной от днища МЭ струи. Выходы сопел 5 расположены вдоль ствола (над каналом струйного ускорителя) один за другим, постепенно удаляясь от начала ствола и приближаясь к его дульному срезу (фиг.3). Исходное положение МЭ или реактивно-метаемого элемента (РМЭ) 1 выбрано таким образом, чтобы выход первого сопла 5 прямой струи располагался между днищем МЭ 1 и началом ствола, в т.н. заснарядном пространстве, т.е. со стороны днища МЭ 1. При пусковом сигнале (например, с помощью электрического импульса) инициируется первый из газогенераторов 9. Твердотопливная шашка 8, расположенная в нем, начинает гореть, образуя газ, который проходит по соответствующему газоводу 10 в начало соответствующего сопла 5 прямой струи 2. Формируемая соплом 5 реактивная струя 2 выходит из устья (выхода) сопла 5, направленно бьет в днище метаемого элемента 1 и отражается от днища МЭ, передавая ему двойной (прямой и обратный) импульс (количество движения). Метаемый элемент 1 начинает движение вдоль ствола по направлению к выходу из ствола (дульному срезу). Вслед за метаемым элементом в т.н. заснарядном пространстве распространяется струя “горячего” газа. Когда метаемый элемент (и сопровождающая его струя “горячего газа”) доходит до места расположения устья второго сопла 5, инициируется второй газогенератор 9 (при этом первый газогенератор прекращает/продолжает свою работу). Это может обеспечиваться запалом, срабатывающим от высокой температуры, расположенным в устье второго сопла 5 и передающим запускной сигнал на соответствующий газогенератор 9. Вторая твердотопливная шашка, расположенная во втором газогенераторе 9, начинает продуцировать газ, который по второму газоводу 10 поступает в сопло 5 прямой струи и в виде прямой 2 и обратной (отраженной) реактивной струи 3 передает свой импульс метаемому элементу 1. И далее процесс подталкивания метаемого элемента 1 происходит по цепочке при его перемещении от предыдущего сопла 5 прямой струи к последующему. Длительность горения твердотопливных зарядов 8, определяемую их параметрами (скоростью горения, размером зерен топлива и т.д.), задают в соответствии с двумя возможными различными режимами горения. Согласно первому режиму горения каждая из шашек 8, начав работу, заканчивает ее в момент вылета метаемого элемента 1 из ствола или до этого. Во втором режиме каждая из шашек прекращает работу при включении следующей шашки 8. Второй режим горения наиболее экономичен и рационален для системы, т.к. за днищем метаемого элемента 1 неотрывно следует относительно короткая область высокого давления и температуры, и реализуется метод локального ускоряющего воздействия на метаемый элемент. После вылета РМЭ 1 из ствола его дальнейшее ускорение и поддержание маршевой скорости обеспечивается за счет его бортовых запасов топлива, которые в предлагаемом способе целиком сохранились для обеспечения дальнейшего доразгона метаемого элемента и его свободного полета с постоянной скоростью.

При соответствующих допустимых перегрузках или длине канала ускорителя весь требуемый разгон может осуществляться в пределах канала ствола ускорителя (например, до скорости 2 км/с на длине канала 2 м).

Следует отметить, что в процессе разгона МЭ 1 в стволе при передаче импульса прямая струя 2 отражается от днища МЭ 1, которое профилируют в виде соответствующего двухконтурного сопла Лаваля, направленного раструбом навстречу прямой реактивной струе 2 газа. (Такое двухконтурное сопло Лаваля состоит, например, из параболического и конического сопел Лаваля). Затем прямая струя 2 разворачивается указанным двухконтурным соплом Лаваля (меняет знак вектора скорости потока газа) и уходит назад как обратная (отраженная) струя 3 - к входной части канала 6 ствола, сообщающейся с атмосферой. При этом, очевидно, метаемому элементу 1 передается удвоенный импульс реактивных (прямой и обратной) струй, чем дополнительно улучшаются его тягово-экономические характеристики. Причем соответствующие формы сопел Лаваля 5 выходов ствольных камер сгорания и днища МЭ 1 в виде двухконтурного сопла Лаваля способствуют, как известно, наиболее полной передаче импульса газа движимому объекту (метаемому элементу).

Газ каждой из камер сгорания выпускают либо до момента вылета метаемого элемента из канала ствола, либо до начала работы следующей шашки, в зависимости от выбранного изначально режима работы. В первом случае, очевидно, максимизируется скорость МЭ на вылете, в другом - повышается удельный импульс используемых зарядов ствольных газогенераторов.

Как показала теоретико-экспериментальная проработка, оптимальным (с точки зрения эффективности использования энергии заряда) является эмпирический подбор угла наклона реактивных струй по отношению к оси канала ствола в пределах 7способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<90способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511. При этом последовательность значений указанных углов по мере роста скорости МЭ в канале ствола уменьшается монотонно. Это учитывается соответствующим изменением конфигурации ствольных сопел Лаваля по мере их приближения к дульному срезу ствола. Они становятся шире и их оси под более острыми углами направлены к оси канала 6 ствола. Следует отметить, что осью некоторого ствольного сопла Лаваля 5 условимся называть направление результирующего вектора скорости потока генераторного газа, выходящего из этого сопла 5.

При осуществлении квазинепрерывного многоступенчатого разгона МЭ 1 выполнялось условие равенства приращения импульса метаемого элемента 1 на каждой из ступеней разгона. Для этого расход генераторного газа и продольную компоненту скорости прямой струи 2 (из ствольного сопла 5) увеличивают по мере роста скорости МЭ 1 в канале 6 ствола, угол удара струй уменьшают, а расстояния между выходами прямых сопел в канале ствола выполняют равновеликими.

Возможна и другая реализация способа, при которой расход газа из каждого газогенератора 9 сохраняют постоянным при движении МЭ в канале 6 ствола, а расстояния между выходами сопел 5 увеличивают по мере роста скорости МЭ 1 вдоль канала 6 ствола.

В предлагаемом способе дно канала ствола открыто для выхода отраженного потока 3 генераторного газа, что позволяет устранить нежелательный эффект отката ускорителя. Тем не менее, слабый откат для второго режима все-таки возникает из-за трения реактивных газов о внутренние стенки канала ствола. Для его компенсации выходящий из дна канала 6 ствола кормовой торцевой поток расширяют в профиле сопла Лаваля до атмосферного давления, чем формируют компенсирующий импульс, приложенный ко дну ускорителя в направлении, противоположном откату.

Кроме того, секундный расход потока газа отраженной струи, выпускаемого через открытое дно канала ствола, выдерживают постоянным. Этим обеспечивают условия для формирования газодинамического затвора канала ствола.

Многоступенчатый разгон ускорителем позволяет обеспечить требуемые скорости вылета МЭ из канала ствола, соответственно реализовать высокие технико-экономические характеристики МЭ и РМЭ. Дальнейшее повышение указанных характеристик основано на том, что масса МЭ и РМЭ не тратится на разгон до требуемых маршевых скоростей. Поэтому в РМЭ встроен высокоэкономичный маршевый двигатель, который включают до или после вылета РМЭ из канала ствола. Это обеспечивает дальнейшее улучшение его технических характеристик и сообщает ему дополнительные функциональные возможности. Например, управление и самонаведение в полете с использованием вектора тяги маршевого двигателя исполнительного механизма управления и самонаведения.

Итак, существо предлагаемого способа состоит в том, что кинетическую энергию МЭ и РМЭ наращивают за счет внебортового энергетического ресурса и направленного двойного действия внешних реактивных струй генераторного газа с оптимальным учетом их термогазоаэродинамики. Как показали исследования, высокие значения температуры и давления создаются только в области контакта реактивных струй с днищем МЭ. Для второго режима работы газогенератора расчетное истечение из сопел близко к атмосферному, т.е. на стенках канала ствола эти параметры немногим отличаются от нормальных (атмосферных) значений. Таким образом, отпадает необходимость в обеспечении повышенной механической прочности и температурной устойчивости ствола, чем существенно - на несколько порядков снижаются его массогабаритные параметры.

Кроме того, использование направленных реактивных струй для разгона МЭ и РМЭ позволяет существенно повысить кпд системы, обеспечив достижение более высоких значений технико-экономических характеристик при снижении начальной массы твердотопливных элементов ствольного заряда.

Далее покажем, что именно благодаря существенным отличиям предлагаемого способа обеспечивается требуемый технический результат.

То, что МЭ 1 размещают в канале 6 ствола и разгоняют за счет энергии генераторного газа, выходящего из ствольных камер сгорания в заснарядную часть объема канала ствола через распределенные вдоль канала ствола сопловые выходы камер сгорания, причем топливные элементы в камерах сгорания поджигают поочередно после прохождения метаемым элементом выхода сопла соответствующей камеры сгорания, причем генераторный газ, выходящий из сопел Лаваля камер сгорания, формируют в виде направленной на днище МЭ (РМЭ) реактивной струи, в результате чего импульс и энергию указанного генераторного газа передают МЭ в виде импульса указанных прямой и обратной (отраженной от МЭ) реактивных струй, а меньшую часть потока отработанного генераторного газа выпускают через открытое дно канала ствола, позволяет повысить абсолютную величину импульса и кинетической энергии МЭ, а также экономичность разгона, и кроме того, существенно улучшить надежность и весогабаритные характеристики системы из-за отсутствия отдачи, а также вследствие более низких значений температуры и давления во всем заснарядном объеме канала ствола. Соответственно, при этом удается снизить стоимость и повысить маневренность установки.

То, что днище МЭ (РМЭ) 1 профилируют в виде соответствующего двухконтурного сопла Лаваля, направленного раструбом навстречу реактивной струе 5 генераторного газа, а выходы камер сгорания профилируют в виде сопел Лаваля, направленных раструбами по ходу перемещения метаемого элемента в канале ствола, позволяет дополнительно увеличить удельный импульс установки, поскольку обеспечивает оптимальную реактивную силу разгона МЭ (РМЭ) при меньшем расходе генераторного газа.

Следует отметить, что выигрыш в реализуемом импульсе (в конечном итоге - в кинетической энергии) МЭ может быть распределен между другими технико-экономическими характеристиками системы - массогабаритными, дальностью, надежностью и стоимостью. Например, ухудшение надежности системы при снижении весов и габаритов ее элементов (в т.ч. толщины стенок) может быть “перекомпенсировано” за счет указанной оптимизации импульса, передаваемого метаемому элементу. Таким образом, действительно оказываются улучшенными и надежность, и массогабаритные характеристики системы.

То, что газ каждой из камер сгорания газогенератора (ГГ) выпускают до момента вылета метаемого элемента 1 из канала 6 ствола, обеспечивает эффективность разгона, а соответственно, и улучшение других характеристик ускорителя.

То, что газ I-ой камеры сгорания выпускают до момента начала выпуска газа из (I+1)-ой камеры сгорания, позволяет уменьшить расход топлива ствольного газогенератора, уменьшить его силовые и тепловые воздействия на стенки канала ствола и этим снизить его массогабаритные характеристики.

То, что угол наклона реактивных струй 2 генераторного газа (ГГ) к оси канала 6 ствола выбирают в пределах 7способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511<90способ ускорения метаемого элемента, патент № 2238511 также позволяет оптимизировать импульс разгоняемого МЭ 1 с получением технического результата, аналогичного рассмотренному выше.

То, что расход и продольную компоненту скорости ГГ увеличивают по мере роста скорости МЭ в канале ствола, а расстояния между выходами сопел в канале ствола выполняют равновеликими, позволяет оптимизировать импульс, передаваемый метаемому элементу на каждой из ступеней его ускорения с получением технического результата, аналогичного рассмотренному выше.

Аналогичный технический результат, в т.ч. повышенную конечную скорость разгона МЭ 1 достигают и тем, что при горении топлива секундный расход газа из каждой камеры сгорания сохраняют постоянным при движении метаемого элемента в канале ствола, угол наклона осей сопел 5 к оси канала 6 ствола монотонно уменьшают, а угол раструба сопел Лаваля и расстояния между выходами указанных сопел 5 в канале ствола увеличивают по мере роста скорости метаемого элемента 1 в канале 6 ствола.

То, что выходящий из открытого дна канала 6 ствола кормовой поток ГГ расширяют в сопле Лаваля струйного ускорителя, позволяет скомпенсировать возможный импульс отката, возникающий из-за разности сил трения внутренней стенки канала ствола входящего и выходящего (прямого и отраженного) потоков ГГ.

То, что в РМЭ включают маршевый двигатель с нерастраченным на разгон запасом топлива, позволяет повысить скорость, дальность полета РМЭ и его конечную кинетическую энергию. Кроме того, с увеличением бортового запаса топлива повышаются и функциональные возможности РМЭ. Например, управление вектором маршевой скорости РМЭ по лазерному лучу и/или радиоканалу головки самонаведения позволяет достигать цели по криволинейным траекториям, с любого направления, например, в случае их нахождения за заслонами и маскирующими объектами.

При реализации предлагаемого способа, очевидно, повышаются динамичность, эффективность и маневренность системы: ускоритель - сверхзвуковой беспилотный метаемый аппарат (за счет исключения из полета летательного аппарата массы “разгонного” топлива), а также повышается скорость поражения и надежность системы разгона (за счет облегчения веса и снижения термодинамических режимов внутри канала ствола), снижаются ее массогабаритные характеристики и увеличиваются технико-экономические характеристики. Ее оперативные и функциональные возможности применения дополнительно повышаются при реализации предложенного способа в форме ручной (переносной) системы типа ракетомета или безоткатного метательного направляющего устройства не ограниченного, в принципе, калибра. Применение указанного способа возможно для установок разгона облаков, профилактических мероприятий в лавиноопасных районах и т.д.

При этом, как было показано выше, обеспечивается возможность использовать полученный эффект для одновременного улучшения габаритных, маневренных, технико-экономических и мощностных характеристик различных образцов техники топливо-энергетического и оборонного комплексов.

Таким образом, показано, что требуемый технический результат, действительно, достигается за счет существенных отличий предлагаемой установки.

Проведенные эксперименты показали реализуемость предлагаемого изобретения.

Класс F42B5/05 для безоткатных орудий

пороховой заряд для безоткатного орудия -  патент 2211436 (27.08.2003)
пороховой заряд артиллерийской системы с повышенной дальностью стрельбы -  патент 2075030 (10.03.1997)
носимый гранатометный комплекс -  патент 2062428 (20.06.1996)
Наверх