способ упаковывания детонирующего шнура
Классы МПК: | F42B39/30 контейнеры для детонаторов или взрывателей |
Автор(ы): | Шахназаров Г.Г. (RU) |
Патентообладатель(и): | ОАО "ВНИПИвзрывгеофизика" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-04-04 публикация патента:
20.10.2004 |
Изобретение относится к области военной техники, в частности к транспортированию взрывчатых материалов. Способ включает намотку детонирующего шнура (ДШ) на барабан параллельными витками, при этом ДШ нормальной чувствительности наматывают с шагом, находящимся в пределах 3-4 диаметров ДШ, и диаметр барабана при этом не менее чем в 15 раз превышает шаг намотки. ДШ пониженной чувствительности наматывают на барабан вплотную, виток к витку, и каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой, диаметр барабана при этом не менее чем в 15 раз превышает длину обхвата. При использовании изобретения увеличивается безопасность транспортирования ДШ всеми видами транспорта. 2 ил.
Формула изобретения
Способ упаковывания детонирующего шнура для транспортировки, включающий намотку его на барабан параллельными витками, отличающийся тем, что для обеспечения разрушения детонирующего шнура при несанкционированном взрыве без передачи детонации от витка к витку детонирующий шнур нормальной чувствительности наматывают на барабан с шагом, равным 3-4 его диаметрам, при этом диаметр барабана не менее чем в 15 раз превышает шаг намотки, а детонирующий шнур пониженной чувствительности наматывают на барабан вплотную виток к витку и каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой, при этом диаметр барабана не менее чем в 15 раз превышает длину обхвата.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к области транспортирования взрывчатых материалов (ВМ) и может быть использовано при перевозке детонирующего шнура (ДТП) всеми видами транспорта, включая авиацию.
Правила перевозки опасных грузов [1; 2] регламентируют способы упаковывания продукции, а международные нормативы [3] определяют методы испытаний и критерии отнесения грузового места к подклассу опасности при перевозке.
Известна упаковка для перевозки ДШ [4], представляющая собой контейнер с двумя рядами вертикально установленных картонных цилиндров. ДШ наматывают “восьмеркой”, попеременно огибая цилиндры каждого ряда; в местах пересечения на одну из ветвей ДШ надевают втулку. Каждый намотанный слой разделяют листом гофрокартона (во избежание соприкосновения ветвей ДШ). При случайном возникновении детонации она будет отсечена в месте пересечения витков, и это грузовое место классифицируют [5] как 1.4D “Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности”. Однако такая большая по объему упаковка вмещает относительно небольшое количество ДШ, трудоемка при подготовке к отправке и разборке у потребителя. ДШ в этой упаковке не хранят, при поступлении на склад ВМ упаковку разбирают, а ДШ сматывают на барабан (катушку).
Известен другой способ упаковывания ДШ [6], принятый за прототип, при котором его наматывают на опору параллельными витками совместно с пустотелым трубчатым шнуром того же сечения. Расстояние между витками (шаг намотки) выбрано таким, чтобы детонация не передавалась от витка к витку и оболочка шнура не разрушалась при детонации ближайшего витка. При такой схеме намотки, когда витки ДШ разделены инертной трубкой, инициирование взрыва ДШ в любой точке приведет к срабатыванию его по всей длине (в оба конца), находящейся в упаковке. Учитывая, что вместимость одного грузового места с ДШ обычно составляет не менее 500 м, то в пересчете на массу нетто по ВВ это будет свыше 12 кг. Такое грузовое место будет характеризоваться классификационным кодом 1.1.D - “Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой” - и не будет допущено к перевозке авиатранспортом.
Устранение этого недостатка может быть достигнуто в предлагаемом способе упаковывания: ДШ наматывают на цилиндр (барабан) с определенным шагом намотки, который зависит от чувствительности ДШ к инициирующему импульсу. Экспериментальным путем было показано, что:
- для ДШ нормальной чувствительности (например ДШТ-200 по ТУ84-711-83; ДШУ-33-М по ТУ 84-711-83; ДШВ по ГОСТ 6196-78), при которой происходит передача детонации от ДШ к ДШ при соединении внакладку, шаг намотки должен обеспечивать размещение каждого последующего витка ДШ за пределами возможной передачи детонации через влияние, но в пределах зоны уверенного разрушения ДШ. Механизм отсекания ДШ при несанкционированном взрыве действует следующим образом: при взрыве по ДШ движется детонационная волна и одновременно в стороны действуют продукты взрыва, которые разрушают рядом лежащие витки ДШ;
- для ДШ пониженной чувствительности (например ДШТВ 150/800 по ТУ 84-1012-84; ДШТВ-150 по ТУ ДИШВ 773971.020ТУ), при которой передача детонации от ДШ к ДШ возможна только при расположении их торцов встык и достаточной обвязке (закреплении), ДШ наматывают вплотную, виток к витку, и каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой. Механизм отсекания ДШ действует следующим образом: при взрыве (с торца) по ДШ движется детонационная волна (передачи детонации от ДШ к ДШ не происходит); в месте размещения обхватывающей скобы (С) происходит отсекание (обрыв) ДШ.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в увеличении безопасности транспортирования ДШ всеми видами транспорта, включая авиацию, для обеспечения разрушения ДШ при несанкционированном взрыве без передачи детонации от витка к витку.
Для достижения технического результата детонирующий шнур нормальной чувствительности наматывают на барабан с шагом, равным 3-4 его диаметрам, при этом диаметр барабана не менее чем в 15 раз превышает шаг намотки, а детонирующий шнур пониженной чувствительности наматывают на барабан вплотную виток к витку и каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой, при этом диаметр барабана не менее чем в 15 раз превышает длину обхвата.
Изобретение иллюстрируется фигурами 1 и 2.
Экспериментально установлено, что для обеспечения уверенного отсекания ДШ необходимо.
- для ДШ нормальной чувствительности шаг намотки должен находиться в пределах 3-4 диаметров d детонирующего шнура, а диаметр барабана D не менее чем в 15 раз должен превышать шаг намотки (фиг.1);
- для ДШ пониженной чувствительности шаг намотки равен диаметру ДШ (витки наматывают вплотную друг к другу), каждую пару рядом лежащих витков обхватывают скобой, а диаметр барабана не менее чем в 15 раз должен превышать длину обхвата 1 (фиг.2).
Таким образом, в предлагаемом способе упаковывания ДШ как нормальной, так и пониженной чувствительности при случайном возникновении детонации в любой точке на длине одного витка произойдет отсекание ДШ; практически это на длине меньше одного метра. В пересчете на массу нетто по ВВ в упаковке с ДШ взорвется меньше 25 г. Такое грузовое место по результатам испытаний будет классифицировано как 1.4D и разрешено к перевозке авиатранспортом, который является единственным способом доставки ВМ для выполнения прострелочных и взрывных работ в северных регионах России. Для увеличения вместимости грузового места возможно упаковывание ДШ в несколько слоев намотки на барабан.
Источники информации
1. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. DOC 9284-AN905. Утверждены Советом ИКАО и изданы по его решению. 1997-1998 гг.
2. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). ООН Нью-Йорк и Женева, 1997 г.
3. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Испытания и критерии. ООН Нью-Йорк, 1987 г.
4. Патент США №5005694. Опубликован 09.04.91 г.
5. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.
6. Европейский патент №0382615 В1, МПК F 42 B 39/30.