способ непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением
Классы МПК: | B21B1/28 холодной |
Автор(ы): | Тишков В.Я. (RU), Ламухин А.М. (RU), Степаненко В.В. (RU), Салтыков Г.П. (RU), Абраменко В.И. (RU), Павлов С.И. (RU), Шурыгина М.В. (RU), Антонов В.Ю. (RU), Жиленко С.В. (RU), Алексеева Т.Ф. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Северсталь" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-05-07 публикация патента:
10.11.2004 |
Изобретение относится к прокатному производству и может быть применено на непрерывных широкополосных станах холодной прокатки. При холодной прокатке с натяжением в каждом межклетевом промежутке определяют предел текучести полосы т и поддерживают величину удельного натяжения н путем задания коэффициента n , представляющего собой отношение н к т. Прокатку ведут с заданием предельно допустимого значения коэффициента n =n пред. 0,25. Удельные натяжения в межклетевых промежутках повышают от первого к последнему в среднем на 1-2 кг/мм2 . Обжатие по клетям уменьшают после второй клети на 1-5% в каждой до последней. Выпуклости рабочих валков по клетям устанавливают в диапазоне - (-0,10) - (+0,25) мм. Изобретение позволяет улучшить качество проката за счет уменьшения порывности холоднокатаных полос. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
Формула изобретения
1. Способ непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением, включающий определение в каждом межклетевом промежутке предела текучести полосы т и поддержание величины удельного натяжения н путем задания коэффициента n , представляющего собой отношение н к т, отличающийся тем, что прокатку ведут с заданием предельно допустимого значения коэффициента n =n пред 0,25, при этом удельные натяжения в межклетевых промежутках повышают от первого к последнему в среднем на 1-2 кг/мм2 , обжатие по клетям уменьшают после второй клети на 1-5% в каждой до последней, а выпуклости рабочих валков по клетям при этом устанавливают в диапазоне (-0,10) ÷ (+0,25) мм.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что величину удельного натяжения полосы в межклетевых промежутках определяют в зависимости от обжатия по формуле
н=A+0,7· Е0,6± 0,5,
где н - удельное натяжение в межклетевом промежутке, кг/мм 2;
А - эмпирический коэффициент, величина которого выбирается в зависимости от марки стали, кг/мм2;
А=6,5 - для сталей марок типа IF;
А=9,0 - для сталей марок типа 08Ю;
А=10,5 - для сталей марок типа ЗПС;
0,7 - эмпирический коэффициент, кг/мм2;
Е - величина суммарного обжатия при холодной прокатке, %.
3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что выпуклость рабочих валков по клетям подбирают в зависимости от ширины прокатываемой полосы по формуле
П=-3,6· 10-4· В+0,45± 0,05,
где П - выпуклость валков по клетям, мм;
-3,6· 10-4 - безразмерный эмпирический коэффициент;
В - ширина полосы, мм;
0,45 - эмпирический коэффициент, мм.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к прокатному производству и может быть применено на непрерывных широкополосных станах холодной прокатки.
Известен способ непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением, включающий определение т в каждом межклетевом промежутке для разных марок стали, и в котором величину удельного натяжения н поддерживают путем задания коэффициента k , представляющего собой отношение н к т. Величину коэффициента k за первой клетью поддерживают равной 0,2, а в последнем межклетевом промежутке - равной 0,16. Величину удельного натяжения полосы в отдельных межклетевых промежутках назначают исходя из убывания величины коэффициента k от первой к последней клети. Применение известного способа прокатки позволяет снизить порывность полос в межклетевых промежутках и сгладить исходную разнотолщинность подката (А.Ф.Пименов, О.Н.Сосковец, А.И.Трайно и др. "Холодная прокатка и отделка жести", М., Металлургия, 1990, с.104-105).
Известен способ непрерывной холодной прокатки полосы с натяжением, в котором в каждом межклетевом промежутке определяют предел текучести полосы и поддерживают величину удельного натяжения полосы путем задания коэффициента, представляющего собой отношение удельного натяжения полосы к пределу текучести полосы (SU 1044347 А, В 21 В 1/26, 30.09.1983).
Этот способ может быть принят за прототип изобретения.
Недостатком указанного способа прокатки является высокая вероятность порывов полосы при существовании неметаллических включений и других дефектов в прикромочной части полосы.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в улучшении качества проката за счет уменьшения порывности холоднокатаных полос.
Технический результат достигается тем, в известном способе холодной прокатки с натяжением, включающем определение в каждом межклетевом промежутке предела текучести полосы т и поддержание величины удельного натяжения н путем задания коэффициента n , представляющего собой отношение н к т, согласно предложению прокатку ведут с заданием предельно допустимого значения коэффициента n =n пред. 0,25, при этом удельные натяжения в межклетевых промежутках повышают от первого к последнему в среднем на 1-2 кг/мм2 , обжатие по клетям уменьшают после второй клети на 1-5% в каждой до последней, а последней, а выпуклости рабочих валков по клетям при прокатке полос устанавливают в диапазоне - (-0,10) - (+0,25) мм.
Также согласно предложению величину удельного натяжения в межклетевых промежутках определяют в зависимости от обжатия по формуле:
н=А+0,7× Е0,6±0,5, кг/мм2
где: н - удельное натяжение в межклетевом промежутке, кг/мм 2;
А - эмпирический коэффициент, величина которого выбирается в зависимости от марки стали, кг/мм2:
А=6,5 - для сталей марок типа IF;
А=9,0 - для сталей марок типа 08Ю;
А=10,5 - для сталей марок типа 3ПС.
0,7 - эмпирический коэффициент, кг/мм2;
Е - величина суммарного обжатия при холодной прокатке,%.
Также согласно предложению выпуклость рабочих валков по клетям подбирают в зависимости от ширины прокатываемой полосы по формуле:
П=-3,6× 10-4× B+0,45±0,05, м
где: П - выпуклость валков по клетям, мм;
-3,6× 10-4 - безразмерный эмпирический коэффициент;
В - ширина полосы, мм;
0,45 - эмпирический коэффициент, мм.
Сущность предлагаемого способа заключается в том, чтобы поддерживать величину отношения удельного натяжения полосы в каждом межклетевом промежутке к пределу текучести полосы в этом же промежутке не более 0,25, удельные натяжения полосы в межклетевых промежутках повышать от первого к последнему в среднем на 1-2 кг/мм2 в каждом промежутке.
Величину удельного натяжения в межклетевых промежутках определяют в зависимости от обжатия по формуле
н=А+0,7× Е0,6±0,5 кг/мм2 .
При увеличении обжатия увеличивается предел текучести стали, поэтому согласование величины удельного натяжения в межклетевых промежутках с увеличением суммарной деформации при холодной прокатке позволяет поддерживать постоянное достаточно низкое отношение между удельным натяжением и пределом текучести, что обеспечивает низкую порывность при холодной прокатке.
Увеличенное переднее натяжение по сравнению с задним создает в каждой клети оптимальные условия деформации с меньшим контактным трением, которое обеспечивает минимальный износ полосы и валков и соответственно наименьшее загрязнение полосы и эмульсии и способствует минимальной порывности полос при холодной прокатке. Этому же способствует и уменьшение обжатий после 2-й клети во всех последующих клетях, снижение обжатий с ростом упрочнения полосы при холодной прокатке также способствует уменьшению загрязненности полосы в процессе деформации и уменьшению порывности полос при холодной прокатке.
Важное значение для достижения намеченной цели имеет правильный выбор выпуклости валков по клетям. Выбор выпуклости в зависимости от ширины прокатываемой полосы по эмпирической формуле
П=-3,6× 10-4× B+0,45±0,05, мм
обеспечивает прокатку х/к полос без повышенной концентрации напряжений в прикромочной области с минимальной порывностью.
Способ опробован в промышленных условиях на ОАО “Северсталь”. Сталь выплавляли в 350-тонном конвертере. Слябы прокатывали на непрерывном широкополосном стане 2000. Далее осуществляли травление, а затем холодную прокатку.
Режимы реализации способа приведены в таблице.
Пример 1 (таблица, поз.1)
Холоднокатаные полосы из стали типа IF прокатывали с обжатием в 1 клети 30%, предел текучести при этом обжатии имел следующее значение н1=48 кг/мм2, натяжение в 1 промежутке задано в зависимости от обжатия по формуле
н1=6,5+0,7× 300,6=11,9 кг/мм2 12,0 кг/мм2,
отношение н1/ т1=0,25.
Выпуклость рабочих валков 1-й клети определяли в зависимости от ширины полосы по формуле
П=-3,6× 10-4× 1620+0,45=-0,1332 -0,10 мм.
Также определены параметры прокатки в последующих клетях и промежутках.
При холодной прокатке полос по выбранным параметрам удельная порывность низкая и имеет следующее значение 0,40 сл./10000 т.
Пример 2 (таблица, поз.2)
Холоднокатаные полосы из стали типа 08ПС размером 0,8× 1300 мм прокатывали с обжатием в 1-й клети 23%, предел текучести при этом обжатии имел следующее значение н1=54 кг/мм2, натяжение в 1 промежутке задано в зависимости от обжатия по формуле
н1=9,0+0,7× 230,6=13,6 кг/мм2 13,5 кг/мм2,
отношение н1/ т1=0,25. Выпуклость рабочих валков 1-й клети определяли по формуле П=-3,6× 10-4× 1300+0,45=0,018 0,00 мм.
Также определены параметры прокатки в последующих клетях и промежутках.
При холодной прокатке полос по выбранным параметрам удельная порывность низкая и имеет следующее значение 0,35 сл./10000 т.
Пример 3 (таблица, поз.3)
Холоднокатаные полосы из стали типа 3ПС размером 0,90× 900 мм прокатывали с обжатием в 1-й клети 23%, предел текучести при этом обжатии имел следующее значение н1=60 кг/мм2, натяжение в 1-м промежутке задано в зависимости от обжатия по формуле
н1=10,5+0,7× 230,6=15,1 кг/мм 2 15,0 кг/мм2,
отношение н1/ т1=0,25. Выпуклость рабочих валков 1-й клети определяли в зависимости от ширины полосы по формуле
П=-3,6× 10-4× 900+0,45=0,13 0,10 мм.
Также определены параметры прокатки в последующих клетях и промежутках.
При холодной прокатке полос по выбранным параметрам удельная порывность низкая и имеет следующее значение 0,30 сл./10000 т.
В случае отклонения от рекомендуемых режимов (таблица, поз.4-8) достигнуть указанной в формуле изобретения цели не удалось.
При повышении удельного натяжения в 4-м промежутке (таблица, поз.4) до 22 кг/мм2 и повышении отношения н4/ т4 до 0,30, т.е. выше верхнего предела, приводит к повышению вероятности порывов полос при наличии “плен”, неметаллических включений и других концентраторов напряжений в прикромочных участках полосы. Удельная порывность повышается до 0,60 сл./10000 т.
При повышении удельного натяжения больше чем на 2 кг/мм 2 (таблица, поз.5) в 3-м и 4-м промежутках соответственно увеличивается и отношение удельного натяжения к пределу текучести до 0,27 как в 3-м, так и в 4-м промежутках, что увеличивает вероятность порывов полос. Удельная порывность при этом увеличивается до 0,70 сл./10000 т.
При последовательном увеличении обжатий с 1-й клети (таблица, поз.6) увеличивается расход энергии на деформацию и не удается подобрать отношение нi/ тi 0,25 при таком распределении обжатий. Поэтому удельная порывность также повышенная и составляет 0,55 сл./10000 т.
Выпуклость рабочих валков устанавливается ниже нижнего предела (таблица, поз.7), что приводит к повышенной волнистости полосы на кромках и к повышенной удельной порывности полос, которая составит 0,60 сл./10000 т.
Выпуклость рабочих валков устанавливается выше верхнего предела (таблица, поз.8), что приведет к повышенной коробоватости полосы и будет способствовать повышенной порывности полос, которая составит 0,65 сл./ 10000 т.
Таким образом, отклонения от предлагаемых режимов холодной прокатки приводят к повышенной удельной порывности (таблица, поз.4-8).
Сравнение удельной порывности по предлагаемому (таблица, поз. 1-3) и известному (таблица, поз.9) способам показывает, что в предлагаемом способе удельная порывность ниже на 1,40 сл./10000 т.
Как видно из таблицы, только в случае соблюдения предлагаемых режимов (таблица, поз.1-3) достигается цель изобретения, вследствие чего параметры предлагаемого способа считают существенными.