съёмная оснастка транспортных летательных аппаратов, преимущественно для тушения пожаров с воздуха
Классы МПК: | B64D1/16 сбрасывание порошкообразных, жидких или газообразных веществ, например для борьбы с пожарами |
Автор(ы): | Ишков Ю.Г. (RU), Михайлов В.В. (RU) |
Патентообладатель(и): | Ишков Юрий Григорьевич (RU), Михайлов Виктор Васильевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-12-15 публикация патента:
20.11.2004 |
Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов. Оснастка состоит из установленных на тележках расходных емкостей. Каждая тележка оперта на силовой пол грузового отсека посредством пневмокатков и клиновых фиксаторов и закреплена посредством швартовочной системы. Основная и дополнительные расходные емкости смонтированы на тележках и выполнены соответственно в виде параллельно расположенных трубчатых сегментов и секций, сообщающихся с атмосферой выравнивающими перепускными клапанами. На смежных торцах секций трубчатых расходных емкостей выполнены эквидистантные конические поверхности, контактирующие друг с другом и охватываемые стяжным хомутом, а также закреплены приспособления для заливки и слива огнегасящей жидкости. Каждая секция имеет поворотную заслонку. Направляющий лоток оснастки установлен на откидном загрузочном люке грузового отсека транспортного летательного аппарата и выполнен телескопическим. В кабине пилотов размещена дистанционная система управления сбросом огнегасящей жидкости на очаги пожаров. Технический результат - снижение трудоемкости и длительности монтажа. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Формула изобретения
1. Съемная оснастка транспортных летательных аппаратов, преимущественно для тушения пожаров с воздуха, содержащая размещаемую в грузовом отсеке последнего и прикрепляемую посредством швартовочной системы к силовому полу грузового отсека опору с установленной на ней расходной емкостью, приспособление для заливки и слива огнегасящей жидкости, дистанционную систему управления сбросом огнегасящей жидкости на очаги пожаров и распределительное приспособление для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара на земной поверхности в виде направляющего лотка, монтируемого на откидном загрузочном люке грузового отсека, отличающаяся тем, что она снабжена вспомогательными опорами, устанавливаемыми в грузовом отсеке вдоль его продольной оси последовательно с основной опорой, дополнительными расходными емкостями, соосными с основной расходной емкостью, и дополнительными приспособлениями для заливки и слива огнегасящей жидкости, основная и вспомогательные опоры выполнены в виде опертых на пневмокатки и имеющих размещаемые в гнездах силового пола клинообразные фиксаторы тележек, каждая из установленных на тележках расходных емкостей выполнена составной из параллельных, симметричных относительно продольной оси трубчатых секций, полости которых сообщаются через перепускные клапаны с атмосферой, каждое из приспособлений для заливки и слива огнегасящей жидкости выполнено составным из охватываемых стяжным хомутом, закрепленных на смежных торцах соосных трубчатых секций и контактирующих друг с другом эквидистантными коническими поверхностями передней внутренней с поворотной заслонкой и задней наружной частей, при этом направляющий лоток для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара на земной поверхности выполнен телескопическим из неподвижной опорной части и охватываемой последней распределительной части в виде веера, образованного поворотными в горизонтальной плоскости относительно друг друга на угол в 1-150° оппозитными правой и левой стенками, горизонтальные полки которых связаны друг с другом посредством контактирующих с ними промежуточных секторных элементов, причем длина L и ширина S каждой расходной емкости меньше длины Т и ширины N грузового отсека соответственно в 3,4-3,8 и 1,05-1,2 раз, длина L1 каждой трубчатой секции расходных емкостей превышает ее внутренний диаметр d в 4,7-5,5 раз.
2. Съемная оснастка по п.1, отличающаяся тем, что каждая трубчатая секция расходных емкостей выполнена из полимерного материала.
3. Съемная оснастка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что каждая трубчатая секция основной расходной емкости выполнена в виде сегмента тора, внутренний диаметр d которого меньше радиуса R его кривизны в 3-8 раз, при этом передний торец каждого трубчатого сегмента тора расположен выше его заднего торца на величину h, равную 0,5-1,2 его внутреннего диаметра d.
4. Съемная оснастка по любому из пп.1-3, отличающаяся тем, что каждая тележка снабжена быстроразъемными замками, связанными с инвентарной швартовочной системой грузового отсека транспортного летательного аппарата.
5. Съемная оснастка по любому из пп.1-4, отличающаяся тем, что она снабжена установленными в секциях каждой расходной емкости сигнализаторами уровня огнегасящей жидкости и клапанами перелива последней.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к мобильным средствам пожаротушения, а именно к установкам для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара, установленным в грузовых отсеках транспортных летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Известна из патента Российской Федерации №1725456, кл.7 В 64 D 1/16, 1989 г. установка преимущественно для тушения пожаров с воздуха, содержащая смонтированные в грузовом отсеке транспортного летательного аппарата тяжелее воздуха с хвостовым загрузочным люком симметрично его продольной оси на силовом полу резервуары для огнегасящей жидкости с заливными горловинами и спускным устройством в виде герметичных откидных торцевых крышек, средств открытия, прижима и фиксации их в закрытом положении на торцах резервуаров, соединенными со средством управления, и привод поворота крышек, имеющий уравновешивающий груз.
Недостатками вышеуказанного технического решения являются низкая надежность, обусловленная значительной длиной средств соединения (троса) крышек с грузами - приводами; значительные усилия на фиксаторы открытого положения крышек (ограничитель поворота), так как мала база восприятия ударного импульса от открывающего усилия, возникающая от потока огнегасящей жидкости (воды) при ее сбросе на очаги пожаров на земной поверхности, а так же отсутствие возможности сбалансирования поворотной системы относительно осей поворота крышек и сложность расфиксации открытого положения крышек.
Наиболее близкой к предложенной по своей технической сущности и достигаемому эффекту является известная из патента Российской Федерации №2033828, кл.7 В 64 D 1/16, 1991 г. съемная оснастка транспортных летательных аппаратов преимущественно для тушения пожаров с воздуха, содержащая размещаемую в грузовом отсеке последнего и прикрепляемую посредством инвентарной швартовочной системы к силовому полу грузового отсека опору с установленной на ней расходной емкостью, приспособление для заливки и слива огнегасящей жидкости, дистанционную систему управления сбросом огнегасящей жидкости на очаги пожаров и распределительное приспособление для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара на земной поверхности в виде направляющего лотка, монтируемого на откидном загрузочном люке грузового отсека.
Недостатками этой оснастки являются большая трудоемкость и длительность монтажа и демонтажа установки для тушения пожаров с воздуха в грузовой кабине летательного аппарата тяжелее воздуха, большая трудоемкость работы обслуживающего персонала и возможность смещения центра тяжести летательного аппарата тяжелее воздуха при сбросе огнегасящей жидкости.
Задачами предлагаемого изобретения являются обеспечение возможности использования предлагаемой съемной оснастки транспортных летательных аппаратов преимущественно для тушения пожаров с воздуха в качестве быстросъемного инвентарного оборудования транспортных летательных аппараты тяжелее воздуха большой грузоподъемности, имеющих грузовые отсеки с хвостовыми люками; снижение трудоемкости работы обслуживающего персонала и обеспечение удобства эксплуатации съемной оснастки.
Указанные задачи достигаются тем, что съемная оснастка транспортных летательных аппаратов преимущественно для тушения пожаров с воздуха, содержащая размещаемую в грузовом отсеке последнего и прикрепляемую посредством инвентарной швартовочной системы к силовому полу грузового отсека опору с установленной на ней расходной емкостью, приспособление для заливки и слива огнегасящей жидкости, дистанционную систему управления сбросом огнегасящей жидкости на очаги пожаров и распределительное приспособление для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара на земной поверхности в виде направляющего лотка, монтируемого на откидном загрузочном люке грузового отсека, снабжена вспомогательными опорами, устанавливаемыми в грузовом отсеке вдоль его продольной оси последовательно с основной опорой, дополнительными расходными емкостями, соосными с основной расходной емкостью, и дополнительными приспособлениями для заливки и слива огнегасящей жидкости, основная и вспомогательные опоры выполнены в виде опертых на пневмокатки и имеющих размещаемые в гнездах силового пола клинообразных фиксаторов тележек, каждая установленная на одной из них, расходная емкость выполнена составной из параллельных, симметричных относительно продольной оси трубчатых секций, полости которых сообщаются через перепускные клапана с атмосферой, каждое из приспособлений для заливки и слива огнегасящей жидкости - составным из охватываемых стяжным хомутом, закрепленных на смежных торцах соосных трубчатых секций и контактирующих друг с другом эквидистантными коническими поверхностями передней внутренней с поворотной заслонкой и задней наружной частей, при этом направляющий лоток для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара на земной поверхности выполнен телескопическим из неподвижной опорной и охватываемой последней распределительной в виде веера, образованного поворотными в горизонтальной плоскости относительно друг друга на угол в 1-150°, оппозитными правой и левой стенками, горизонтальные полки которых связаны друг с другом посредством контактирующих с ними промежуточными секторных элементов, частей, причем длина L и ширина S каждой расходной емкости меньше длины Т и ширины N грузового отсека соответственно в 3,4-3,8 и 1,05-1,2 раз, длина L1 каждой трубчатой секции расходных емкостей превышает ее внутренний диаметр d 4,7-5,5 раз.
Кроме того, съемная оснастка транспортных летательных аппаратов преимущественно для тушения пожаров с воздуха может быть снабжена установленными в секциях основной и дополнительных трубчатых расходных емкостей сигнализаторами уровня огнегасящей жидкости и клапанами перелива последней, счетно-решающим устройством, выдающим команды ее исполнительным механизмам, емкостью для химических реагентов и механизмом дозирования для подачи их в секции основной и дополнительных трубчатых расходных емкостей, швартовочная система - быстроразъемными замками и может быть выполнена составной из отдельных секций, каждая из которых фиксирует в заданном положении соответствующую тележку, при этом каждая секция трубчатых расходных емкостей - из полимерного материала, а каждая секция основной трубчатой расходной емкости - в виде сегмента тора, внутренний диаметр d которого меньше радиуса R его кривизны в 3-8 раз, при этом передний торец каждого трубчатого сегмента тора расположен выше его заднего торца на величину h, равную 0,5-1,2 его внутреннего диаметра d.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображен общий вид съемной оснастки транспортных летательных аппаратов преимущественно для тушения пожаров с воздуха, установленной в грузовом отсеке транспортного летательного аппарата; на фиг.2 - вид в плане на фиг.1 с на направляющий лоток для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара с развернутой приводной выдвижной распределительной частью; на фиг.3 - разрез по А-А на фиг.2; на фиг.4 - вид сбоку на основную трубчатую расходную емкость; на фиг.5 - вид сбоку на дополнительную трубчатую расходную емкость; на фиг.6 - вид сверху на направляющий лоток для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара с развернутой на угол приводной выдвижной распределительной частью; на фиг.7 - вид по стрелке по В на фиг.6 в увеличенном масштабе
Съемная оснастка транспортных летательных аппаратов преимущественно для тушения пожаров с воздуха состоит из установленных последовательно на тележках 1 основной и дополнительных, соосных последней, расходных емкостей. Каждая тележка 1 оперта на силовой пол 2 грузового отсека 3 с откидным загрузочным люком 4 транспортного летательного аппарата посредством пневмокатков 5 с регулируемым в них давлением воздуха, клиновых фиксаторов 6, размещенных в гнездах 7 силового пола 2 грузового отсека 3, и соединена с быстроразъемными замками (на чертежах условно не показанными инвентарной швартовочной системы (на чертежах условно не показанной) грузового отсека 3 транспортного летательного аппарата. Каждая расходная емкость выполнена составной из симметричных относительно продольной оси грузового отсека 3 трубчатых секций 8, сообщающихся с атмосферой через выравнивающие давление в полостях 9 трубчатых секций 8 перепускные клапана 10. На смежных торцах соосных трубчатых секций 8 расходных емкостей закреплены соответственно охватываемые стяжным хомутом 11 и контактирующие друг с другом эквидистантными коническими поверхностями передняя внутренняя 12 с поворотной заслонкой 13, изолирующей друг от друга полости 9 смежных трубчатых секций 8 расходных емкостей, и задняя наружная 14 части одного из приспособлений для заливки и слива огнегасящей жидкости.
Направляющий лоток выполнен телескопическим из неподвижной опорной 15 и охватываемой последней приводной подвижной распределительной в виде веера, образованного поворотными в горизонтальной плоскости относительно друг друга на угол в 1-150° оппозитными правой 16 и левой 17 стенками, горизонтальные полки 18 которых связаны друг с другом посредством контактирующих с ними промежуточными секторных элементов 19, частей. В кабине пилотов размещен пульт управления дистанционной системы управления сбросом огнегасящей жидкости на очаги пожаров (на чертежах не показана). Длина L и ширина S каждой расходной емкости меньше длины Т и ширины N грузового отсека 3 соответственно в 3,4-3,8 и 1,05-1,2 раз, причем длина L1 каждой трубчатой секции 8 расходных емкостей превышает ее внутренний диаметр d 4,7-5,5 раз. Секции 8 основной трубчатой расходной емкости могут быть так же выполнены в виде сегментов 20 тора. Внутренний диаметр d тора меньше радиуса R его кривизны в 3-8 раз, а передний торец каждого трубчатого сегмента 20 тора расположен выше его заднего торца на величину h, равную 0,5-1,2 его внутреннего диаметра d.
Работает съемная оснастка транспортных летательных аппаратов преимущественно для тушения пожаров с воздуха следующим образом. При необходимости использования для тушения пожаров с воздуха транспортных летательных аппаратов повышенной грузоподъемности, например Ан-124 с грузоподъемностью в 150 тонн, в грузовой отсек 3 последнего, предварительно открыв откидной загрузочный люк 4, поочередно вкатывают тележки 1 с установленными на них соответственно основной и дополнительными расходными емкостями. Каждую тележку 1 после ее вкатывания в грузовой отсек 3 закрепляют на его силовом полу 2 с использованием инвентарной швартовочной системы и клинообразных фиксаторов 6 тележки 1, которые размещаются в гнездах 7 силового пола 2 грузового отсека 3 при снижение рабочего давления в пневмокатках 5 тележек 1.
В процессе вкатывания в грузовой отсек 3 тележек 1 в установленные на передних торцах трубчатых секций 8 дополнительных расходных емкостей задние наружные 14 части приспособлений для заливки и слива огнегасящей жидкости вводят до контакта эквидистантными коническими поверхностями закрепленные на каждом из задних торцов трубчатых сегментов 20 и трубчатых секций 8 соответственно основной и дополнительных расходных емкостей передние внутренние 12 части этих же приспособлений для заливки и слива огнегасящей жидкости и фиксируют контакт эквидистантных конических поверхностей стяжными хомутами 11. Установленные в грузовом отсеке 3 последовательно вдоль его продольной оси тележек 1 соединения трубчатых сегментов 20 основной расходной емкости с соосными с ними трубчатыми секциями дополнительных расходных емкостей фиксируют в этом положение инвентарной швартовочной системой грузового отсека 3 транспортного летательного аппарата. После чего на откидной загрузочный люк 4 монтируют направляющий лоток для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара на земной поверхности и устанавливают в кабине пилотов дистанционную систему управления сбросом огнегасящей жидкости на очаги пожаров (на чертежах условно не показана), соединяя последнюю при этом с приводами (на чертежах условно не показаны) поворотных заслонок 13 и охватываемой неподвижной опорной 15 частью подвижной распределительной в виде веера частью направляющего лотка для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара на земной поверхности. По окончании установки съемной оснастки транспортных летательных аппаратов преимущественно для тушения пожаров с воздуха основную и дополнительные расходные емкости подключают через, соединяют через приспособления для заливки и слива огнегасящей жидкости с наземной системой их заправки (на чертежах условно не показана) и заливают огнегасящую жидкость в полости 9 расходных емкостей. Заправленные расходные емкости отсоединяют от наземной системы их заправки, изолируют друг друга приводными заслонками 13 и закрывают откидной загрузочный люк 4 грузового отсека 3. После чего, получив команду на сброс огнегасящей жидкости на очаг пожара на земной поверхности, заправленный транспортный летательный аппарат взлетает, и по достижении зоны сброса открывают откидной загрузочный люк 4 грузового отсека 3. Затем выдвигают в рабочее положение подвижную распределительную в виде веера часть направляющего лотка для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара на земной поверхности, и по достижении точки сброса огнегасящей жидкости ее сбрасывают, открыв поворотные заслонки 13. После сброса огнегасящей жидкости подвижную распределительную в виде веера часть направляющего лотка для сброса огнегасящей жидкости на очаги пожара на земной поверхности перемещают в исходное положение и закрывают откидной загрузочный люк 4 грузового отсека 3, транспортный летательный аппарат возвращается на аэродром для его повторной заправки огнегасящей жидкостью.
Промышленная применимость
Съемная оснастка транспортных летательных аппаратов преимущественно для тушения пожаров с воздуха может быть использована для тушения пожаров, естественного полива богарных земель в сельском хозяйстве, для борьбы со смогом над промышленными городами, с химическим отравлением воздуха, увеличения количество отрицательных аэроионов в воздухе.
Класс B64D1/16 сбрасывание порошкообразных, жидких или газообразных веществ, например для борьбы с пожарами