способ термической обработки катков гусеничных машин

Классы МПК:C21D9/34 бандажей; ободьев колес 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Чебоксарский завод промышленных тракторов" (ОАО "Промтрактор") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-04-21
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу термообработки опорных и поддерживающих катков из сложнолегированных улучшаемых сталей. Сущность изобретения состоит в том, что катки нагревают в печи до закалочной температуры 850-870°С в течение 1,5-2 часов, затем проводят интенсивное дифференцированное охлаждение водой рабочих поверхностей в течение 1,5 минут для закалки на мартенсит (твердость на поверхности HRCспособ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035953, на глубине h=20 мм, HRCспособ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035945), уменьшение интенсивности охлаждения для получения твердости на внутренней поверхности способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035940 HRC, низкий отпуск 180±10°С и последующий отпуск токами высокой частоты внутренней поверхности до температуры 600-650°С, со скоростью 4-6°С/сек на глубину 10-15 мм для получения твердости способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035930 HRC. Закалка рабочих поверхностей катка на высокую твердость и большую глубину позволит повысить их износостойкость и долговечность в 1,5-2 раза, а низкая твердость внутренней поверхности, подвергаемая окончательной механической обработке, даст возможность использовать обычный режущий инструмент без предъявления к нему повышенных требований по стойкости. 2 ил.

способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 2240359

способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 2240359 способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 2240359

Формула изобретения

Способ термической обработки катков гусеничных машин, включающий нагрев катка до закалочной температуры, дифференцированное спрейерное охлаждение рабочих поверхностей и последующий низкий отпуск, отличающийся тем, что отпуску токами высокой частоты подвергают внутреннюю поверхность катка до температуры 600-650°С, со скоростью 4-6°С/с на глубину 10-15 мм с одновременным подстуживанием закаленных рабочих поверхностей, до получения твердости способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035930 HRC на внутренней поверхности катка.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способу термообработки опорных и поддерживающих катков из сложнолегированных улучшаемых сталей.

Техническим результатом изобретения является повышение износостойкости и долговечности катков гусеничных машин в 1,5-2 раза.

Сущность изобретения состоит в том, что катки подвергаются объемной термообработке - нагрев в печи до температуры 850-870°С в течение 1,5-2 часов, затем производится интенсивное дифференцированное охлаждение водой рабочих поверхностей в кольцевом спрейере со скоростью, близкой к критической скорости закалки на мартенсит, в течение 1,5 минут для получения твердости на поверхности катка способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035953 HRC, а на глубине h=20 мм, HRC способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035945, далее происходит снижение интенсивности охлаждения в 2-3 раза с целью исключения сквозного прокаливания и получения на внутренней поверхности катка твердости способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035940HRC. Затем каток подвергается низкому отпуску 180±10°С в течение 3 часов для снятия остаточных напряжений.

Учитывая, что внутренние поверхности катка подвергаются последующей механической обработке (расточка, сверловка и нарезка резьбы), для получения удовлетворительной обрабатываемости и экономии режущего инструмента данная поверхность подвергается отпуску ТВЧ при температуре 600-650°С в течение 3-4 минут для обеспечения твердости способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035930 HRC, при этом рабочие закаленные поверхности подстуживаются специальным спрейером для исключения нагрева их более чем на 200°С.

Известен способ упрочнения рабочих поверхностей катков токами высокой частоты на глубину hспособ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035915 мм и твердостью HRCспособ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035953 (Демичев А.Д. Поверхностная закалка индукционным способом. - Л.: Машиностроение, 1990 (Библиотечка высокочастотника-термиста, вып.2)).

Недостатком данного способа является невозможность получения заданной глубины закаленного слоя (HRCспособ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035945 на глубине 20 мм), перегрев поверхностных слоев при нагреве ТВЧ и, как следствие, повышенный износ детали в эксплуатации. Наиболее близким аналогом к изобретению является способ термической обработки стальных колес, включающий нагрев до температуры аустенизации, выдержку, дифференцированное охлаждение обода водой и отпуск при температуре 300±50°С (см. патент РФ №2124056, MПК C 21 D 9/34).

Использование данного способа для целей упрочнения катков не представляется возможным, т.к. не обеспечивает заданных технический условий (твердость на рабочей поверхности HRCспособ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035953, на глубине h=20 мм HRCспособ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035945, а на внутренней поверхности катка способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035930 HRC).

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении износостойкости и долговечности, т.е. повышении ресурса катков в 1,5-2 раза.

Для достижения технического результата заявляется способ закалки катков, включающий объемную термообработку с дифференцированным спрейерным охлаждением рабочих поверхностей, низкий отпуск для снятия остаточных напряжений и отпуск ТВЧ внутренней поверхности катка с целью снижения твердости.

Пример осуществления способа

Опорные и поддерживающие катки, изготовленные из сложнолегированной стали, устанавливают по одному в оправку, подвергают нагреву в печи до закалочной температуры 850-870°С в течение 1,5-2 часов.

Конструктивно оправка выполнена таким образом, чтобы исключить попадание охлаждающей воды во внутреннюю полость катка. Затем деталь вместе с оправкой перемещают в кольцевой спрейер, подают охлаждающую воду под давлением 3-4 атм. через систему отверстий диаметром 2 мм на рабочую поверхность катка в течение 1,5 мин. При этом на рабочей поверхности образуется мартенситная структура с твердостью способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035953 HRC, а на глубине h=20 мм твердость способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035945 HRC (фиг.1).

Для исключения сквозного прокаливания и получения возможно минимальной твердости на внутренней поверхности снижают интенсивность спрейерного охлаждения за счет уменьшения давления воды. Такая схема дифференцированного охлаждения позволяет охлаждать еще незакаленные внутренние участки детали со скоростью ниже критической и обеспечить твердость не более 40 HRC, а также исключить снижение твердости уже закаленных рабочих участков за счет внутреннего тепла. Для снятия остаточных напряжений после закалки деталь подвергается низкому отпуску 180±10°С в течение 3-х часов. Затем для улучшения механической обрабатываемости внутренние участки катка подвергают нагреву токами высокой частоты (ТВЧ) до температуры 600-650°С, со скоростью нагрева - 4-6°С/сек, на глубине 10-15 мм и поддержанием заданной температуры в течение 3-4 минут. Нагрев с большей скоростью не допустим, т.к. возможно образование трещин вследствие больших внутренних напряжений, вызванных резким перепадом температур по сечению детали.

Нагрев производится специальным индуктором 1 на высокочастотной установке с питающей частотой тока f=2,4 кГц, мощность нагрева 30-40 кВт. При этом закаленные рабочие поверхности катка с твердостью способ термической обработки катков гусеничных машин, патент № 224035953 HRC охлаждаются подстуживающим спрейером 2 для исключения их нагрева выше 200°С и не допустимого снижения твердости (фиг.2).

Такой высокочастотный отпуск позволит снизить твердость внутренней поверхности катка до величины не более 30 HRC на глубину 10-15 мм, что конструктивно приемлемо и позволит производить окончательную механическую обработку (расточка, глубокое сверление, нарезка резьбы) без предъявления к режущему инструменту повышенных требований по стойкости.

Класс C21D9/34 бандажей; ободьев колес 

обработка железнодорожных колес -  патент 2495144 (10.10.2013)
способ упрочнения локомотивных и вагонных колес -  патент 2454469 (27.06.2012)
способ термической обработки железнодорожных колес -  патент 2451093 (20.05.2012)
способ упрочнения железнодорожных колес и железнодорожное колесо с упрочненной рабочей поверхностью -  патент 2430166 (27.09.2011)
способ и устройство для плазменной обработки тела вращения -  патент 2401310 (10.10.2010)
способ лазерной обработки поверхности катания и гребня железнодорожных колесных пар -  патент 2389805 (20.05.2010)
способ термического упрочнения железнодорожных колес -  патент 2353672 (27.04.2009)
устройство для охлаждения и обработки нагретых деталей, имеющих форму тел вращения, из металлических материалов, таких, как сталь, и способ охлаждения и обработки нагретых деталей -  патент 2277132 (27.05.2006)
способ восстановления работоспособности колёс рельсового транспорта -  патент 2222613 (27.01.2004)
полуавтомат для индукционной закалки ободов зубчатых -  патент 2207385 (27.06.2003)
Наверх