толщиномер для контроля размеров корпусов букс грузовых вагонов
Классы МПК: | G01B5/02 для измерения длины, ширины или толщины G01B21/08 для измерения толщины |
Автор(ы): | Зыков Ю.В. (RU), Дмитриев В.П. (RU), Смольянинова И.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Уральское отделение Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения Российской Федерации" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-07-17 публикация патента:
20.11.2004 |
Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано на вагоноремонтных предприятиях при комплектации колесных пар тележек грузовых вагонов. Сущность: толщиномер содержит основание 1 с неподвижными опорами 2. На основании с обеих сторон симметрично нанесены гравировкой метрические деления линеек, по которым перемещаются втулки 4 измерительных опор 5. На левой подвижной втулке закреплена измерительная линейка 7. При измерении корпуса буксы лапки 6 упираются в опорные поверхности. С линеек считываются абсолютные значения ширины буксы по опорным поверхностям. Технический результат: повышение эффективности процесса измерения букс за счет одновременного определения абсолютных значений толщины стенок корпусов букс вагона с обеих сторон и ширины корпуса. 2 ил.
Формула изобретения
Толщиномер для контроля размеров корпусов букс вагонов, содержащий основание с закрепленными на нем неподвижными опорами, служащими для установки толщиномера на корпусе буксы, отличающийся тем, что на основании установлены две подвижные опоры, имеющие втулки, и нанесены гравировкой симметрично метрические линейки, позволяющие одновременно определять толщины стенок корпусов букс с обеих сторон, на втулке левой подвижной опоры жестко закреплена измерительная линейка, позволяющая определять ширину корпусов букс между опорными поверхностями подвижных опор.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано на вагоноремонтных предприятиях при комплектации колесных пар тележек грузовых вагонов.
Известен прибор кронциркуль для измерения толщины стенок корпусов букс вагонов в виде ножниц, которым производят замеры, поочередно, с левой и правой стороны буксы. Недостатком прибора кронциркуля является необходимость производить два замера с двух сторон одного корпуса буксы.
Известен шаблон непроходной, которым проверяется ширина корпуса буксы. Недостатком шаблона является невозможность определения абсолютного значения ширины корпуса буксы.
Техническая задача - создание средства измерения, позволяющего одновременно определить абсолютные значения толщины стенок корпусов букс вагона с обеих сторон и ширину корпуса.
Техническая задача достигается тем, что в измерительном приборе толщиномере, содержащем основание с закрепленными на нем неподвижными опорами, предназначенными для установки толщиномера в посадочное отверстие корпуса буксы для подшипников, определение абсолютных значений размеров толщины стенок корпуса буксы с левой и правой сторон осуществляется одновременно двумя подвижными измерительными опорами и отсчет размера ширины корпуса буксы - измерительной линейкой, прикрепленной к левой подвижной опоре.
На фиг.1 схематично показан предлагаемый толщиномер, установленный в корпус буксы, общий вид; на фиг.2 - вид сверху.
Толщиномер состоит из основания 1, выполненного из стального прутка с закрепленными на нем неподвижными опорами 2. На основании 1 с обеих сторон симметрично нанесены гравировкой метрические деления линейки 3. Втулки 4 подвижных измерительных опор 5 свободно перемещаются по основанию 1 от крайних положений к середине до упора лапок 6 в корпус буксы. Измерительная линейка 7 жестко закреплена на левой подвижной втулке 4. С обеих сторон основания 1 ввернуты заглушки 8, ограничивающие движение втулок 4 подвижных измерительных опор 5 в крайних положениях.
Предлагаемым толщиномером производят измерения корпуса буксы вагона следующим образом.
Устанавливают толщиномер на корпус буксы (заштрихована на фиг.1 и 2), вставляя неподвижные опоры 2 вдоль посадочной поверхности для подшипников до упора конусной частью неподвижных опор 2 в фаску торца корпуса буксы. Втулки 4 подвижных измерительных опор 5 перемещают на основании 1 от крайних положений к средине вдоль метрических линеек 3 до упора лапок 6 в вертикальные направляющие корпуса бусы. Считывание показаний размеров ВЛ и ВП (соответствующие толщинам стенок корпуса буксы слева и справа) (см. фиг.1) производится по метрическим линейкам 3, а показание размера А (соответствующее ширине корпуса буксы) (фиг.1) - по шкале измерительной линейки 7. После завершения измерений втулки 4 подвижных измерительных опор 5 сдвигают по основанию 1 в крайние положения к заглушкам 8 и толщиномер снимают с корпуса буксы.
Использование предлагаемого толщиномера позволяет повысить эффективность процесса измерения корпусов букс за счет совмещения трех операций в одну.
Источники информации
Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками 3-ЦВРК. Введены в действие с 01.04.2001 г., изд. Москва, 2001 г.
Класс G01B5/02 для измерения длины, ширины или толщины
Класс G01B21/08 для измерения толщины