устройство для разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-05-26
публикация патента:

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Устройство для разрушения ледяного покрова состоит из подводного судна, способного двигаться подо льдом с резонансной скоростью. В носовой оконечности корпуса судна установлен охлаждающий элемент. Достигается повышение эффективности разрушения льда. 1 ил.

устройство для разрушения ледяного покрова, патент № 2241634

устройство для разрушения ледяного покрова, патент № 2241634

Формула изобретения

Устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, способного двигаться подо льдом с резонансной скоростью, отличающееся тем, что в носовой оконечности судна на ее поверхности установлен охлаждающий элемент.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток: ИАПУ ДВО РАН, 1993, с.44).

Известно техническое решение (2. Козин В.М., Онищук А.В. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна. ПМТФ. - Новосибирск: Наука, 1994, № 2, с.78-91), в котором предлагается разрушать ледяной покров устройством в виде подводного судна, возбуждающего во льду изгибно-гравитационные волны при его движении с резонансной скоростью Vp, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальна.

Недостатком устройства является недостаточная амплитуда возбуждаемых им ИГВ, т.е. его ледоразрушающая способность.

Сущность изобретения заключается в разработке устройства, увеличивающего амплитуду ИГВ, возбуждаемых при поступательном движении подводного судна.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, способного двигаться подо льдом с резонансной скоростью.

Отличительные: в носовой оконечности корпуса судна установлен охлаждающий элемент в виде теплообменного аппарата, который подключен к компрессору холодильной машины, расположенной внутри корпуса судна.

Известно (3. Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. - Л.: Судостроение, 1998, с.288), что с ростом степени турбулентности пограничного слоя судна увеличивается вязкостное сопротивление, в частности, сопротивление формы. В свою очередь, сопротивление формы влияет на распределение давления воды по поверхности корпуса судна, которое определяет величину волнового сопротивления, т.е. увеличение сопротивления формы увеличивает высоту возбуждаемых волн (см. [3], с.116).

Общеизвестно, что с понижением температуры вязкость жидкости растет, что увеличивает как внутренние силы трения, так и силы трения на поверхности обтекаемого тела. В свою очередь, это при прочих равных условиях увеличивает степень турбулентности пограничного слоя.

Для охлаждения воды, контактирующей с поверхностью корпуса судна, т.е. в пограничном слое, может быть использовано известное холодильное оборудование (4. Улейский Н.Т. Холодильное оборудование. Учебное пособие для сред. спец. учеб. зав. - М.: Феникс, 2000, с.318 ), состоящее из теплообменного аппарата, подключенного к компрессору холодильной машины.

Изобретение поясняется чертежом и осуществляется следующим образом.

Устройство для разрушения ледяного покрова 1 состоит из подводного судна 2, способного двигаться подо льдом 1 с резонансной скоростью Vp. В носовой оконечности 3 судна 2 на ее поверхности установлен охлаждающий элемент 4, выполненный в виде теплообменного аппарата, который подключен к компрессору холодильной машины 5, расположенной внутри корпуса судна 2.

Если высота ИГВ 6, возбуждаемых от движения судна со скоростью Vp окажется недостаточной для разрушения льда, то во время движения судна включают холодильную машину 5. Охлаждающий элемент 4 начнет охлаждать забортную воду, контактирующую с поверхностью корпуса судна в его носовой оконечности 3. В результате в процессе его движения вся поверхность судна будет обтекаться более холодной, чем в известном решении [2], водой. Это увеличит степень турбулентности пограничного слоя 7 и приведет к росту амплитуды ИГВ 6 до амплитуды ИГВ 8, что, в свою очередь, повысит эффективность разрушения льда.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх