способ получения высокооктанового бензина с низкими содержаниями ароматических углеводородов, серы и непредельных углеводородов
Классы МПК: | C10G59/00 Обработка бензино-лигроиновых фракций только путем двух или более процессов риформинга или путем по крайней мере одного процесса риформинга и по крайней мере одного процесса, не изменяющего существенно интервал кипения бензино-лигроиновой фракции |
Автор(ы): | Липерт Ю.И. (RU), Евсеев В.В. (RU), Двинин В.А. (RU), Хлытчиев А.И. (RU), Алексеев Ю.А. (RU), Жуков Н.Д. (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Краснодарнефтехим" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-05-05 публикация патента:
10.12.2004 |
Использование: нефтехимия. Сущность: проводят смешение продуктов риформинга с концентратами легких изопарафиновых углеводородов, при этом 0,2-0,75 массовых частей продуктов риформинга подвергают гидрированию или гидрированию и изомеризации, фракционированию продуктов гидрирования или риформинга, или смеси продуктов гидрирования и продуктов риформинга с выделением фракции 90°С-КК и последующего смешения компонентов в массовом соотношении: фракция 90°С-КК : концентрат изопарафиновых углеводородов : продукты риформинга или гидрирования или гидрирования и изомеризации, равном 15-55:5-40:15-65. Технический результат: получение высокооктанового автобензина улучшенного качества. 3 з.п. ф-лы, 4 табл.
Формула изобретения
1. Способ получения высокооктанового бензина с низким содержанием ароматических углеводородов, серы и непредельных соединений путем смешения продуктов риформинга с концентратами легких изопарафиновых углеводородов, отличающийся тем, что 0,2-0,75 мас.ч. продуктов риформинга подвергают гидрированию или гидрированию и изомеризации, фракционированию продуктов гидрирования или риформинга или смеси продуктов гидрирования и продуктов риформинга с выделением фракции 90°С-КК и последующего смешения компонентов в массовом соотношении фракция 90°С-КК: концентрат изопарафиновых углеводородов: продукты риформинга или гидрирования или гидрирования и изомеризации, равном 15-55: 5-40: 15-65.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидрирование или гидрирование и изомеризацию продуктов риформинга осуществляют при температуре 150-350°С, давлении 1,5-5,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-5,0 ч-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа 500-2000 нм3/м 3 сырья в присутствии катализатора.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве концентрата изопарафиновых углеводородов используют продукты каталитической изомеризации углеводородов С5-С6 или выделенную из прямогонного гидроочищенного бензина ректификацией изопентановую фракцию с содержанием основного углеводорода не менее 85 мас.%.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве дополнительного компонента для приготовления бензина может быть использована фракция НК-90°С продуктов разделения, и/или бензиновая фракция продуктов гидрокрекинга, или кислородсодержащее соединение, или смесь кислородсодержащих соединений при их массовом содержании на всю смесь компонентов 3-20%.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к получению высококачественных бензинов и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Известен способ получения экологически чистых высокооктановых автомобильных бензинов (Прокофьев К.В., Котов С.В., Федотов Ю.И. - Химия и технология топлив и масел, 1998, №1, с.3-6) путем смешения следующих компонентов: бензиновых фракций прямой перегонки, каталитического крекинга, каталитического риформинга, коксования, гидрокрекинга, изомеризата, димеризата, алкилата, бутанов и метил-трет-бутилового эфира.
Недостатком этого способа является высокое содержание ароматических углеводородов (29-32 об.%), в том числе бензола (1,4-1,5 об.%), непредельных углеводородов (13-15 об.%) и серы (0,03-0,04 мас.%).
Известен способ получения высокооктановых автомобильных бензинов (Дюрик Н.М., Князьков А.Л. и др. Нефтепереработка и нефтехимия, 2001, №6, с.9-12) путем смешения алкилата, бензина каталитического крекинга, стабильных продуктов риформинга, изопентана, газового и прямогонного бензинов, метилтретбутилового эфира. Недостатком данного способа является высокое содержание в бензине ароматических углеводородов (35-40 об.%), в том числе бензола (0,7-1,2 об.%), непредельных соединений (4,5-10 об.%) и серы (0,05-0,1 мас.%).
Наиболее близким по технической сущности является способ получения высокооктанового автомобильного бензина (патент РФ №2107087, В 01 D 3/14-3/16, 1999 г.) путем смешения изопентановой фракции со стабильными продуктами риформинга, изомеризатом и кислородсодержащим соединением. Недостатком данного способа является высокое содержание в получаемом бензине ароматических углеводородов (36,0-48,0 об.%), в том числе бензола (3,5-5,0 об.%) и узкий ассортимент компонентов для получения высокооктанового бензина.
Предлагаемый способ получения высокооктанового бензина с низким содержанием ароматических углеводородов, серы и непредельных углеводородов включает гидрирование или гидрирование и изомеризацию 0,2-0,75 массовых частей продуктов риформинга, фракционирование продуктов гидрирования или риформинга, или смеси продуктов гидрирования и продуктов риформинга с выделением фракции 90°С-КК и последующее смешение фракции 90°С-КК с концентратом изопарафиновых углеводородов С5-С6 или C5 и продуктами риформинга или гидрирования или гидрирования и изомеризации в массовом соотношении, равном (15-55):(5-40):(15-65).
При этом гидрирование или гидрирование и изомеризацию продуктов риформинга осуществляют при температуре 150-350°С, давлении 1,5-5,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-5 ч -1, кратности циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) 500-2000 нм3/м3 сырья на катализаторе, содержащем платину и/или палладий, или никель на окиси алюминия или смеси окиси алюминия и цеолита типа морденит, а в качестве концентрата изопарафиновых углеводородов С5-С 6 используют продукты каталитической изомеризации углеводородов С5-С6 или выделенную из гидроочищенного бензина ректификацией изопентановую фракцию.
В качестве дополнительного компонента для приготовления высокооктанового автомобильного бензина может быть использована фракция НК-90°С продуктов разделения и/или бензиновая фракция продуктов гидрокрекинга, или кислородсодержащее соединение или смесь кислородсодержащих соединений при их массовом содержании 3-20% в готовом топливе.
Предложенный способ позволяет получать высокооктановый автомобильный бензин, который по содержанию ароматических углеводородов, непредельных углеводородов и серы находится на уровне или превосходит мировые стандарты и отвечает перспективным требованиям. Кроме того, при этом значительно увеличивается ассортимент компонентов, используемых для получения автобензинов и соответственно обеспечивается возможность получения автобензинов всех необходимых марок.
Отличительными признаками изобретения являются:
- гидрирование или гидрирование и изомеризация 0,2-0,75 массовых частей продуктов риформинга;
- фракционирование продуктов гидрирования или продуктов гидрирования и изомеризации или риформинга или их смеси с выделением фракции 90°С-КК;
- массовое соотношение компонентов при компаундировании автобензина.
Способ получения высокооктанового бензина с низким содержанием ароматических углеводородов, серы и непредельных углеводородов осуществляют следующим образом.
Из гидроочищенной прямогонной бензиновой фракции 28-180°С ректификацией выделяют фракции 28-70°С, 70-85°С и 85-180°С или фракции 28-35°С (изопентановую фракцию), 35-70°С, 70-85°С и 85-180°С. Фракцию 28-35°С подвергают изомеризации на платиносодержащем катализаторе при температуре 140-240°С, давлении 2,0-3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,0-2,0 ч-1, кратности циркуляции ВСГ 600-1500 нм3/м3 сырья с получением концентрата изомеров углеводородов С5-С 6. Полученный концентрат изомеров C5, С 6 или C5 (изопентановую фракцию) используют в качестве компонентов при приготовлении топлив.
Фракцию 85-180°С подвергают каталитическому риформингу. Часть полученных продуктов риформинга в количестве 0,2-0,75 массовых частей подвергают гидрированию или гидрированию и изомеризации на платино-, и/или палладий-, или никельсодержащем катализаторе (в качестве носителя окись алюминия или смесь окиси алюминия и цеолита типа морденит) при температуре 150-350°С, давлении 1,5-5,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-5,0 ч-1, кратности циркуляции ВСГ 500-2000 нм3/м3 сырья.
Из продуктов гидрирования или гидрирования и изомеризации или продуктов риформинга или смеси продуктов гидрирования или гидрирования и изомеризации и продуктов риформинга извлекают фракцию 90°С-КК, которую смешивают с концентратом изопарафиновых углеводородов С5,С 6 или C5 и продуктов гидрирования или риформинга в массовом соотношении (15-55):(5-40):(15-65).
Для приготовления автобензина могут быть использованы: фракция НК-90°С, и/или бензиновая фракция продуктов гидрокрекинга, кислородсодержащее соединение или смесь кислородсодержащих соединений при их массовом содержании в готовом топливе 3-20%.
Испытания проводили на пилотных установках ректификации и гидрогенизации проточного типа. Октановые числа полученным образцам бензина определяли по ГОСТ 8226-82 и 511-82, содержание ароматических углеводородов, в том числе бензола определяли методом газовой хроматографии по ГОСТ 29040-91, содержание непредельных углеводородов и серы определяли по ASTM D 1319-95 и ГОСТ 13380-81.
Предложенный способ иллюстрируют следующие примеры.
Пример 1.
Гидроочищенную бензиновую фракцию 28-180°С подвергают ректификации на колонне эффективностью 35 т.т. с выделением фракций: 28-70°С, 70-85°С и 85-180°С. Первую фракцию подвергают изомеризации, а последнюю с содержанием суммы н-гексана, бензола, метилциклопентана и циклогексана 1,7 мас.% - каталитическому риформингу. Изомеризацию осуществляют при температуре 140°С, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч -1 и кратности циркуляции ВСГ 1000 нм3/м 3 сырья на катализаторе, содержащем 0,3 мас.% платины на окиси алюминия. Риформинг осуществляют при температуре 460°С, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1 и кратности циркуляции ВСГ 2000 нм3/м3 сырья на катализаторе, содержащем 0,35 мас.% платины, 0,35 мас.% рения на окиси алюминия. Часть продуктов риформинга, равную 0,4 массовой доли, подвергают гидрированию в реакторе проточного типа на катализаторе, содержащем 0,6 мас.% платины на окиси алюминия при температуре 220°С, давлении 3,0 МПа, объемной подаче сырья 2,0 ч-1 и расходе водородсодержащего (75 об.% Н 5) газа 1500 нм3/м3 сырья (таблица 1). Продукты гидрирования подвергают ректификации в колонне эффективностью 30 т.т. с выделением фракции 90°С-КК. Качество компонентов приведено в таблице 2. Товарное топливо готовят путем смешения фракции 90°С-КК, изомеризата углеводородов С5, С6 и продуктов риформинга в массовом соотношении 20:38:42. Качество топлива приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 2.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что изомеризацию проводят при температуре 170°С, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1 и кратности циркуляции ВСГ 1500 нм 3/м3 сырья, а риформинг проводят при температуре 480°С, давлении 2,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч -1 и кратности циркуляции ВСГ 800 нм3/м 3 сырья. Условия проведения стадии гидрирования приведены в таблице 1. Гидрированию подвергают 0,4 массовых частей продуктов риформинга. Фракцию 90°С-КК выделяют из смеси продуктов гидрирования и риформинга, взятых в массовом соотношении 0,5:0,5. Качество полученных компонентов топлива приведены в таблице 2. Для получения товарного бензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5, С6 и продукты риформинга в массовом соотношении 55:25:20. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 3.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидроочищенную прямогонную фракцию НК-70°С фракционируют с выделением изопентановой фракции (концентрата изо-С5) на колонне эффективностью 45 т.т. Выделенная изопентановая фракция содержала 90 мас.% изопентана. Риформинг фракции 85-180°С проводят при температуре 520°С, давлении 1,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 5,0 ч-1 и кратности циркуляции ВСГ 1500 нм3/м3 сырья, Гидрированию и изомеризации подвергают 0,75 массовых частей продуктов риформинга в условиях, приведенных в таблице 1. Фракцию 90°С-КК выделяют из продуктов риформинга. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изопентановую фракцию (концентрат изо-С 5) и продукты гидрирования в массовом соотношении 15:20:65. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 4.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что изомеризацию углеводородов С5, С 6 проводят при температуре 240°С, давлении 2,8 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 ч-1 и кратности циркуляции ВСГ 600 нм3/м3 сырья. Гидрирование 0,6 массовых долей продуктов риформинга осуществляют в условиях, приведенных в таблице 1. Разделению подвергают продукты риформинга. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5, С6 и продукты гидрирования в массовом соотношении 30:5:65. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 5.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,3 массовых части продуктов риформинга в условиях, приведенных в таблице 1. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК продуктов гидрирования, изомеризат углеводородов C5, С6 и продукты риформинга в массовом соотношении 15:40:45. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 6.
Способ осуществляют по примеру 2 с той разницей, что гидрирование 0,47 массовых долей продуктов риформинга осуществляют в условиях, приведенных в таблице 1. Фракцию 90°С-КК выделяют из смеси продуктов гидрирования и риформинга, взятых в массовом соотношении 0,8:0,2. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5, С6 и продукты риформинга в массовом соотношении 35:30:35. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 7.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что фракцию 90°С-КК выделяют из смеси продуктов гидрирования и риформинга, взятых в массовом соотношении 0,2:0,8. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5, С 6 и продукты гидрирования в массовом соотношении 30:30:40. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 8.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что фракцию 90°С-КК выделяют из продуктов риформинга, а гидрированию подвергают 0,59 массовых долей продуктов риформинга. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5, С6 и продукты гидрирования в массовом соотношении 30:40:30. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 9.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,59 массовых долей продуктов риформинга, а фракцию 90°С-КК выделяют из смеси продуктов гидрирования и риформинга, взятых в массовом соотношении 0,5:0,5. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат С5, С6 и продукты гидрирования в массовом соотношении 48:37:15. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 10.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что в качестве концентрата изопарафиновых углеводородов берут изопентановую фракцию, содержащую 95,0 мас.% изопентана, а гидрированию подвергают 0,8 массовых долей продуктов риформинга. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изопентановую фракцию (концентрат изо-С5), продукты риформинга и бензиновую фракцию продуктов гидрокрекинга в массовом соотношении 55:5:20:20. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 11.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,53 массовых долей продуктов риформинга, разделению продукты риформинга, а компоненты топлива, качество которых приведено в таблице 2, смешивают в массовом соотношении: фракция 90°С-КК : изомеризат углеводородов С5, С6 : продукты гидрирования : бензиновая фракция продуктов гидрокрекинга, равном 25:30:40:5. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 12.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,72 массовых долей продуктов риформинга, а компоненты топлива качество которых приведено в таблице 2, смешивают в массовом соотношении: фракция 90°С-КК : изомеризат углеводородов С5, С6 : продукты риформинга : бензиновая фракция продуктов гидрокрекинга, равном 45:20:25:10. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 13.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,2 массовых долей продуктов риформинга, а продукты риформинга подвергают ректификации с выделением фракций 90°С-КК и НК-90°С. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5, С6, продукты гидрирования, фракцию НК-90°С, метил-трет-бутиловый эфир и третбутиловый спирт в массовом соотношении 35:30:15:17:1,5:1,5. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 14.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что фракции 90°С-КК и НК-90°С выделяют из смеси продуктов гидрирования и риформинга, взятых в массовом соотношении 0,5:0,5, а компоненты топлива, качество которых приведено в таблице 2, смешивают в массовом соотношении: фракция 90°С-КК : изомеризат углеводородов C 5, С6 : продукты риформинга : фракция НК-90°С : метил-трет-бутиловый эфир, равном 45:35:15:4:1. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 15.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,7 массовых долей продуктов риформинга, а фракции 90°С-КК и НК-90°С выделяют из смеси продуктов гидрирования и риформинга в соотношении 0,5:0,5. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5 , С6, продукты гидрирования, фракцию НК-90°С, метил-трет-бутиловый эфир в массовом соотношении 30:30:30:8:2. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 16.
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что смешивают компоненты топлива, качество которых приведено в таблице 2, в массовом соотношении: фракция 90°С-КК : изомеризат углеводородов C5, С6 : продукты риформинга : бензиновая фракция продуктов гидрокрекинга : фракция НК-90°С, равном 40:20:20:18:2. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 17 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что фракцию 90°С-КК выделяют из продуктов риформинга. Гидрированию подвергают 0,1 массовую часть продуктов риформинга. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5, С 6 и продукты гидрирования в массовом соотношении 60:30:10. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 18 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,8 массовых частей продуктов риформинга, а фракцию 90°С-КК выделяют из смеси продуктов гидрирования и риформинга, взятых в массовом соотношении 0,5:0,5. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изопентановую фракцию прямогонного бензина (концентрат изо-C5) с содержание изопентана 86 мас.% и продукты гидрирования в массовом соотношении 10:20:70. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 19 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,17 массовых долей продуктов риформинга. Качество полученных компонентов топлива приведено в таблице 2. Для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5, С6 и продукты риформинга в массовом соотношении 10:20:70. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 20 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,9 массовых долей продуктов риформинга, а для получения товарного автобензина смешивают компоненты, качество которых представлено в таблице 2, в массовом соотношении: фракция 90°С-КК : изомеризат углеводородов С 5, С6 : продукты риформинга, равном 60:30:10. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 21 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,65 массовых долей продуктов риформинга, фракцию 90°С-КК выделяют из продуктов риформинга, а для получения товарного автобензина смешивают компоненты, качество которых представлено в таблице 2, в массовом соотношении: фракция 90°С-КК : изомеризат углеводородов С5, С6 : продукты гидрирования, равном 15:45:40. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 22 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 21 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,35 массовых долей продуктов риформинга, фракцию 90°С-КК выделяют по примеру 1, а для получения товарного автобензина смешивают компоненты в массовом соотношении: фракция 90°С-КК : изомеризат углеводородов С5, С6 : продукты риформинга, равном 15:45:40. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 23 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 20 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,4 массовых долей продуктов риформинга, а для получения товарного автобензина смешивают компоненты в массовом соотношении: фракция 90°С-КК : изомеризат углеводородов С5, С6 : продукты риформинга, равном 32:3:65. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 24 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что гидрированию подвергают 0,35 массовых долей продуктов риформинга, а фракцию 90°С-КК выделяют из продуктов риформинга, а для получения товарного автобензина смешивают фракцию 90°С-КК, изомеризат углеводородов С5, С6 и продукты гидрирования в массовом соотношении 55:3:42. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 25 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что стадию гидрирования не проводят. Разделению подвергают продукты риформинга с выделением фракции 90°С-КК. Качество компонентов приведено в таблице 2. Топливо получают путем смешения фракции 90°С-КК, изомеризата С5, С6 и продуктов риформинга в массовом соотношении 15:40:45. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 26 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что стадии гидрирования и разделения продуктов риформинга не проводят. Качество компонентов приведено в таблице 2. Топливо получают путем смешения изомеризата С5, С6 и продуктов риформинга в массовом соотношении 37:63. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Пример 27 (сравнительный).
Способ осуществляют по примеру 1 с той разницей, что стадию разделения не проводят. Качество компонентов приведено в таблице 2. Топливо получают путем смешения изомеризата С5, С6 и продуктов гидрирования в массовом соотношении 33:67. Качество полученного товарного бензина приведено в таблицах 3 и 4.
Как видно из представленных данных, предложенный способ позволяет получать высокооктановый автобензин с низким (менее 30 об.%) содержанием ароматических углеводородов (в том числе бензола менее 1 об.%), непредельных углеводородов и серы. Качество полученного бензина отвечает не только действующим, но и перспективным требованиям стандартов. Однако достижение этих результатов возможно только при наличии и осуществлении стадии гидрирования или гидрирования и изомеризации 0,2-0,75 массовых частей продуктов риформинга, выделении фракции 90°С-КК из продуктов гидрирования, или риформинга, или их смеси, и заданном соотношении компонентов.
Так, при гидрировании только 0,1 массовой части продуктов риформинга (пример 17) появляется нехватка продуктов гидрирования и получаемый автобензин не отвечает действующим и перспективным требованиям из-за высокого содержания ароматических углеводородов. При гидрировании 0,9 массовых частей продуктов риформинга либо получаемый автобензин не отвечает требованиям по октановым характеристикам для высокооктановых топлив (пример 18), либо качество топлива отвечает требованиям (пример 20), но во всех случаях гидрирование значительной части (выше 0,75 массовой) продуктов риформинга сопряжено с неоправданными эксплуатационными затратами, следствием чего является снижение эффективности способа.
Большое значение имеет также соотношение компонентов. Так при увеличении содержания фракции 90°С-КК выше заявленного получаемое топливо не отвечает требованиям либо по содержанию ароматических углеводородов (пример 17), либо по фракционному составу (примеры 17 и 20). Последнее связано с тем, что у получаемых топлив до 100°С выкипает по 44 об.% против не менее 46 об.% по требованиям действующего и перспективного стандартов. Это связано с большой (60 мас.%) долей в топливах тяжелого компонента (90°С-КК), выкипающего выше 90°С.
Наоборот, уменьшение содержания фракции 90°С-КК ниже заявленного приводит либо к снижению октановых характеристик топлива ниже требований (пример 18), либо к ухудшению качества топлива по содержаниям ароматических углеводородов, в т.ч. бензола (пример 19).
Снижение ниже заявленного содержаний в смеси продуктов риформинга или гидрирования или гидрирования и изомеризации приводит либо к увеличению выше требуемого содержания ароматических углеводородов (пример 17), либо к ухудшению фракционного состава по выкипанию до 100°С (примеры 17 и 20). Напротив, при увеличении вышеназванных содержаний в смеси выше заявленного происходит либо ухудшение октановых характеристик топлива (пример 18), либо повышение выше требований содержаний ароматических углеводородов, в том числе бензола (пример 19).
Важным является и содержание в смеси концентратов изопарафиновых углеводородов.
Так при повышении их содержаний в смеси выше заявленного ухудшаются октановые характеристики, определяемые по исследовательскому методу (пример 21), и фракционные составы по выкипанию до 70 и 100°С (примеры 21 и 22). Последнее объясняется тем, что изоконцентраты выкипают до 70°С, что оказывает большое влияние на фракционный состав получаемого топлива, особенно при их высоких содержаниях в смеси.
При снижении содержаний концентрата изопарафиновых углеводородов в смеси ниже заявленного происходит ухудшение качества топлив по содержанию ароматических углеводородов и по фракционному составу по выкипанию до 70 и 100°С (примеры 23 и 24). Следствием этого является ухудшение пусковых свойств топлива.
При исключении стадии гидрирования даже при близком к заявленной верхней границе содержание изомеризата С5, С6 в смеси (выше нельзя, так как топливо не будет отвечать требованиям по фракционному составу) получаемое топливо не отвечает перспективным требованиям по содержанию ароматических углеводородов (пример 25).
Исключение стадии разделения продуктов также создает трудности с получением качественного топлива или по содержанию ароматических углеводородов (пример 26), или по октановым характеристикам (пример 27). При этом исключается приготовление отвечающих перспективным требованиям топлив марок с октановыми числами по исследовательскому методу 95 и 98.
Бензин, приготовленный по способу-прототипу, имеет высокое содержание ароматических углеводородов.
Класс C10G59/00 Обработка бензино-лигроиновых фракций только путем двух или более процессов риформинга или путем по крайней мере одного процесса риформинга и по крайней мере одного процесса, не изменяющего существенно интервал кипения бензино-лигроиновой фракции