пробковый кран
Классы МПК: | F16K5/02 с пробками, имеющими конические поверхности; уплотнения для них |
Автор(ы): | Козлов М.Т. (RU), Шушков А.А. (RU), Котин А.П. (RU), Шушков А.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Поиск" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-04-07 публикация патента:
10.12.2004 |
Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к пробковым кранам, и предназначено для применения в системах поддержания пластового давления при добыче нефти. Пробковый кран включает корпус с проходными и центральными отверстиями и конусным седлом, конусную пробку с цилиндрическими участками, уплотнениями и приводным валом, подшипник качения, гайку и штурвал. Наружная поверхность конусной пробки со стороны меньшего основания имеет конусную проточку. В конусной проточке размещена вставка. Она выполнена в виде колокола с цилиндрической головкой и тремя стойками. Головка упирается в меньшее основание конусной пробки. Одни концы стоек жестко соединены с цилиндрической головкой. Свободные концы стоек, направленные в сторону большего основания, входят в шпоночные пазы. Последние выполнены в конусной пробке на участке, примыкающем к конусной проточке. Внутренняя конусная поверхность стоек охватывает поверхность конусной проточки, наружная контактирует с поверхностью седла. Конусная пробка снабжена пространственным уплотнением. Эти уплотнения расположены в кольцевой проточке и представляют собой выпуклые рамки из самоуплотняющихся манжет. Продольные участки манжет соединены неразъемно со стойками вставки и образуют с конусным седлом и пробкой кольцевые пространства. Вертикальная плоскость, проходящая через одну из стоек вставки, расположена симметрично относительно двух других. На наружной поверхности верхнего цилиндрического участка конусной пробки выполнен секторный паз на дуге 90° плюс диаметр штифта. Штифт установлен жестко в корпусе и взаимодействует с пазом выступающей частью. Изобретение направлено на повышение эксплутационной надежности пробкового крана. 7 ил.
Формула изобретения
Пробковый кран, включающий корпус с проходными и центральными отверстиями и конусным седлом, конусную пробку с цилиндрическими участками, уплотнениями и приводным валом, подшипник качения, гайку и штурвал, отличающийся тем, что наружная поверхность конусной пробки со стороны меньшего основания имеет конусную проточку, в которой размещена вставка, выполненная в виде колокола с цилиндрической головкой, упирающейся в меньшее основание конусной пробки, и тремя стойками, одни концы которых жестко соединены с цилиндрической головкой, а свободные концы, направленные в сторону большего основания, входят в шпоночные пазы, выполненные в конусной пробке на участке, примыкающем к конусной проточке, причем внутренняя конусная поверхность стоек охватывает поверхность конусной проточки, а наружная контактирует с поверхностью седла, конусная пробка снабжена пространственным уплотнением, расположенным в кольцевой проточке и представляющим собой выпуклые рамки из самоуплотняющихся манжет, продольные участки которых соединены неразъемно со стойками вставки и образуют с конусным седлом и пробкой кольцевые пространства, вертикальная плоскость, проходящая через одну из стоек вставки, расположена симметрично относительно двух других, на наружной поверхности верхнего цилиндрического участка конусной пробки выполнен секторный паз на дуге 90° плюс диаметр штифта, установленного жестко в корпусе и взаимодействующего с пазом выступающей частью.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области арматуростроения, в частности к пробковым кранам, применяемым в системах поддержания пластового давления при добыче нефти. Оно может также найти применение в трубопроводных системах других отраслей народного хозяйства.
Известен пробковый кран, состоящий из корпуса с проходными отверстиями, в гнездо которого вставлена коническая пробка с отверстием, крышка, через которую проходит регулирующий винт, и манжеты (1).
Недостатки устройства:
неудовлетворительная эксплутационная надежность ввиду того, что открытие и закрытие крана сопровождается возникновением кавитационного и ударного процессов, выводящих кран из строя;
высокая трудоемкость изготовления из-за наличия в конструкции деталей с высокими требованиями к их изготовлению;
значительные эксплуатационные расходы, обусловленные тем, что для их ремонта необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является пробковый кран, состоящий из корпуса с проходными и центральными отверстиями и конусным седлом, конусной пробки с цилиндрическими участками, уплотнениями и приводным валом, подшипника качения, гайки и штурвала (2).
Существенными недостатками устройства являются:
низкая эксплутационная надежность, обусловленная тем, что открытие и закрытие крана сопровождается сильным шумом, вибрацией и ударами, что в конечном итоге приводит к выкрашиванию уплотнительных манжет и эрозии металлических поверхностей;
большие эксплутационные расходы вследствие частой замены вышедших из строя кранов на новые или реставрированные.
Задачей изобретения является разработка конструкции пробкового крана, обладающего высокой эксплуатационной надежностью и низкими эксплутационными расходами.
Указанная задача решается предлагаемым устройством, включающим корпус с проходными и центральными отверстиями и конусным седлом, конусную пробку с цилиндрическими участками, уплотнениями и приводным валом, подшипник качения, гайку и штурвал.
Новым является то, что наружная поверхность конусной пробки со стороны меньшего основания имеет конусную проточку, в которой размещена вставка, выполненная в виде колокола с цилиндрической головкой, упирающейся в меньшее основание конусной пробки, и тремя стойками, одни концы которых жестко соединены с цилиндрической головкой, а свободные концы, направленные в сторону большего основания, входят в шпоночные пазы, выполненные в конусной пробке на участке, примыкающем к конусной проточке, причем внутренняя конусная поверхность стоек охватывает поверхность конусной проточки, а наружная контактирует с поверхностью седла; конусная пробка снабжена пространственным уплотнением, расположенным в кольцевой проточке и представляющим собой выпуклые рамки из самоуплотняющихся манжет, продольные участки которых соединены неразъемно со стойками вставки и образуют с конусными седлом и пробкой кольцевые пространства; вертикальная плоскость, проходящая через одну из стоек вставки, расположена симметрично относительно двух других; на наружной поверхности верхнего цилиндрического участка конусной пробки выполнен секторный паз на дуге 90° плюс диаметр штифта, установленного жестко в корпусе и взаимодействующего с пазом выступающей частью.
На фиг.1 изображен общий вид предлагаемого пробкового крана в продольном разрезе.
На фиг.2 - разрез по А-А фиг.1.
На фиг.3 - разрез по Б-Б фиг.1.
На фиг.4 - конусная пробка в собранном виде.
На фиг.5 - арматура пространственного уплотнения.
На фиг.6 - вид по стрелке “В” фиг.5.
На фиг.7 - вид I фиг.2 в увеличенном масштабе.
Пробковый кран состоит из корпуса 1 (фиг.1) с проходными отверстиями 2 и 3, конусным седлом 4 (фиг.2) и центральными отверстиями 5 и 6, конусной пробкой 7 с отверстиями 8 (фиг.2). Последняя на наружной поверхности со стороны меньшего основания имеет конусную проточку 9, в которой размещена вставка (фиг.4 и 5), выполненная в виде колокола с цилиндрической головкой 10 и жестко соединенными с ней тремя стойками 11, свободные концы которых входят в шпоночные пазы 12 пробки 7. Вставка крепится к нижнему основанию пробки с помощью винта 13. Стойки 11 внутренней поверхностью охватывают поверхность конусной проточки пробки 7, а наружной контактируют с поверхностью седел.
Конусная пробка (фиг.4) снабжена пространственным уплотнением 14, представляющим собой выпуклые рамки из самоуплотняющихся манжет, продольные участки которых соединены неразъемно со стойками 11 вставки, а поперечные участки сверху упираются в торец 15 конусной проточки 9, а снизу - в торец 16 вставки и образуют с конусным седлом и пробкой кольцевые пространства (полости “а”, “б” и “в”).
Вертикальная плоскость, проходящая через одну из стоек вставки (г-г, фиг.6), расположена симметрично относительно двух других.
На наружной поверхности верхнего цилиндрического участка конусной пробки 7 выполнен секторный паз 17 (фиг.3) на дуге 90° плюс диаметр штифта 18, установленного жестко в корпусе 1 и взаимодействующего с пазом выступающей частью. Конусная пробка 7 имеет также на наружной поверхности уплотнительные кольца 19 и 20 и соединена приводным валом 21 (фиг.1) со штурвалом 22.
Кран снабжен подшипниками качения 23, накидной гайкой 24 и контргайкой 25.
Радиальный зазор между поверхностью седла 4 и стальной поверхностью конусной пробки 7 составляет 0,1-0,15 мм.
Работает кран следующим образом.
Для его открытия штурвал 22 поворачивают по часовой стрелке до тех пор, пока стенка 26 (фиг.3) секторного паза 17 не упрется в штифт 18. В этом положении ось отверстия 8 конусной пробки 7 совпадает с осями проходных отверстий 2 и 3. В этом случае кран полностью открыт. Разобщение полостей отверстий 2, 3 и 8 от атмосферы осуществляется примыкающими к седлу 4 стенками манжет пространственного уплотнения 14.
Переход продольных участков 27 и 28 (фиг.2) пространственного уплотнения 14 зон отверстий 2 и 3 в процессе открытия крана происходит так. Когда примыкающая к седлу 4 стенка 27 манжеты пространственного уплотнения доходит до нижней границы отверстия 2 (фиг.7), она еще прижата к седлу. Как только стенка начинает выходить за пределы этой границы, на вышедшую часть ее с обеих сторон давит одинаковое давление, что исключает ее деформацию. В это же время одноименная стенка 28, находящаяся в зоне отверстия 3, начинает входить в зону кольцевого пространства “а” также при одинаковых давлениях. При дальнейшем повороте конусной пробки 7 жидкость из полости отверстия 2 направляется в кольцевое пространство “а” (фиг.2) и оттуда в полость отверстия 8 и далее в кольцевое пространство “в”, а из него в полость отверстия 3. По мере увеличения угла поворота конусной пробки 7 растет расход до полного открытия крана. Вход стенки манжеты 27 в кольцевое пространство “б” осуществляется также при одинаковых давлениях.
Закрытие крана достигается поворотом штурвала 22 против часовой стрелки до тех пор, пока стенка 29 (фиг.3) не упрется в штифт 18. В этом случае оси проходных отверстий 2 и 3 расположены перпендикулярно оси отверстия 8. Разобщение полости отверстия 2 от полости отверстия 3 осуществляет уплотняемый участок пространственного уплотнения 14, расположенный симметрично по отношению к двум другим участкам.
Преимущества предлагаемого крана заключаются в:
значительном повышении эксплуатационной надежности благодаря обеспечению высокой степени герметизации полостей высокого давления от низкого, достигаемой применением пространственного уплотнения. Наличие в последнем кольцевых пространств “а”, “б” и “в” способствует снижению уровню шума и вибрации;
резком снижении эксплуатационных расходов благодаря увеличению межремонтного периода и улучшению условий труда оператора.
Использованная информация
1. Аналог. Г.Л.Вихман, С.А.Круглов “Основы конструирования аппаратов и машин нефтеперерабатывающих заводов”. Гостоптехиздат, М, 1962 г, с. 281, рис.243.
2. Прототип. Информационный лист на “Кран пробковый, проходной КПП - 50×21”, НТК “Поиск”, 423450, г. Альметьевск, а/я 324, республика Татарстан, тел. 31-13-32, код 8553 (копия прилагается).
Класс F16K5/02 с пробками, имеющими конические поверхности; уплотнения для них
пробоотборный клапан - патент 2502910 (27.12.2013) | |
запорный узел разобщительного крана воздушной магистрали подвижного состава (варианты) - патент 2400382 (27.09.2010) | |
разобщительный кран - патент 2360810 (10.07.2009) | |
разобщительный кран воздушной магистрали подвижного состава и запорный узел (варианты) - патент 2352483 (20.04.2009) | |
разобщительный кран - патент 2300682 (10.06.2007) | |
клапан погружного насоса - патент 2296885 (10.04.2007) | |
запорный клапан газового крана водонагревателя - патент 2285178 (10.10.2006) | |
запорно-регулирующее устройство - патент 2242661 (20.12.2004) | |
кран с поворотной пробкой - патент 2177573 (27.12.2001) | |
автоматический пробковый кран - патент 2162978 (10.02.2001) |