задвижка
Классы МПК: | F16K49/00 Приспособления в клапанах или на них для нагрева или охлаждения F16K3/12 с клиновидным устройством седловых поверхностей |
Автор(ы): | Насыров Р.К. (RU), Зимин А.П. (RU), Бегляров Э.М. (RU), Логовиков С.Г. (RU), Орешников Ю.Д. (RU) |
Патентообладатель(и): | Насыров Рим Камилович (RU), Зимин Александр Петрович (RU), Бегляров Эдуард Михайлович (RU), Логовиков Сергей Геннадьевич (RU), Орешников Юрий Дмитриевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-03-05 публикация патента:
10.12.2004 |
Изобретение относится к трубопроводному арматуростроению и предназначено для использования в газовой, нефтяной и химической промышленности. Задвижка содержит корпус с фланцами для соединения с трубопроводом, плоскую крышку и клин. Корпус снабжен паровой рубашкой с фланцами для соединения с паропроводом. Задвижка снабжена подвижными экранами. Подвижные экраны перемещаются по горизонтальным направляющим. Клин выполнен из двух дисков. Изобретение направлено на обеспечение надежной эксплуатации трубопроводов и уменьшения тепловых потерь при транспортировке застывающих или кристаллизующихся жидкостей. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Задвижка, содержащая корпус с фланцами для соединения с трубопроводом, плоскую крышку и клин, причем корпус снабжен паровой рубашкой с фланцами для соединения с паропроводом, отличающаяся тем, что она снабжена подвижными экранами, перемещающимися по горизонтальным направляющим, а клин выполнен из двух дисков.
2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что осевая линия паропровода расположена над осевой линией трубопровода.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к трубопроводному арматуростроению и может быть использовано в газовой, нефтяной и химической промышленности.
Известна задвижка клиновая с выдвижным подом производства ОАО “Курганский завод трубопроводной арматуры” (Арматура-2000, номенклатурный справочник-каталог по трубопроводной арматуре, выпускаемой в СНГ, ОАО “МосЦКБА”, 1999 г., 658 с., составители: П.А.Жунев, Ю.Д.Кокин). Она предназначена для полного перекрытия потока в трубопроводах нефтехимического предприятия. Рабочая полость задвижки, в которую подается транспортируемая под давлением среда, образуется корпусом и верхней крышкой. На корпусе, представляющем собой цельную литую конструкцию, располагаются два фланца для соединения с трубопроводом. Внутри корпуса имеются два кольцевых седла и затвор-клин. В закрытом положении уплотнительные поверхности затвора прижимаются к рабочей поверхности колец корпуса.
В верхней части клина имеется ходовая гайка, в которую ввинчивают шпиндель-шток, жестко соединенный с маховиком. С помощью системы винт-гайка вращение маховика при открывании-закрывании задвижки преобразуется в поступательное движение клина. Однако цельный клин и отсутствие паровой рубашки затрудняют использование этой задвижки на трубопроводах с жидкой серой, имеющей температуру кристаллизации, равную 130°С.
Известна также задвижка (Патент РФ №2105917, кл. F 16 К 27/10, 1998 г.) для применения в трубопроводах с химически агрессивными жидкостями.
Задвижка содержит корпус, входной и выходной фланцы, кольца, приваренные к корпусу и фланцам, седла, выполненные в виде втулок, затвор-шибер, тарельчатые пружины, шпиндель и нагнетательный клапан.
Задвижка работает следующим образом. В открытом положении рабочая жидкость проходит через входной фланец, кольцо, расположенное в нем седло, отверстие в затворе-шибере и выходит через аналогичное седло-кольцо и выходной фланец. При вращении маховика шпиндель и связанный с ним шибер двигаются поступательно, при этом отверстие в шибере смещается относительно отверстий в седлах и перекрывает их. Герметичность пары шибер-седло обеспечивается за счет прижатия уплотнительных поверхностей седел к шиберу усилием от действия перепада давления на неразгруженную площадь седла и усилием тарельчатой пружины.
Недостатком указанной задвижки также является ее непригодность для трубопроводов, через которые перегоняются кристаллизирующиеся жидкости.
Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является задвижка по DE 2832505 А 1, F 16 К 49/00, 07.02.1980. Известная задвижка содержит корпус с фланцами для соединения с трубопроводом, плоскую крышку и клин. Корпус также снабжен паровой рубашкой с фланцами для соединения с паропроводом.
Внутри корпуса имеются два кольцевых седла, к которым в закрытом положении прижимаются уплотнительные поверхности клина. Шток соединен с клином и через систему винт-гайка преобразует вращательное движение маховика при открывании-закрывании задвижки в поступательное перемещение клина.
Известное техническое решение пригодно для применения в трубопроводах с застывающими жидкостями, однако имеет большие тепловые потери при их транспортировке и небольшой срок эксплуатации.
Задачей изобретения является повышение надежной эксплуатации трубопроводов и уменьшение тепловых потерь при транспортировке застывающих или кристаллизующихся жидкостей.
Технический результат изобретения достигается тем, что в задвижке, содержащей корпус с фланцами для соединения с трубопроводом, плоскую крышку и клин, причем корпус снабжен паровой рубашкой с фланцами для соединения с паропроводом, имеются подвижные экраны, перемещающиеся по горизонтальным направляющим, а клин выполнен из двух дисков.
Для удобства эксплуатации осевая линия паропровода расположена над осевой линией трубопровода.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематично изображена задвижка с частичным разрезом; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1, показывающее задвижку(вид сверху) с подвижными экранами и направляющим патрубком.
Задвижка (фиг.1) состоит из сварного корпуса 1 с двумя фланцами 2 для соединения с трубопроводом. Корпус задвижки снабжен паровой рубашкой 3 с двумя фланцами 4 для соединения с паропроводом. Плоская крышка 5 и корпус 1 образуют рабочую полость, в которую подается транспортируемая под давлением жидкая сера. Внутри корпуса имеются два кольцевых седла 6 и клин 7, выполненный из двух дисков. В закрытом положении уплотнительные поверхности затвора прижимаются к рабочим поверхностям седел, верхние части дисков клина 7 закреплены на шпинделе-штоке 8, который жестко соединен с маховиком 9. С помощью системы шток-силовая гайка 10 вращение маховика 9 преобразуется в поступательное движение клина 7.
Задвижка (фиг.2) снабжена подвижными экранами 11, перемещающимися по горизонтальным направляющим 12 и регулирующими температуру среды в полости задвижки. В качестве горизонтальных направляющих 12 могут служить входной и выходной патрубки паропровода.
Осевая линия паропровода расположена над осевой линией рабочего трубопровода, что повышает удобство при обслуживании задвижки.
Задвижка работает следующим образом. По трубопроводу через рабочую полость задвижки под давлением 2-5 кгс/см2 движется жидкая сера. Для обеспечения поддержания ее температуры в диапазоне 160-180°С трубопровод и паропровод выполнены “труба в трубе”. Однако при этом требуется обогрев задвижек. Чтобы избежать кристаллизации жидкой серы в паровую рубашку 3 подается пар под давлением 0,4-0,8 МПа при температуре 160-180°С. Двухдисковый клин, герметизирующий задвижку только в заключительной стадии закрывания задвижки, испытывает в жидкой сере меньшее сопротивление, чем цельный клин. Шток и силовая гайка выполнены с учетом жестких условий эксплуатации в агрессивной высокотемпературной среде.
Таким образом, например, в процессе переработки газа с высоким содержанием сероводорода и при производстве товарной серы предлагаемая задвижка устранит трудности, возникающие при транспортировке жидкой серы, и обеспечит безотказную работу технологической линии.
Класс F16K49/00 Приспособления в клапанах или на них для нагрева или охлаждения
Класс F16K3/12 с клиновидным устройством седловых поверхностей