устройство для предотвращения скатывания автомобиля во время движения
Классы МПК: | B60T1/14 непосредственно на дорогу |
Автор(ы): | Рыбкин А.П. (RU), Казаков В.П. (RU) |
Патентообладатель(и): | Рыбкин Анатолий Петрович (RU), Казаков Виктор Петрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-06-28 публикация патента:
20.12.2004 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к транспортному машиностроению и автомобилестроению. Устройство для предотвращения скатывания автомобиля во время движения в условиях рельефной местности в сложных климатических и погодных условиях содержит опорный кронштейн, переднюю и заднюю штанги с закрепленными на концах штанг колодками с шипами. Колодки с шипами выполнены плавающими и имеют конфигурацию клиньев. Шипы на колодке задней штанги жестко фиксированы на подошве колодки. Шипы на колодке передней штанги подвижны. Передняя и задняя штанги удерживаются в нерабочем положении с помощью защелок-фиксаторов, кинематически связанных с аварийным рычагом двойного действия, на котором также закреплена дополнительная ручка управления, кинематически связанная с бункером с песком и колодкой передней штанги с возможностью управления шипами на колодке. Техническим результатом является повышение надежности и безопасности движения автомобиля во время движения в условиях рельефной местности в сложных климатических и погодных условиях, а также предотвращение неуправляемого спуска автомобиля. 7 ил.
Формула изобретения
Устройство для предотвращения скатывания автомобиля во время движения в условиях рельефной местности в сложных климатических и погодных условиях, содержащее опорный кронштейн, переднюю и заднюю штанги с закрепленными на концах штанг колодками с шипами, отличающееся тем, что колодки с шипами выполнены плавающими и имеют конфигурацию клиньев, при этом шипы на колодке задней штанги жестко фиксированы на подошве колодки, а шипы на колодке передней штанги подвижны, передняя и задняя штанги удерживаются в нерабочем положении с помощью защелок-фиксаторов, кинематически связанных с аварийным рычагом двойного действия, на котором также закреплена дополнительная ручка управления, кинематически связанная с бункером с песком и колодкой передней штанги с возможностью управления шипами на колодке.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области эксплуатации автомобильного транспорта в сложных климатических и погодных условиях на рельефной местности.
Изобретение предназначено для предотвращения скатывания автомобиля при движении по холмистой или горной местности, связанной с опасностью возникновения буксования и скольжения колес автомобиля, особенно в гололед, распутье, при движении автомобиля на спуске или на подъеме. Особенно опасно скольжение автомобиля назад в гололед против своего движения. Тогда автомобиль становится полностью неуправляемым и представляет собой угрозу безопасности всем участникам дорожного движения, двигающимся в обе стороны.
Известны устройства, а также приспособления для защиты от скольжения автомобиля. К таким устройствам и приспособлениям, позволяющим предотвратить неуправляемое скатывание автомобиля, можно отнести широко известные и широко применяемые шины с шипами и противобуксовочные цепи, надеваемые на ведущие колеса автомобиля при его эксплуатации в условиях гололеда и распутицы.
На некоторых моделях автомобилей на переднем бампере устанавливается автолебедка, трос которой, в случае буксования автомобиля или скольжения, зацепляется за придорожную опору и усилием лебедки автомобиль вытягивается на участок дороги с более твердым покрытием. Это позволяет преодолеть скользкий участок, но эти приспособления не предотвращают автомобиль от неуправляемого скольжения, скатывания на наклонных участках дороги и от последствий, которые следуют за этим. Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является “Устройство для предотвращения скатывания автомобиля”, раскрытым в DE 622955 кл. В 60 Т 1/14, опубл. 10.12.1935 г. на 4 страницах.
Всем этим устройствам и приспособлениям присущ один общий недостаток: они ненадежны и не предотвращают автомобиль от скатывания назад во время движения на подъеме или на спуске под уклон на дороге в гололед. К тому же эти устройства и приспособления можно использовать только в условиях относительно ровной местности. Следует учесть, что практическое применение этих приспособлений зависит от наличия второстепенных факторов, таких как нахождение поблизости опор для подсоединения лебедки или предметов, за которые можно зацепить трос, если автомобиль снабжен автолебедкой, или наличия твердого покрытия дорог, если на колеса надевают цепи.
Но в тоже время, если автомобиль начал скатываться назад при подъеме или скатываться вперед при спуске, то этими устройствами и приспособлениями аварию просто невозможно предотвратить, что проверено практикой.
Целью изобретения является повышение надежности и безопасности движения автомобиля в том числе, что достигается уменьшением необходимого свободного хода колодок относительно штанг при неуправляемом скольжении автомобиля.
В предлагаемом устройстве для предотвращения скатывания автомобиля колодки с шипами выполнены плавающими и имеют конфигурацию клиньев, при этом шипы на колодке задней штанги жестко фиксированы на подошве колодки, а шипы на колодке передней штанги подвижны. Одновременно передняя и задняя штанги удерживаются в нерабочем положении с помощью защелок-фиксаторов, кинематически связанных с аварийным рычагом двойного действия, на котором также закреплена дополнительная ручка управления, кинематически связанная с бункером с песком и колодкой передней штанги с возможностью управления шипами на колодке.
На фиг. 1, 2, 3 и 4 изображено устройство для предотвращения скатывания автомобиля, где
1 - кузов автомобиля,
2 - колесо,
3 - опорный кронштейн,
4 - передняя штанга,
5 - задняя штанга,
6 - "плавающие" колодки с подвижными шипами, имеющие конфигурацию клиньев,
7 - защелка-фиксатор,
8 - тросик,
9 - аварийный рычаг двойного действия,
10 - бункер для песка,
11 - подвижная крышка бункера,
12 - дополнительная ручка,
13 - подвижные шипы на колодке передней штанги,
14 - ухо,
15 - паз штанги,
16 - оси колодок,
17 - пружина защелки-фиксатора,
18 - пружина крышки бункера.
На фиг. 5 изображен вариант устройства для предотвращения скатывания автомобиля с колодкой двойного направления действия, где универсальная штанга 20 установлена на кожухе полуоси балки несущего моста 21 по принципу шатуна автомобильного двигателя.
На фиг. 6 изображен возможный вариант защелки-фиксатора универсальной штанги 20 и толкатели 22.
Устройство работает следующим образом.
Во время возникновения аварийной ситуации, например, во время скольжения автомобиля назад (фиг.1) водитель движением аварийного рычага двойного действия 9 назад с помощью тросика 8, связанного с защелкой-фиксатором 7 (фиг.3), выводит защелку-фиксатор 7 из отверстия уха 14, и толкатели 22 (фиг.7) сдвигают штангу в заданную сторону.
Таким образом, освобожденный конец штанги 5 падает вниз, а "плавающая" колодка, имеющая конфигурацию клина с подвижными шипами 6 (фиг.2), попадает под скользящие колеса, подвижные шипы 13 втыкаются в покрытие дороги; одновременно происходит с помощью ручки управления 9, кинематически связанной с бункером, подсыпка песка (фиг.4) из бункера 10 под колеса автомобиля и сцепление с дорогой восстанавливается.
При этом опущенная сзади штанга 4 с колодкой 6, имеющей конфигурацию клина с подвижными шипами 6, с началом движения на подъем подстраховывает от повторного скольжения автомобиля назад.
После преодоления аварийного участка подъема водитель ставит штангу 4 или 5 (фиг.1) в исходное положение, фиксируя ее на защелке-фиксаторе 7.
При возникновении скольжения автомобиля вперед, как правило, при спуске водитель автомобиля с помощью аварийного рычага двойного действия 9, движением его вперед, сбрасывает переднюю штангу 4 (фиг.1). При этом "плавающая" колодка, имеющая конфигурацию клина с подвижными шипами 6, попадает под скользящие колеса 2, а выпущенные из колодки шипы 13 втыкаются в полотно дороги и препятствуют дальнейшему произвольному скольжению автомобиля.
Таким образом, водитель предотвращает неуправляемое движение автомобиля вперед, а нажатием на ручку управления, кинематически связанную с бункером с песком и колодкой передней штанги с возможностью управления шипами на колодке, водитель может убирать шипы и приподнимать колодку, тем самым обеспечивая управляемый спуск под уклон. После преодоления аварийного спуска дороги водитель ставит аварийную ручку управления двойного действия 9 в нейтральное положение и фиксирует переднюю штангу 4 в исходном положении с помощью защелки-фиксатора 7.
Практика показывает, что с помощью предлагаемого устройства предохраняется неуправляемое скатывание автомобиля и обеспечивается безопасный режим движения автомобиля как назад при подъеме, так и вперед при спуске.
Устройство испытано в условиях Русской равнины и Валдайской возвышенности в осенне-зимний период и показало свою надежность и целесообразность применения на автомобиле.
Класс B60T1/14 непосредственно на дорогу