запорно-регулирующее устройство
Классы МПК: | F16K5/02 с пробками, имеющими конические поверхности; уплотнения для них F16K5/10 приспособления для дополнительной регулировки расхода |
Автор(ы): | Гусаров Владимир Дмитриевич (EE), Кузовкин Евгений Владимирович (EE), Унгерт Рейн Рихардович (EE), Глебов В.Н. (RU), Шевчук О.А. (RU), Лукин С.В. (RU), Шевчук А.С. (RU) |
Патентообладатель(и): | Гусаров Владимир Дмитриевич (EE), Кузовкин Евгений Владимирович (EE), Унгерт Рейн Рихардович (EE), Глебов Валерий Николаевич (RU), Шевчук Олег Александрович (RU), Лукин Сергей Вениаминович (RU), Шевчук Артур Станиславович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-12-10 публикация патента:
20.12.2004 |
Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено в качестве регулирующего трубопроводного затвора с проходным расположением входного и выходного патрубков для использования в энергетическом и нефтеперерабатывающем машиностроении. Запорно-регулирующее устройство содержит наружный корпус с установленными в нем неподвижным внутренним корпусом и подвижным затвором. Последний сопряжен с внутренним корпусом и расположен с возможностью перемещения для совмещения окон. Эти окна выполнены на боковых поверхностях затвора и внутреннего корпуса. Сопрягаемые поверхности затвора и внутреннего корпуса имеют форму конуса, затвор имеет возможность вращения вокруг внутреннего корпуса до заданной степени совмещения окон с помощью закрепленного на нем червячного сегмента и червяка. Червяк закреплен на наружном корпусе. Окна имеют форму, зависящую от заданного закона регулирования расхода среды. На торце затвора установлены секторные кулачки с регулировочной шайбой. На неподвижном внутреннем корпусе установлены шариковые ползуны. Изобретение направлено на уменьшение линейных размеров, повышение надежности и улучшение эксплуатационных возможностей запорно-регулирующего устройства. 5 ил.
Формула изобретения
Запорно-регулирующее устройство, содержащее наружный корпус с установленными в нем неподвижным внутренним корпусом и подвижным затвором, сопряженно расположенным на внутреннем корпусе с возможностью перемещения для совмещения окон, выполненных на боковых поверхностях затвора и внутреннего корпуса, отличающееся тем, что сопрягаемые поверхности затвора и внутреннего корпуса имеют форму конуса, затвор имеет возможность вращения вокруг внутреннего корпуса до заданной степени совмещения окон с помощью закрепленного на нем червячного сегмента и червяка, закрепленного на наружном корпусе, окна имеют форму, зависящую от заданного закона регулирования расхода среды, на торце затвора установлены секторные кулачки с регулировочной шайбой, а на неподвижном внутреннем корпусе установлены шариковые ползуны.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области арматуростроения, а именно, к регулирующим трубопроводным затворам с проходным расположением входного и выходного патрубков и с фигурными отверстиями в окнах, и может быть использовано в энергетическом и нефтеперерабатывающем машиностроении.
Известны запорно-регулирующие устройства с проходным расположением входного и выходного патрубков, содержащие корпус, в котором закреплена наружная втулка и размещена с возможностью поворота в последней внутренняя втулка, в стенке которых выполнены окна между входными и выходными патрубками, внутренняя втулка выполнена в виде пустотелого поршня, снабженного ограничителями осевого перемещения относительно наружной втулки и соединенного с приводным штоком (Гуревич Д.Ф., Шпаков О.Н. Справочник конструктора трубопроводной арматуры. - Л.: Машиностроение, 1987, с.315.)
К недостаткам этих известных устройств следует отнести большие габаритные размеры, большое гидравлическое сопротивление и низкую долговечность за счет неравномерностей эпюр скоростей движения и большого количества застойных зон рабочей среды в гидравлическом тракте клапана.
Известно запорное устройство, содержащее наружный корпус с установленным в нем подвижным запорным органом и внутренний корпус, на боковых поверхностях которого выполнены симметрично расположенные окна, при этом запорный орган выполнен в виде уплотнительного цилиндра, расположенного на внутреннем корпусе с возможностью осевого перемещения с приводом от зубчатой рейки, находящейся в зацеплении с валом - шестерней, имеющей на конце приводной элемент (Патент Франции №2222587 А, МПК F 16 К 3/22, 18.10.1974 г.).
Недостатком известного устройства является сложность и ненадежность конструкции.
Наиболее близким по назначению и конструктивным признакам к заявляемому является запорное устройство, содержащее наружный корпус с установленным в нем подвижным запорным органом и внутренний корпус. На боковых поверхностях последнего выполнены симметрично расположенные окна. Запорный орган выполнен в виде уплотнительного цилиндра. Цилиндр расположен на внутреннем корпусе с возможностью осевого перемещения с приводом от зубчатой рейки. Рейка находится в зацеплении с валом - шестерней. Последний имеет приводной элемент-маховик. Наружный и внутренний корпусы и запорный орган выполнены из труб. Уплотнительный цилиндр снабжен фрикционным стопором и торсионным тормозом, выполненным в виде 2-3 витков пружины (Запорное устройство, патент РФ №2166142, 17.09.1999 г., МПК F 16 К 3/22, Бюл. №12, 27.04.2001 г.)
Недостатками известного устройства являются обусловленные конструкцией значительные линейные размеры, а также малые надежность и срок службы, во-первых, из-за того, что при значительном диаметре затвора при перемещении возможно заклинивание уплотнительного цилиндра за рейку, во-вторых, из-за дополнительного сопротивления среды, действующего при закрывании устройства на торец заборного конуса уплотнительного цилиндра, и, в третьих, надежность и срок службы уменьшает факт наличия кольцевых уплотнений, которые быстро выходят из строя в агрессивных средах, при высоких температурах и т.п. Кроме того, к недостаткам известного устройства следует отнести неудобство в эксплуатации, так как, во-первых, при замене уплотнительных колец требуется полная разборка запорного устройства, во-вторых, при фиксации определенного промежуточного положения уплотнительного цилиндра необходим дополнительный фиксирующий механизм.
Целью предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков прототипа, а именно, уменьшение линейных размеров, повышение надежности и улучшение эксплуатационных возможностей, то есть, разработка простой, надежной и технологичной конструкции запорно-регулирующего устройства.
Указанная цель достигается с помощью конструктивных решений, показанных в формуле изобретения, а именно, за счет того, что в запорно-регулирующем устройстве, содержащем наружный корпус с установленными в нем неподвижным внутренним корпусом и подвижным затвором, сопряженно расположенным на внутреннем корпусе с возможностью перемещения для совмещения окон, выполненных на боковых поверхностях затвора и внутреннего корпуса, сопрягаемые поверхности затвора и внутреннего корпуса имеют форму конуса, затвор имеет возможность вращения вокруг внутреннего корпуса по одной оси вращения до заданной степени совмещения окон с помощью закрепленного на нем червячного сегмента и червяка, закрепленного на наружном корпусе, окна имеют форму, зависимую от заданного закона регулирования расхода среды, на торце затвора установлены секторные кулачки с регулировочной шайбой, а на неподвижном внутреннем корпусе установлены шариковые ползуны.
Изобретение иллюстрируется следующими чертежами. На фиг.1 представлен продольный разрез запорного устройства в открытом положении; на фиг.2 - поперечное сечение В-В в открытом положении; на фиг.3 - вид Д-Д - расположение секторных кулачков с регулировочной шайбой в открытом положении; на фиг.4 - разрез с шариковым ползуном; на фиг.5 - схемы положения в открытом, закрытом и промежуточном положениях.
Устройство включает в себя наружный корпус, состоящий из двух разъемных частей 1 и 2, соединенных между собой болтами (что обеспечивает быстрый доступ к механизму при эксплуатации), внутренний неподвижный корпус 3, на боковой поверхности которого выполнены симметрично расположенные профилированные окна. Внутренний неподвижный корпус 3 имеет конусную наружную боковую поверхность, по которой перемещается подвижный затвор 4 с ответным внутренним конусом. На боковой поверхности затвора выполнены профилированные симметрично расположенные окна. На торцевой поверхности затвора 4 установлены секторные кулачки 5, с одного конца которых подложены регулирующие шайбы 10. С торца неподвижного корпуса 3 установлены корпуса шариковых ползунов 6, внутри которых находятся шарики 9. Вращение подвижного затвора 4 осуществляется с помощью червячной пары - червяка 7, установленного в разъемном корпусе 2, и червячного сегмента 8, закрепленного на подвижном затворе 4.
Устройство работает следующим образом. При открытом положении протекающая внутри рабочая среда проходит сквозь совмещенные боковые окна внутреннего неподвижного корпуса 3 и подвижного затвора 4 в наружный разъемный корпус 1, 2 и выходит из устройства. Чтобы перевести устройство в положение “закрыто”, подвижный затвор 4 с помощью червячной пары 7, 8 поворачивают относительно внутреннего неподвижного корпуса 3, перекрывая тем самым окна. При этом шарики 9, катящиеся по секторному кулачку 5, перемещают подвижный затвор 4 вдоль оси вращения относительно внутреннего неподвижного корпуса 3 на величину, равную толщине регулирующей шайбы 10, которую, в свою очередь, выбирают из величины имеющегося зазора, тем самым обеспечивая требуемую герметичность, а также компенсируя износ в процессе эксплуатации.
Изменяя степень совмещения окон затвора и неподвижного корпуса, обеспечивают регулирование расхода рабочей среды. Изменяя профиль (форму) окон, обеспечивают требуемый закон регулирования расхода рабочей среды.
Конусность сопрягаемых затвора и неподвижного корпуса уменьшает трение и исключает эффект “залипания” при вращении затвора, а также дает возможность легко разобрать устройство в процессе обслуживания и ремонта.
На практике, целесообразная величина конусности составила 1-2°.
Экспериментально подбирая форму окон затвора и неподвижного корпуса, можно обеспечить заданную зависимость расхода рабочей среды от угла поворота затвора относительно неподвижного корпуса.
Использование трапециидальных окон на затворе и прямоугольных на неподвижном корпусе позволяет в режиме запирания уменьшить динамические нагрузки и за счет этого увеличить срок службы устройства.
Предлагаемая конструкция обладает большой надежностью, долговечностью, не требует уплотнений между внутренним неподвижным корпусом и подвижным затвором, что позволяет ее использовать в агрессивных средах и при высоких температурах, а самотормозящая червячная пара обеспечивает минимальный требуемый крутящий момент и не требует дополнительной фиксации в промежуточных положениях подвижного затвора, что полностью соответствует бесступенчатому регулированию пропускаемой среды.
Экспериментальная проверка предложенного устройства показала, что указанная совокупность существенных признаков необходима и достаточна для достижения указанного технического результата.
Анализ патентной и научно-технической литературы, содержащей описания аналогичных технических решений в рассматриваемой и смежных областях техники, позволяет сделать вывод, что предложенное техническое решение является новым и для специалистов явным образом не следует из уровня техники, имеет изобретательский уровень, промышленно осуществимо и применимо в указанной области, то есть соответствует критериям изобретения.
Класс F16K5/02 с пробками, имеющими конические поверхности; уплотнения для них
пробоотборный клапан - патент 2502910 (27.12.2013) | |
запорный узел разобщительного крана воздушной магистрали подвижного состава (варианты) - патент 2400382 (27.09.2010) | |
разобщительный кран - патент 2360810 (10.07.2009) | |
разобщительный кран воздушной магистрали подвижного состава и запорный узел (варианты) - патент 2352483 (20.04.2009) | |
разобщительный кран - патент 2300682 (10.06.2007) | |
клапан погружного насоса - патент 2296885 (10.04.2007) | |
запорный клапан газового крана водонагревателя - патент 2285178 (10.10.2006) | |
пробковый кран - патент 2241885 (10.12.2004) | |
кран с поворотной пробкой - патент 2177573 (27.12.2001) | |
автоматический пробковый кран - патент 2162978 (10.02.2001) |
Класс F16K5/10 приспособления для дополнительной регулировки расхода
дроссель дискретный регулируемый дисковый - патент 2493460 (20.09.2013) | |
кран дроссельный - патент 2439408 (10.01.2012) | |
клапан регулировки расхода - патент 2435092 (27.11.2011) | |
клапан для регулирования расхода горячего газа - патент 2422709 (27.06.2011) | |
клапан регулирующий - патент 2334148 (20.09.2008) | |
шаровой клапан с расходомером, установленным непосредственно в шаре - патент 2327919 (27.06.2008) | |
запорно-регулирующее устройство - патент 2260733 (20.09.2005) | |
устройство для воздействия на поток текучей среды - патент 2215221 (27.10.2003) | |
кран - патент 2200890 (20.03.2003) | |
пробковый кран - патент 2195595 (27.12.2002) |