опора качения
Классы МПК: | F16C25/08 самоустанавливающиеся F16C35/06 монтаж подшипников качения; закрепление их на валах и в корпусах |
Автор(ы): | Кондауров Е.М. (RU), Клишин Е.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-04-22 публикация патента:
27.12.2004 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов. Опора качения содержит корпус механизма с отверстием под подшипник качения, подшипник качения, вал механизма, на котором установлены подпружиненная гайка с выступами и стопорное кольцо. Функцию наружного кольца подшипника выполняет корпус механизма, в отверстии которого выполнена проточка с опорными скосами. Функцию внутреннего кольца подшипника выполняют вал и закрепленная на нем втулка с образованными на них опорными скосами. Втулка установлена перед подпружиненной гайкой и вращается вместе с валом, но имеет возможность продольного перемещения. На опорных скосах корпуса, вала и втулки размещены шарики, установленные в сепаратор. Технический результат заключается в создании безлюфтовых опор качения, которые можно применять в механизмах с одной опорой качения. 1 ил.
Формула изобретения
Опора качения, содержащая корпус механизма с отверстием под подшипник качения, подшипник качения, вал механизма, на котором размещены подпружиненная гайка с выступами и стопорное кольцо, отличающаяся тем, что функцию наружного кольца подшипника выполняет корпус механизма, в отверстии которого выполнена проточка с опорными скосами, а функцию внутреннего кольца подшипника выполняют вал и установленная на нем перед подпружиненной гайкой втулка, с образованными на них опорными скосами, причем втулка, вращаясь вместе с валом, закреплена с возможностью продольного перемещения, а на опорных скосах корпуса, вала и втулки размещены шарики, установленные в сепаратор.
Описание изобретения к патенту
Предполагаемое изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве безлюфтовых опор качения механизмов.
Известны опоры качения механизмов [1], состоящие из наружного кольца, внутреннего кольца и шариков. Такие конструкции опор имеют осевые и радиальные зазоры, которые в процессе эксплуатации увеличиваются из-за износа деталей, а это ухудшает точностные характеристики механизма в целом.
Известна также опора качения [2], выбранная за прототип, состоящая из корпуса механизма с отверстием под подшипник качения, подшипника качения, вала механизма, на котором размещены подпружиненная гайка с выступами и стопорное кольцо. Зазор в указанной опоре качения выбирается за счет постоянного подтягивания гайки пружиной.
Недостатком данного технического решения является то, что оно может быть использовано только в механизмах с двумя опорами качения. Использовать его в механизмах и устройствах с одной опорой качения, как, например, в тяге параллелограмма установки ЗУ-23 [3], связывающей прицел с люлькой, невозможно. В данном устройстве при незначительных нагрузках требуется высокая точность, которую при применении обычных подшипников нельзя сохранить в течение срока эксплуатации.
Предполагаемое изобретение решает задачу создания безлюфтовой опоры качения, которую можно применять в механизмах с одной опорой качения.
Для решения поставленной задачи в опоре качения, содержащей корпус механизма с отверстием под подшипник качения, подшипник качения, вал механизма, на котором размещены подпружиненная гайка с выступами и стопорное кольцо, новым является то, что функцию наружного кольца подшипника выполняет корпус механизма, в отверстии которого образована проточка с опорными скосами. Функцию внутреннего кольца подшипника выполняют имеющие опорные скосы вал и втулка, установленная на нем перед подпружиненной гайкой. Втулка закреплена на валу с возможностью вращения вместе с ним, а также возможностью продольного перемещения. При этом она постоянно подпирается подпружиненной гайкой. На опорных скосах корпуса механизма, вала и втулки размещены шарики, установленные в сепаратор.
Использование опорных скосов корпуса механизма, вала и втулки, поджимаемой подпружиненной гайкой, в качестве беговых дорожек для шариков обеспечивает за счет подпружиненной гайки постоянный выбор люфтов без наличия второй опоры, что дает возможность создать устройства с одной безлюфтовой опорой качения.
Предполагаемое изобретение поясняется графическими материалами, где на фигуре схематично показана опора качения в разрезе.
Опора качения содержит корпус 1 механизма с отверстием, в котором выполнена проточка с опорными скосами. В отверстии корпуса расположен вал 2, на ступени которого образован опорный скос. На валу, например, с помощью шпонки 3 установлена втулка 4, на переднем торце которой выполнен опорный скос. Втулка постоянно подпирается гайкой 5 за счет воздействия на нее пружины 6, установленной на конце вала между гайкой и стопорным кольцом 7. На опорных скосах в сепараторе 8 установлены шарики 9. С помощью гайки 5 выбираются зазоры между опорными скосами и шариками, а благодаря постоянному воздействию пружины на гайку обеспечивается беззазорное соединение, в том числе и при эксплуатации, несмотря на износ деталей.
Источники информации
1. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. Кн. 2. М.: "Машиностроение", 1988, стр.403-435.
2. Патент RU 2199040 С2, 7 F 16 C 25/08 прототип.
3. 23 мм спаренная установка 3У-23, Руководство службы, стр.74, Альбом рисунков к руководству службы, стр.65. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961.
Класс F16C25/08 самоустанавливающиеся
Класс F16C35/06 монтаж подшипников качения; закрепление их на валах и в корпусах