способ фиксации трансплантата
Классы МПК: | A61B18/20 лазерного A61K35/48 половые органы; эмбрионы A61K35/54 яичник; яица; эмбрионы A61L31/08 материалы для покрытий |
Автор(ы): | Блоцкий А.А. (RU), Целуйко С.С. (RU), Еланская Е.С. (RU), Штарберг М.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Амурская государственная медицинская академия (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-07-08 публикация патента:
10.01.2005 |
Изобретение относится к медицине, а именно к лазерной ЛОР-хирургии. На костные лицевые стенки лобной и верхнечелюстной пазухи на границе с трепанационным отверстием после удаления из них патологического содержимого, перед укладыванием трансплантата из плоской кости свода черепа плода человека, превышающего на 3-4 мм диаметр трепанационного отверстия, наносят тонкий слой желе “Солкосерила”. Затем дополнительно фиксируют трансплантат, воздействуя дистальной частью торца световода полупроводникового лазера “АТКУС-15” контактным способом с выходной мощностью лазерного излучения 8 Вт, в постоянном режиме. Способ позволяет повысить плотность фиксации аллобрефокости к костным стенкам пазухи по всему диаметру.
Формула изобретения
Способ фиксации трансплантата из плоской кости свода черепа плода человека, включающий фиксацию трансплантата к костным стенкам лобной и верхнечелюстной пазухи, отличающийся тем, что на костные лицевые стенки лобной и верхнечелюстной пазухи на границе с трепанационным отверстием наносят желе солкосерила, а затем дополнительно фиксируют трансплантат излучением полупроводникового лазера “АТКУС-15” контактным способом, дистальной частью торца световода с выходной мощностью излучения 8 Вт в постоянном режиме.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к лазерной ЛОР-хирургии.
Известны способы восстановления анатомической целостности лобных и верхнечелюстных пазух после их вскрытия и удаления патологического в них содержимого по средствам предложенных различных видов операций с использованием хрящевых ксенотрансплантатов. В ЛОР-хирургии имеются сообщения о применении хряща животных у человека (1).
В качестве пластического материала использовался реберный хрящ свиньи. Материал предварительно консервировали в 0,5% растворе формалина в сроки от 1 до 12 месяцев. Моделью костной полости послужили лобные пазухи собак, полость которых после выполнения операции типа радикальной фронтотомии заполняли фрагментами консервированного хряща объемом около 0,5 см2. Препараты лобных пазух исследовали стандартными гистологическими методиками в различные сроки после имплантации.
Недостатками аналога является:
1. В связи с тем, что имплантируемая ткань животного является генетически чужеродной для человека, наблюдаются частые случаи ее рассасывания после трансплантации.
2. Рассасывание трансплантата очень часто происходит с его нагноением и развитием осложнений.
3. Вследствие процессов перестройки имплантированных тканей в полости пазухи развивается рубцовая ткань, которая делит полость пазухи на множество изолированных полостей с возможным развитием нагноительного процесса в последних.
4. Отсутствие лицевой стенки пазухи может приводить к формированию косметического дефекта в результате втяжения мягких тканей лба и щеки в полость пазухи с ущемлением I и II ветви тройничного нерва.
5. Формалин тормозит перестройку трансплантата и его замещение у реципиента имплантированного в материнское ложе до 12-18 месяцев, не обеспечивает истинного приживления и обладает канцерогенным действием (2 - 4).
В качестве прототипа взят способ закрытия дефектов лицевых стенок лобных и верхнечелюстной пазух плоской костью свода черепа плода человека (5).
На место дефекта лицевой стенки лобной и верхнечелюстной пазухи после ее трепанации и удаления патологического содержимого укладывали трансплантат из плоской кости свода черепа плода человека, превышающий на 3-4 мм диаметр трепанационного отверстия (1,5 см). Трансплантат фиксировали к костным краям трепанационного отверстия “расщепами”, наложенными по краям трансплантата. Послеоперационная рана ушивалась послойно.
Недостатками прототипа является:
1. Расщепы, наложенные на плоскую кость свода черепа плода человека, не позволяли плотно фиксировать трансплантат к краям трепанационного отверстия.
2. Слабая фиксация трансплантата к костным краям трепанационного отверстия значительно удлиняла сроки перестройки костного трансплантата и не исключала возможности проникновения раневого содержимого пазухи в клетчатку щечной области.
Целью данного изобретения является фиксация аллобрефокости (плоской кости свода черепа плода человека) к костным стенкам лобной и верхнечелюстной пазухи через припой, в качестве которого используется желе “Солкосерила” лазерной “биологической” сваркой с помощью полупроводникового лазера “АТКУС-15” контактным способом.
Данная цель решается тем, что на костные лицевые стенки лобной и верхнечелюстной пазухи на границе с трепанационным отверстием после удаления из них патологического содержимого, перед укладыванием трансплантата из плоской кости свода черепа плода человека, превышающего на 3-4 мм диаметр трепанационного отверстия, наносили тонкий слой желе “Солкосерила” для лучшего склеивания трансплантата с костными стенками пазух, а затем дополнительно фиксировали трансплантат методом ЛБС, дистальной частью торца световода полупроводникового лазера “АТКУС-15” контактным способом с выходной мощностью лазерного излучения 8 Вт, в постоянном режиме осуществлялось приваривание аллобрефокости к костным лицевым стенкам лобной и верхнечелюстной пазух через припой. Припой и контактный способ лазерной “биологической” сварки позволил добиться плотной фиксации аллобрефокости к костным стенкам пазухи по всему его диаметру без наложения на его поверхности дополнительных средств фиксации, полностью исключалась возможность проникновения раневого отделяемого из пазухи за ее пределы через трепанационное отверстие.
Пример конкретного выполнения:
Под наблюдением находилось 17 больных в возрасте от 20 до 62 лет с различными формами рецидивирующих гнойно-полипозных синуитов. Все операции выполнялись под общим обезболиванием.
Предложенному нами способу закрытия дефектов лицевых стенок лобных и верхнечелюстных пазух аллобрефокостью через припой с помощью лазерной “биологической” сварки (ЛБС) предшествовала сравнительная оценка существующих до настоящего времени способов лечения рецидивирующих синуитов, способов закрытия дефектов лицевых стенок пазухах, методов заготовки и консервации применяемых донорских тканей, что впоследствии при проведении экспериментальных исследований подтвердило целесообразность использования ЛБС для восстановления их анатомической целостности.
При трансплантации плоской кости свода черепа плода человека отмечена определенная стадийность. Так к 10 дню эксперимента на месте лазерной фиксации образуется грубоволокнистая соединительная ткань с участками грубоволокнистой костной ткани. К 20-му дню энхондральный рост сопровождается признаками разрушения. Дифференцирующие остеокласты образуют большие полости и пространства с образованием костно-мозговых полостей. В то же время по периферии костной мозоли со стороны надкостницы начинают нарастать новые массы костной ткани. К 30-му дню эксперимента границы дефекта определяются с трудом. В месте лазерного воздействия периостальная кость смыкается с энхондральной и образуется сплошная костная пластинка. К 40-му дню внутренняя структура кости представляет собой окончательно сформированную кость, состоящую из параллельно ориентированных костных пластинок.
Пример. Больной В., 51 год находился на стационарном лечении с диагнозом: Посттравматический левосторонний фронтит, гнойная форма, осложненный свищем лицевой стенки лобной пазухи. После проведенного обследования больному выполнена операция - радикальная фронтотомия слева с иссечением свища и пластикой лицевой стенки пазухи плоской костью свода черепа плода человека с помощью лазерной “биологической” сварки (ЛБС).
После разреза кожи и надкостницы по брови с переходом на скат наружного носа слева обнажалась лицевая стенка лобной пазухи, в которой имел место дефект кости размером 0,3×0,5 см, открывающийся в полость пазухи и совпадающий с расположением свищевого хода на коже лобной области. Костными выкусывателями расширен дефект в лицевой стенке лобной пазухи до 1,5 см в диаметре, патологическое содержимое полости пазухи с кусочками “силикатного кирпича”, которым больной получил травму 3 месяца назад, полностью удалено. Ложкой-распатором расширено лобно-носовое соустье. На обнаженные костные стенки лобной пазухи по краю трепанационного отверстия перед укладыванием над ним трансплантата из плоской кости свода черепа плода человека наносился припой, в качестве которого использовалось желе “Солкосерила”, трансплантат превышал размер трепанационного отверстия на 3-4 мм и фиксировался к костным стенкам лобной пазухи с помощью ЛБС. На дистальную часть торца световода полупроводникового лазера “АТКУС-15”, устанавливаемого непосредственно на границе контакта поверхности трансплантата с костной стенкой пазухи, между которыми находился припой, подавалось лазерное излучение мощностью 8,5 Вт в постоянном режиме, что обеспечивало приваривание костного трансплантата к кости. Припой и контактный способ лазерной “биологической” сварки позволил добиться плотной фиксации аллобрефокости к костным стенкам пазухи по всему его диаметру без наложения на его поверхности дополнительных средств фиксации, полностью исключалась возможность проникновения раневого отделяемого из лобной пазухи за ее пределы через трепанационное отверстие. Учитывая кратковременность лазерного воздействия на костный аллобрефотрансплантат и подлежащую костную ткань через припой, исключался фактор обугливания трансплантата и подлежащей костной стенки лобной пазухи в месте его соприкосновения с дистальной частью торца световода за счет частичного поглощения лазерной энергии припоем. Операционная рана ушивалась послойно. Контроль за перестройкой трансплантата осуществлялся динамически проводимыми рентгенологическими, биохимическими и иммунологическими исследованиями. Так при рентгенологическом исследовании околоносовых пазух через 3 месяца после имплантации плоской аллобрефокости в дефект левой лобной пазухи отмечалось врастание трансплантата в состав образующейся костной мозоли, постепенно сливающийся с костными краями реципиента, превращаясь в сплошную вновь образованную кость. В послеоперационном периоде больной получал противовоспалительную терапию, рецидива фронтита не наблюдалось.
Источники информации:
1. Мельников М.Н. Результаты облитерирующих операций консервированным ксенохрящем //Материалы региональной научно-практической конференции оториноларингологов и расширенного пленума РНОЛО (Иркутск, 20-21 июня, 1990). - М. - 1990. - с.94-95.
2. Диденко В.И., Гусаков А.Д. Первичные и вторичные реконструктивно-пластические операции на лобных пазухах с использованием губчатой аутокости и костного мозга //Folia Otorhinolaryngologica. - Vol.3. - №3-4. - Р.28-37.
3. Ballenger J.J. Some effects of formaldehyde on the upper respiratory tract //Laryngoscope. - 1984, 94. - №11. - Р.1411-1413.
4. Holstrom M., Wilhemsson В., Hellgust H. et al. Histological changes in the nasal mucosa in persons occupationally exposed to formaldehyde alone and in combination with wood dust //Acta Otolaryngology. - 1989. - V.107. -№1-2. - Р.120-129.
5. Блоцкий А.А. Аллобрефотрансплантация в реконструктивной ринохирургии носа и околоносовых пазух: Автореф. Дис....канд. мед. наук. - Санкт-Петербург, 1997. -18 с.
Класс A61K35/48 половые органы; эмбрионы
Класс A61K35/54 яичник; яица; эмбрионы
Класс A61L31/08 материалы для покрытий