сферический кривошипно-ползунный механизм (варианты)
Классы МПК: | F04C9/00 Машины или насосы с качающимися рабочими органами F01C9/00 Машины или двигатели с качающимися рабочими органами |
Автор(ы): | Притула Михаил Михайлович (UA), Травников Евгений Николаевич (UA), Колищук Владимир Викторович (UA) |
Патентообладатель(и): | Притула Михаил Михайлович (UA), Травников Евгений Николаевич (UA), Колищук Владимир Викторович (UA) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2002-12-25 публикация патента:
10.01.2005 |
Изобретение относится к кинематическим схемам и конструкциям сферических кривошипно-ползунных механизмов для преобразования вращательного движения в качательное и обратно. В сферическом кривошипно-ползунном механизме геометрические оси вращающихся деталей пересекаются в “центральной” точке. Механизм включает корпус, вал с кривошипом в средней части, имеющим кольцевой паз с наклонной к геометрической оси вала плоскостью симметрии, ползун, кинематически связанный с пазом, и качательное кинематическое звено, которое сцеплено с ползуном по меньшей мере одним стержневым элементом. При этом вал и качательное звено установлены в корпусе в парах противоположных подшипников так, что геометрическая ось одной пары перпендикулярна геометрической оси второй пары. Кривошип кинематически связан с качательным кинематическим звеном посредством подшипника качения, наружное кольцо которого служит ползуном для повышения надежности и к.п.д. 2 н. и 6 з.п.ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Сферический кривошипно-ползунный механизм для обратимых преобразователей направления движения, в котором геометрические оси всех установленных с возможностью вращения деталей пересекаются в одной “центральной” точке и который имеет корпус, вал, который установлен в корпусе в двух противоположных соосных подшипниках, кривошип, который жестко связан с валом в его средней части и снабжен кольцевым пазом, плоскость симметрии которого наклонена к геометрической оси вала и включает в себя упомянутую “центральную” точку, ползун, который кинематически связан с кольцевым пазом кривошипа, качательное кинематическое звено, которое установлено в корпусе в двух противоположных соосных подшипниках так, что их общая геометрическая ось практически перпендикулярна общей геометрической оси подшипников вала, и по меньшей мере один стержневой промежуточный элемент кинематической связи между ползуном и качательным кинематическим звеном, отличающийся тем, что кольцевой паз кривошипа выполнен в виде по меньшей мере одной первой беговой дорожки для тел качения, ползун выполнен на основе кольца с по меньшей мере одной второй беговой дорожкой для тел качения и кинематически связан с кольцевым пазом кривошипа через эти тела, качательное кинематическое звено выполнено в виде обоймы, которая с непрерывным зазором свободно охватывает указанное кольцо и жестко связана по меньшей мере с одним дополнительным выступающим за корпус валом.
2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что указанная обойма жестко связана с двумя дополнительными соосными валами, которые выступают за пределы корпуса с его противоположных сторон.
3. Механизм по п.1 или 2, отличающийся тем, что вал, несущий кривошип, снабжен по меньшей мере одним маховиком, который расположен вне корпуса.
4. Механизм по п.1 или 2, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде двух жестко связанных рамок, плоскости симметрии которых перпендикулярны и включают упомянутую “центральную” точку.
5. Сферический кривошипно-ползунный механизм для обратимых преобразователей направления движения, в котором геометрические оси всех установленных с возможностью вращения деталей пересекаются в одной “центральной” точке и который имеет корпус, вал, который установлен в корпусе в двух противоположных соосных подшипниках, кривошип, который жестко связан с валом в его средней части и снабжен кольцевым пазом, плоскость симметрии которого наклонена к геометрической оси вала и включает в себя упомянутую “центральную” точку, ползун, который кинематически связан с кольцевым пазом кривошипа, качательное кинематическое звено, которое установлено в корпусе в двух противоположных соосных подшипниках так, что их общая геометрическая ось практически перпендикулярна общей геометрической оси подшипников вала, и по меньшей мере один стержневой промежуточный элемент кинематической связи между ползуном и качательным кинематическим звеном, отличающийся тем, что кривошип выполнен разъемным, в кольцевом пазу кривошипа жестко закреплено цельное кольцо с по меньшей мере одной беговой дорожкой, которое служит внутренним кольцом подшипника качения, ползун выполнен на основе наружного кольца указанного подшипника качения, которое имеет одинаковое с указанным внутренним кольцом количество беговых дорожек и опирается на него через подходящие тела качения, а качательное кинематическое звено выполнено в виде обоймы, которая с непрерывным зазором свободно охватывает ползун и жестко связана по меньшей мере с одним дополнительным выступающим за корпус валом.
6. Механизм по п.5, отличающийся тем, что указанная обойма жестко связана с двумя дополнительными соосными валами, которые выступают за пределы корпуса с его противоположных сторон.
7. Механизм по п.5 или 6, отличающийся тем, что вал, несущий кривошип, снабжен по меньшей мере одним маховиком, который расположен вне корпуса.
8. Механизм по п.5 или 6, отличающийся тем, что корпус выполнен в виде двух жестко связанных рамок, плоскости симметрии которых перпендикулярны и включают упомянутую “центральную” точку.
Описание изобретения к патенту
Область техники
Изобретение относится к кинематическим схемам и конструкции сферических кривошипно-ползунных механизмов для преобразования вращательного движения в качательное (то есть возвратно-вращательное) движение и обратно.
Такие механизмы могут быть использованы преимущественно в обратимых машинах объемного вытеснения на основе по меньшей мере одного поворотного гидро- или пневмоцилиндра для преобразования (в зависимости от порядка приложения входной нагрузки):
либо вращения входного вала машины в качательное движение кинематически связанных с этим валом лопастей,
либо качательного движения лопастей во вращение выходного вала машины.
Как будет показано далее на практическом примере, такие механизмы включают в состав обратимых машин между лопастями и валом, который в зависимости от порядка подключения источника энергии может быть ведущим (входным) или ведомым (выходным).
Специалистам понятно, что предложенные механизмы могут быть использованы в составе трансмиссий иных устройств.
Уровень техники
Обратимые машины объемного вытеснения (далее - обратимые машины) широко используют в технике. Их общеизвестными частями практически во всех случаях служат:
по меньшей мере один полый проточный корпус, ограниченный внутри поверхностью подходящего тела вращения и подключаемый через необходимые отверстия и пневмо- или гидрораспределитель либо к питающей магистрали для подачи текучей среды на сжатие и к напорной магистрали для вывода сжатой текучей среды, либо к источнику рабочего тела с избыточным давлением и к приемнику (“регенератору”) отработавшего рабочего тела,
по меньшей мере один рабочий орган (обычно лопасть), установленный в корпусе с возможностью качательного движения, и
обратимый преобразователь направления движения, способный воспринимать либо вращение входного вала, преобразуя его в качательное движение лопасти, либо качательное движение лопасти, преобразуя его во вращательное движение выходного вала.
Для справки отметим, что употребляемые здесь и далее термины означают:
текучая среда - жидкость или газ, которые, поступая в обратимую машину под относительно низким входным давлением, могут быть сжаты и поданы в напорную магистраль под более высоким выходным давлением;
рабочее тело - жидкость или газ, которые, находясь под избыточным (в сравнении с атмосферным) давлением, могут служить непосредственным источником энергии для работы обратимой машины как двигателя;
лопасть - рабочий орган многих машин объемного вытеснения, способный совершать качательное движение либо от внешнего привода (для всасывания и нагнетания текучей среды), либо под действием попеременно подаваемых с разных сторон лопасти порций рабочего тела (для вращения выходного вала);
поворотный цилиндр - простейшая обратимая машина объемного вытеснения, в которой качающийся рабочий орган имеет вид посаженной на (входной ведущий или выходной ведомый) вал одностворчатой или симметричной двустворчатой лопасти.
Многие обратимые машины, особенно пневмоцилиндры и гидроцилиндры, изготовляют крупными сериями, а иногда и массово. Поэтому весьма желательно, чтобы преобразователи направления движения для таких машин имели как можно более высокую надежность и ремонтопригодность, как можно меньшие потери на трение и как можно легче поддавались унификации, то есть могли быть встроены в трансмиссии разнообразных обратимых машин.
Эти требования трудно совместимы. Поэтому до сих пор удавалось выполнить только некоторые из них.
Так, обратимыми преобразователями направления движения для поршневых гидро- или пневмоцилиндров обычно служат кривошипно-шатунные механизмы (см. Чупраков Ю.И. Основы гидро- и пневмоприводов. - Москва: “Машиностроение”, 1966, с.29, рис.5.2).
Практика показала, что эти механизмы надежны и ремонтопригодны, поскольку практически целиком расположены вне рабочего объема указанных обратимых машин, и характеризуются приемлемыми потерями на трение.
Однако они громоздки и практически неприменимы в составе таких обратимых машин, которые за один оборот рабочего вала могут вытеснять в нагнетательные магистрали объем текучей среды, соответствующий нескольким максимальным объемам рабочей полости.
В частности, эти преобразователи несовместимы с обратимыми машинами на основе поворотных (“моментных”) гидро- или пневмоцилиндров с одно- или двустворчатыми лопастями, корпуса которых в поперечном сечении имеют вид либо секторов (необязательно круговых) цилиндров, либо предпочтительно круговых цилиндров с торцевыми стенками, а рабочие валы введены в полости корпусов по меньшей мере сквозь одну торцевую стенку (ор cit, с.28, соответственно рисунки 3.2 и 4.2).
Эти машины привлекательны тем, что могут за один оборот ведущего вала подать в напорную магистраль объем жидкости или газа, который в два или четыре раза превышает рабочий объем корпуса, ибо при качании одно- или двустворчатых лопастей рабочие камеры соответственно дважды или четырежды наполняются и опорожняются.
Для таких обратимых машин известны параллелограммные шарнирно-рычажные механизмы-преобразователи направления движения (Артоболевский И.И. МЕХАНИЗМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКЕ / Справочное пособие для инженеров, конструкторов и изобретателей в 7-и томах, сводный т.VI-VII, М.: “Наука”, 1981, с.403, рефераты 3894 и 3895). В этих механизмах лопасти служат кривошипами.
Однако шипы, которые жестко связаны с лопастями, должны быть введены в такие фигурные пазы в торцевых стенках корпусов, которые невозможно надежно уплотнить. Поэтому, несмотря на очевидную теоретическую эффективность обратимых машин на основе моментных цилиндров, их доныне практически не изготовляли и не применяли.
Видимо, поэтому же предпочтение было отдано роторным машинам объемного вытеснения, в которых механизмы-преобразователи направления движения встроены внутрь преимущественно сферических корпусов (US 826985, 1906 г.; SE 339010, 1970 г.; WO 82/03106, WO 88/03986 и WO 90/07632 и мн. др.). В таких машинах лопасти непосредственно служат кинематическими звеньями механизмов-преобразователей направления движения.
Однако введение преобразователей направления движения внутрь корпусов обратимых машин затрудняет их изготовление, сборку и ремонт, уменьшает полезный объем, исключает возможность надежного уплотнения переменных рабочих объемов, отсекаемых качающимися лопастями, и, соответственно, отрицательно сказывается на к.п.д.
Тем не менее, разработки такого рода не прошли даром и в соответствии с теоретическими принципами, известными из указанной книги И.И.Артоболевского (т.II "Кулисно-рычажные и кривошипно-ползунные механизмы", М.: “Наука”, 1979, с.499, рис.15-19) в WO 96/31684 (см. фигуры 1-6 и текст от строки 21 на с.8 до строки 07 на с.11) был предложен работоспособный сферический кривошипно-ползунный механизм. Он наиболее близок к предлагаемому далее механизму по технической сущности и имеет:
корпус (роль которого в известном случае выполняет корпус любой отдельной секции обратимой машины объемного вытеснения),
вал, который установлен в корпусе в двух противоположных соосных подшипниках,
кривошип, который жестко связан с валом, выполнен в виде выступа (в известном случае именуемого “водило” и имеющего сферическую форму) и снабжен кольцевым пазом, плоскость симметрии которого наклонена к геометрической оси вала и проходит через упомянутую выше центральную точку,
ползун, который в известном случае выполнен в виде составного кольцевого вкладыша, установлен по скользящей посадке в указанном пазу заподлицо с его поверхностью и имеет на периферии первую радиально ориентированную выемку,
качательное кинематическое звено, которое установлено в корпусе в двух противоположных соосных подшипниках так, что их общая геометрическая ось практически перпендикулярна общей геометрической оси подшипников вала (и которое в известном случае имеет вид плоской кольцевой лопасти со сфероидальным пазом на внутренней стенке кольца для скользящей посадки на сферическое водило и снабжено второй радиальной выемкой), и
средство кинематической связи между ползуном и качательным кинематическим звеном, которое в известном случае выполнено в виде по меньшей мере одного стержневого промежуточного элемента зацепления (штифта), установленного в указанных радиальных выемках вкладыша-ползуна и лопасти.
В таком механизме геометрические оси всех установленных с возможностью вращения деталей пересекаются в одной “центральной” точке.
К сожалению, он может эффективно работать лишь в таких насосах или гидродвигателях согласно той же WO 96/31684, в которых кинематические звенья преобразователя направления движения постоянно погружены в жидкую текучую среду или жидкое рабочее тело как в смазку, снижающую потери энергии на трение и износ.
Однако даже в таких машинах не удается надежно уплотнить ни зону контакта водила и лопасти, ни зазор между ее периферийной частью и стенкой корпуса. Поэтому неизбежно перетекание жидкости из “надлопастной” полости в “подлопастную” полость при каждом качании и быстрое снижение удельной мощности и к.п.д. машины по мере износа уплотнений. Кроме того, описанный механизм практически невозможно встроить в обратимые машины объемного вытеснения на основе поворотных пневмо- или гидроцилиндров.
Сущность изобретения
В основу изобретения положена задача усовершенствованием кинематической схемы создать такой сферический кривошипно-ползунный механизм, который надежно и с высоким к.п.д. преобразовывал бы вращательное движение в качательное или обратно в обратимых машинах объемного вытеснения на основе поворотных пневмо- или гидроцилиндров.
Поставленная задача решена тем, что в сферическом кривошипно-ползунном механизме для обратимых преобразователей направления движения, в котором геометрические оси всех установленных с возможностью вращения деталей пересекаются в одной “центральной” точке и который имеет:
корпус,
вал, который установлен в корпусе в двух противоположных соосных подшипниках,
кривошип, который жестко связан с валом в его средней части и снабжен кольцевым пазом, плоскость симметрии которого наклонена к геометрической оси вала и включает в себя упомянутую “центральную” точку,
ползун, который кинематически связан с кольцевым пазом кривошипа,
качательное кинематическое звено, которое установлено в корпусе в двух противоположных соосных подшипниках так, что их общая геометрическая ось практически перпендикулярна общей геометрической оси подшипников вала, и
по меньшей мере один стержневой промежуточный элемент кинематической связи между ползуном и качательным кинематическим звеном, согласно изобретению
в первом варианте
кольцевой паз кривошипа выполнен в виде по меньшей мере одной первой беговой дорожки для тел качения,
ползун выполнен на основе кольца с по меньшей мере одной второй беговой дорожкой для тел качения и кинематически связан с кольцевым пазом кривошипа через эти тела, а
качательное кинематическое звено выполнено в виде обоймы, которая с непрерывным зазором свободно охватывает ползун и жестко связана по меньшей мере с одним дополнительным выступающим за корпус валом; а во втором варианте кривошип выполнен разъемным,
в кольцевом пазу кривошипа жестко закреплено цельное кольцо с по меньшей мере одной беговой дорожкой, которое служит внутренним кольцом подшипника качения,
ползун выполнен на основе наружного кольца указанного подшипника качения, которое имеет одинаковое с указанным внутренним кольцом количество беговых дорожек и опирается на него через подходящие тела качения, а
качательное кинематическое звено выполнено в виде обоймы, которая с непрерывным зазором свободно охватывает ползун и жестко связана по меньшей мере с одним дополнительным выступающим за корпус валом.
В обоих вариантах кривошип кинематически связан с качательным кинематическим звеном подшипником качения, наружное кольцо которого служит ползуном. Поэтому обратимый преобразователь направления движения на основе любого такого механизма существенно более надежен и имеет более высокий к.п.д. в сравнении с уровнем техники.
Далее, поскольку преобразование направление движения может происходить вне корпусов обратимых машин объемного вытеснения, предложенный механизм в любом из указанных вариантов легко совместим с поворотными пневмо- или гидроцилиндрами.
И, наконец, поскольку надежное уплотнение валов и лопастей таких цилиндров ныне не представляет существенных затруднений, а их рабочие объемы могут быть использованы целиком, постольку с применением механизмов согласно изобретению можно изготовлять высокопроизводительные и надежные обратимые машины объемного вытеснения.
Каждый из указанных вариантов может иметь одинаковые дополнительные отличия.
Первое из них состоит в том, что указанная обойма жестко связана с двумя дополнительными соосными валами, которые выступают за пределы корпуса с его противоположных сторон. Это позволяет оппозитно подключать к обойме два поворотных пневмо- или гидроцилиндра с синфазно расположенными лопастями.
Следующее дополнительное отличие состоит в том, что вал, несущий кривошип, снабжен вне корпуса по меньшей мере одним маховиком. Это стабилизирует вращение вала независимо от того, служит ли он ведущим кинематическим звеном для привода лопастей поворотных пневмо- или гидроцилиндров, работающих соответственно как компрессоры или насосы, или использован как вал отбора мощности от таких машин, работающих соответственно как пневмо- или гидродвигатели.
Последнее дополнительное отличие состоит в том, что корпус выполнен в виде двух жестко связанных рамок, плоскости симметрии которых перпендикулярны и включают упомянутую “центральную” точку. Это существенно снижает материалоемкость преобразователей направления движения на основе предложенного механизма, упрощает их изготовление, техническое обслуживание и ремонт.
Естественно,
что при выборе конкретных форм практического осуществления изобретения возможны произвольные комбинации указанных дополнительных отличий с основным изобретательским замыслом в любом из двух указанных вариантов,
что этот замысел в пределах, очерченных формулой изобретения, может быть дополнен и/или уточнен с использованием обычных знаний специалистов и
что описанные далее предпочтительные примеры воплощения изобретательского замысла никоим образом не ограничивают объем прав на основе изобретения.
Краткое описание чертежей
Далее сущность изобретения поясняется подробным описанием конструкции сферического кривошипно-ползунного механизма и описанием его работы со ссылками на чертежи, где изображены на:
фиг.1 - пространственная кинематическая схема сферического кривошипно-ползунного механизма (на фоне пары поворотных пневмо- или гидроцилиндров, которые подключены к промежуточному качательному кинематическому звену);
фиг.2 - продольный разрез указанного механизма по (входному или выходному) валу, несущему кривошип;
фиг.3 - поперечный разрез III-III указанного механизма с фиг.2;
фиг.4 - упрощенное сечение IV-IV с фиг.2 качающихся кинематических звеньев в плоскости симметрии кольцевого паза кривошипа.
Наилучшие примеры осуществления изобретения
Предложенный сферический кривошипно-ползунный механизм, в котором геометрические оси всех установленных с возможностью вращения деталей пересекаются в одной центральной точке “0”, включает (см. фиг.1):
а) корпус 1 предпочтительно в виде двух жестко связанных рамок 2 и 3, плоскости симметрии “W” и “V” которых перпендикулярны и включают точку “0” (для ясности эти плоскости показаны наборами штрихов за пределами соответствующих рамок);
б) вал 4, который установлен в рамке 2 корпуса 1 в двух противоположных соосных подшипниках 5 и 6 и может служить входным (ведущим) или выходным (ведомым) валом для по меньшей мере одной обратимой машины объемного вытеснения предпочтительно на основе по меньшей мере одного поворотного пневмо- или гидроцилиндра;
в) предпочтительно разъемный кривошип 7, который жестко связан с валом 4 в его средней части и имеет по меньшей мере один не обозначенный особо кольцевой паз, симметричный относительно плоскости, которая наклонена к геометрической оси вала 4 и включает упомянутую выше точку “0”, при этом указанный паз:
либо непосредственно служит по меньшей мере одной беговой дорожкой для подходящих тел 8 качения (шариков или роликов, которые обычно зафиксированы в не показанном и не обозначенном особо сепараторе),
либо (см. фиг.2) служит для жесткого закрепления цельного внутреннего кольца 9 подходящего стандартного подшипника качения с по меньшей мере одной беговой дорожкой для упомянутых тел 8 качения;
г) ползун 10 (обычно на основе наружного кольца подшипника качения), который имеет одинаковое с упомянутым пазом кривошипа 7 или указанным внутренним кольцом 9 количество беговых дорожек и опирается на них через тела 8 качения;
д) качательное кинематическое звено в виде обоймы 11, которая
установлена в рамке 3 корпуса 1 в двух противоположных соосных подшипниках 12 и 13 так, что их общая геометрическая ось практически перпендикулярна общей геометрической оси подшипников 5 и 6 вала 4,
с непрерывным зазором свободно охватывает ползун 10 и
жестко связана с по меньшей мере одним дополнительным валом 14, а предпочтительно двумя валами 14, которые установлены в указанных подшипниках 12 и 13, выступают за пределы рамки 3 корпуса 1 и предназначены для подключения источника или потребителя качательного движения;
е) по меньшей мере один стержневой промежуточный элемент в виде оси 15 (а предпочтительно две таких оппозитно расположенных оси) для кинематической связи между ползуном 10 и качательным кинематическим звеном (обоймой) 11.
Понятно, что независимо от количества пар концентричных беговых дорожек на кривошипе 7 (или на внутреннем кольце 9) и на ползуне 10 тела качения 8 должны быть расположены зеркально симметрично относительно наклонной плоскости симметрии выше упомянутого кольцевого паза. Так, при использовании одной беговой дорожки на кривошипе 7 или кольце 9 и также одной беговой дорожки на ползуне 10 эта наклонная плоскость будет непосредственно служить общей плоскостью симметрии для обеих концентричных беговых дорожек и тел качения 8,
при использовании двух беговых дорожек на кривошипе 7 или кольце 9 и также двух беговых дорожек на ползуне 10 “левые” и “правые” пары концентричных дорожек и наборы тел качения 8 в них будут расположены практически эквидистантно относительно указанной наклонной плоскости с ее разных сторон, и
при использовании трех беговых дорожек на кривошипе 7 или кольце 9 и также трех беговых дорожек на ползуне 10 для пары средних концентричных дорожек и соответствующих тел качения 8 должно быть выполнено первое, а для двух пар боковых концентричных дорожек и установленных в них тел качения 8 - второе из выше указанных условий.
Желательно, чтобы вал 4 для стабилизации работы кинематической цепи был оснащен по меньшей мере одним маховиком 16, расположенным вне корпуса 1.
Желательно также, чтобы указанная обойма 11 была жестко связана с двумя соосными дополнительными валами 14, которые выступают за пределы рамки 3 корпуса 1 с его противоположных сторон. Это позволит включать описанный механизм между двумя поворотными пневмо- или гидроцилиндрами 17 с рабочими органами в виде преимущественно двустворчатых лопастей 18.
Для пояснения описания работы предложенного механизма на фиг.1 наряду с пневмо- или гидроцилиндрами 17 дополнительно показаны произвольный (в частности, электрический) двигатель 19 и (в частности, планетарный) редуктор 20.
На фигурах 2, 3 и 4 показан довольно простой пример реальной конструкции сферического кривошипно-ползунного механизма.
Так, на фиг.2 показаны разъемный кривошип 7, зажатое между половинами кривошипа внутреннее кольцо 9 стандартного однорядного радиального шарикоподшипника и ползун 10 на основе соответствующего наружного кольца этого шарикоподшипника, хотя специалисту понятно, что в зависимости от величины сил, действующих на указанные детали 9, 8 и 10 могут быть выбраны иные, например, двухрядные (и даже трехрядные) радиально-упорные шарико- или роликоподшипники.
Указанный на фиг.2 угол “а” между плоскостью симметрии кольцевого паза кривошипа 7 и геометрической осью вала 4 с вершиной в центральной точке “0” теоретически может быть выбран между 0° и 90°. Реально же величину “а” выбирают с учетом геометрической формы и размеров кривошипа 7 и ползуна 10 между 30° и 80°. Кстати, как показано на фиг.2, именно для минимизации угла “” ползун 10 имеет конические боковые поверхности.
Действительно, обеспечить угол “” менее 30° удается лишь путем конструктивных ухищрений, а задавать величину “” более 80° практически нецелесообразно, поскольку это резко сокращает амплитуду качаний.
На фиг.3 ясно видны положение дополнительных валов 14 в рамке 3 корпуса 1 и кинематическая связь этих валов 14 с качательным звеном (обоймой) 11. Соответственно, на схематизированной фиг.4 особо четко видны жесткая связь валов 14 с обоймой 11 и равномерное расположение тел качения 8 в беговых дорожках на кривошипе 7 и на ползуне 10.
Работает этот механизм (см. вновь фиг.1) следующим образом.
Если входным кинематическим звеном служит вал 4, то двигатель 19 через редуктор 20 вращает этот вал вместе с кривошипом 7 относительно корпуса 1 в подшипниках 5 и 6.
Поскольку корпус 1 неподвижен, то при вращении кривошипа 7 плоскость симметрии упомянутого кольцевого паза и, соответственно, по меньшей мере одна беговая дорожка в этом пазу или во внутреннем кольце 9 циклично изменяют свое пространственное положение относительно геометрической оси вала 4.
В связи с этим цикличным изменением тела 8 качения перекатываются в беговой дорожке (или дорожках) кривошипа 7 на определенный угол вперед и назад и вынуждают ползун 10 совершать возвратно-вращательное движение. Ползун 10 через оси 15 толкает обойму 11, вынуждая ее совершать качательное движение вокруг этих осей 15.
Качаясь, обойма 11 приводит в возвратно-вращательное движение вал(ы) 14, установленный(е) в указанных подшипниках 12 и 13, и жестко связанные с валами 14 двустворчатые лопасти 18 поворотных пневмо- или гидроцилиндров 17, которые могут соответственно служить компрессорами или насосами для нагнетания потребителям подходящих текучих сред.
Если же вал 4 служит выходным кинематическим звеном, а на входе расположен работающий, как двигатель, по меньшей один пневмо- или гидроцилиндр 17 с по меньшей мере одностворчатой лопастью 18, то процесс протекает в обратном порядке.
Промышленная применимость
Изобретение может быть осуществлено с использованием известных в промышленности материалов, оборудования и инструментов.
В качестве наиболее предпочтительной области практического применения предложенных механизмов особо следует отметить:
насосы или компрессоры и гидро- или пневмодвигатели на основе предпочтительно пары оппозитно расположенных относительно корпуса 1 гидро- или пневмоцилиндров 17 с преимущественно двустворчатыми лопастями 18 и предпочтительно холодильные машины Стирлинга на основе по меньшей мере двух поворотных пневмоцилиндров 17, которые известным для специалистов образом дооснащены нагревателями, регенераторами и холодильниками рабочего тела.
При этом холодильные машины Стирлинга могут работать на таком общедоступном хладагенте, как воздух. Их можно применять в составе преимущественно промышленных морозильников для длительного (до года и более) хранения скоропортящихся продуктов питания или автомобильных, железнодорожных и корабельных рефрижераторов для перевозки таких продуктов на расстояния 1000-10000 км и более.
Класс F04C9/00 Машины или насосы с качающимися рабочими органами
Класс F01C9/00 Машины или двигатели с качающимися рабочими органами