система электрооборудования автомобиля
Классы МПК: | F02N11/08 электрические цепи, приспособленные для запуска двигателей H02J7/00 Схемы зарядки или деполяризации батарей; схемы питания сетей от батарей F01B27/02 поршневых двигателей |
Автор(ы): | Федоров Б.М. (RU), Федоров Г.Б. (RU) |
Патентообладатель(и): | Федоров Борис Михайлович (RU), Федоров Геннадий Борисович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-03-28 публикация патента:
20.01.2005 |
Изобретение относится к системам накопления электрической энергии с использованием генератора и аккумуляторных батарей и предназначено для использования на транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания. Технический результат заключается в возможности повышения надежности запуска двигателя внутреннего сгорания в процессе длительной эксплуатации и в сокращении затрат на создание системы. Система электрооборудования автомобиля содержит электрический двигатель, вал якоря которого предназначен для вращения вала двигателя внутреннего сгорания, первую аккумуляторную батарею, первое электромагнитное тяговое реле электрического двигателя, электрический генератор и выключатель массы. Система также снабжена второй аккумуляторной батареей, вторым и третьим электромагнитными реле, первым и вторым магнитными контакторами и переключателем с тремя контактами. При этом первые контакты электрического двигателя, выключателя, электрического генератора, обмотки каждого контактора и каждого реле соединены с массой. Вторые контакты обмоток первого магнитного контактора и первого реле соединены с первым неподвижным контактом переключателя. Вторые контакты обмоток второго магнитного контактора, второго и третьего электромагнитных реле соединены с вторым неподвижным контактом переключателя. Первые контакты второго и третьего магнитных реле и первого магнитного контактора соединены с третьим подвижным контактом переключателя и с первым полюсом первой батареи. Вторые контакты первого и второго магнитных контакторов соединены с первым полюсом второй батареи. Второй контакт электрического двигателя соединен с первым контактом первого реле, второй контакт которого соединен с вторым полюсом второй батареи. Второй контакт второго реле соединен с вторым контактом первого реле. Второй контакт выключателя и первый контакт второго контактора соединены с вторым полюсом первой батареи. Второй контакт третьего реле соединен с вторым контактом генератора. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Система электрооборудования автомобиля, содержащая электрический двигатель, вал якоря которого предназначен для вращения вала двигателя внутреннего сгорания, первую аккумуляторную батарею, первое электромагнитное тяговое реле электрического двигателя, электрический генератор и выключатель массы, отличающаяся тем, что она снабжена второй аккумуляторной батареей, вторым и третьим электромагнитными реле, первым и вторым магнитными контакторами, переключателем с тремя контактами, при этом первые контакты электрического двигателя, выключателя, электрического генератора, обмотки каждого контактора и каждого реле соединены с массой, вторые контакты обмоток первого магнитного контактора и первого реле соединены с первым неподвижным контактом переключателя, вторые контакты обмоток второго магнитного контактора, второго и третьего электромагнитных реле соединены с вторым неподвижным контактом переключателя, первые контакты второго и третьего магнитных реле и первого магнитного контактора соединены с третьим подвижным контактом переключателя и с первым полюсом первой батареи, вторые контакты первого и второго магнитных контакторов соединены с первым полюсом второй батареи, второй контакт электрического двигателя соединен с первым контактом первого реле, второй контакт которого соединен с вторым полюсом второй батареи, второй контакт второго реле соединен с вторым контактом первого реле, второй контакт выключателя и первый контакт второго контактора соединены с вторым полюсом первой батареи, второй контакт третьего реле соединен с вторым контактом генератора.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена амперметром, установленным между вторым контактом третьего реле и вторым контактом генератора.
3. Система по п.1, отличающаяся тем, что первая и вторая аккумуляторные батареи, контакторы и реле выполнены с возможностью размещения в металлическом шкафу со съемной крышкой.
4. Система по п.1, отличающаяся тем, что переключатель предназначен для размещения на приборной панели автомобиля.
Описание изобретения к патенту
Описание изобретения.
Изобретение относится к системам накопления электрической энергии с использованием генератора и аккумуляторных батарей транспортных средств, имеющих карбюраторный двигатель внутреннего сгорания.
Известна система электрооборудования автомобиля, содержащая электрический двигатель, вал якоря которого предназначен для вращения вала двигателя внутреннего сгорания, аккумуляторную батарею, электромагнитное тяговое реле электрического двигателя, электрический генератор и выключатель массы /Борисов В.И. и др. Автомобиль ГАЗ-66. Машиностроение. 1966. Стр.240-243/.
Система обеспечивает работу электрического двигателя-стартера, вал якоря которого предназначен для вращения вала двигателя внутреннего сгорания, и других электрических приборов напряжением питания 12 вольт.
При необходимости в состав системы может быть включена посредством полупроводниковых элементов дополнительная аккумуляторная батарея, предназначенная только для привода электрического двигателя-стартера.
Такая система имеет высокую стоимость, является сложной в изготовлении и не обеспечивает надежной работы при запуске двигателя внутреннего сгорания.
Изобретение направлено на повышение надежности запуска двигателя внутреннего сгорания в процессе длительной эксплуатации и сокращение затрат на создание системы.
Для решения задачи предложена система электрооборудования автомобиля, содержащая электрический двигатель, вал якоря которого предназначен для вращения вала двигателя внутреннего сгорания, первую аккумуляторную батарею, первое электромагнитное тяговое реле электрического двигателя, электрический генератор и выключатель массы.
Система снабжена второй аккумуляторной батареей, вторым и третьим электромагнитными реле, первым и вторым магнитными контакторами. переключателем с тремя контактами.
При этом первые контакты электрического двигателя, выключателя. электрического прибора нагрузки, обмотки каждого контактора и каждого реле соединены с массой.
Вторые контакты обмоток первого магнитного контактора и первого реле соединены с первым неподвижным контактом переключателя.
Вторые контакты обмоток второго магнитного контактора, второго и третьего электромагнитных реле соединены с вторым неподвижным контактом переключателя.
Первые контакты второго и третьего магнитных реле, а также первого магнитного контактора соединены с третьим подвижным контактом переключателя и с первым полюсом первой батареи.
Вторые контакты первого и второго магнитных контакторов соединены с первым полюсом второй батареи.
Второй контакт электрического двигателя соединен с первым контактом первого реле, второй контакт которого соединен с вторым полюсом второй батареи.
Второй контакт второго реле соединен с вторым контактом первого реле.
Второй контакт выключателя и первый контакт второго контактора соединены с вторым полюсом первой батареи.
Второй контакт третьего реле соединен с вторым контактом генератора.
Система дополнительно снабжена амперметром, установленным между вторым контактом третьего реле и вторым контактом генератора.
Первая и вторая аккумуляторные батареи, контакторы и реле выполнены с возможностью размещения в металлическом шкафу со съемной крышкой.
Переключатель предназначен для размещения на приборной панели автомобиля.
Изобретение поясняется чертежом.
Система электрооборудования автомобиля содержит электрический двигатель 1, вал якоря которого предназначен для вращения вала двигателя внутреннего сгорания при старте, первую аккумуляторную батарею 2, первое электромагнитное тяговое реле 3 электрического двигателя 1, электрический генератор 4 и выключатель 5 массы.
Электрический двигатель 1 выполнен в виде машины постоянного тока.
Система снабжена второй аккумуляторной батареей 6, вторым и третьим электромагнитными реле 7 и 8, первым и вторым магнитными контакторами 9 и 10, переключателем 11 с тремя контактами, третий из которых является подвижным.
При этом первые контакты электрического двигателя 1, выключателя 5. электрического генератора 4, обмотки каждого контактора 9 и 10 и каждого реле 7 и 8 соединены с массой.
Вторые контакты обмоток первого магнитного контактора 9 и первого реле 3 соединены с первым неподвижным контактом переключателя 11.
Вторые контакты обмоток второго магнитного контактора 10, второго и третьего электромагнитных реле 7 и 8 соединены с вторым неподвижным контактом переключателя 11.
Первые контакты второго и третьего магнитных реле 7 и 8, и первого магнитного контактора 9 соединены с первым полюсом первой батареи 2 и с третьим подвижным контактом переключателя 11.
Предусмотрена возможность фиксации нейтрального положения третьего подвижного контакта переключателя 11.
Вторые контакты первого и второго магнитных контакторов 9 и 10 соединены с первым полюсом второй батареи 6.
Второй контакт электрического двигателя 1 соединен с первым контактом первого реле 3, второй контакт которого соединен с вторым полюсом второй батареи 6.
Второй контакт второго реле 7 соединен с вторым контактом первого реле 3.
Второй контакт выключателя 5 и первый контакт второго контактора 10 соединены с вторым полюсом первой батареи 2, а второй контакт третьего реле 8 соединен с вторым контактом генератора 4.
Система снабжена амперметром 12, предназначенным для контроля работы генератора 4 и установленным между вторым контактом третьего реле 8 и вторым контактом генератора 4.
Первая и вторая аккумуляторные батареи 2 и 6, контакторы 9 и 10, реле 7 и 8, а также аппаратура коммутации размещены в металлическом шкафу 13 со съемной крышкой.
Переключатель 11 предназначен для размещения на приборной панели автомобиля.
Другие электрические приборы, необходимые для нормальной эксплуатации автомобиля, подключены между вторым контактом генератора 4 и соединены с массой.
Система электрооборудования автомобиля при запуске двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.
Предварительно замыкают контакты выключателя 5 массы.
Рычаг переключателя 11 перемещают в положение 1, соответствующее замыканию первого неподвижного контакта и третьего подвижного контакта.
Ток от первой аккумуляторной батареи 2 поступает на обмотку магнитного контактора 9 и обмотку первого реле 3, контакты которых замыкаются и обеспечивают последовательное соединение аккумуляторных батарей 2 и 6 с напряжением 24 вольта при подключении электрического двигателя 1.
Якорь двигателя 1 создает крутящий момент, необходимый для запуска двигателя внутреннего сгорания.
Система электрооборудования автомобиля при заряде аккумуляторных батарей от двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.
Рычаг переключателя 11 перемещают в положение II, соответствующее замыканию второго неподвижного контакта и третьего подвижного контакта.
Ток от первой аккумуляторной батареи 2 поступает на обмотку магнитного контактора 10 и обмоткам второго и третьего реле 7 и 8, контакты которых замыкаются и обеспечивают параллельное соединение аккумуляторных батарей 2 и 6 с напряжением 12 вольта при подключении электрического генератора 4, при вращении которого от вала двигателя внутреннего сгорания вырабатывается ток для подзарядки и питания электрических приборов автомобиля.
Для прекращения подзарядки батарей 2 и 6, а также отключения электрических приборов посредством рычага третий подвижный контакт переключателя 11 переводится в нейтральное положение.
Класс F02N11/08 электрические цепи, приспособленные для запуска двигателей
Класс H02J7/00 Схемы зарядки или деполяризации батарей; схемы питания сетей от батарей