способ контроля степени износа деталей двигателя, работающих в присутствии смазочного материала
Классы МПК: | G01N3/56 исследование сопротивления износу или истиранию |
Автор(ы): | Овчаренко С.М. (RU), Сковородников Е.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Омский государственный университет путей сообщения (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-03-24 публикация патента:
27.01.2005 |
Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: в ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазочного материала. Методом спектрального анализа определяют в них концентрации элементов продуктов изнашивания, с учетом которых определяют износ деталей. Эксплуатацию двигателя осуществляют в период до первого ремонта, связанного с разборкой двигателя. Износ деталей определяют в нескольких местах. Устанавливают индивидуальные закономерности износа деталей и дополнительно определяют соответствующие износу объемы изношенного металла детали. По измеренным объемам, с учетом соотношения износов в процессе дальнейшей эксплуатации после первого ремонта, связанного с разборкой двигателя, определяют в тех же местах величину износа, овальность и конусность деталей и остаточный ресурс работы деталей. Технический результат: повышение достоверности испытаний. 2 ил., 4 табл.
Формула изобретения
Способ контроля степени износа деталей двигателя, работающих в присутствии смазочного материала, заключающийся в том, что в ходе эксплуатации двигателя отбирают пробы смазочного материала, методом спектрального анализа определяют в них концентрации элементов продуктов изнашивания, с учетом которых определяют износ деталей, отличающийся тем, что эксплуатацию двигателя осуществляют в период до первого ремонта, связанного с разборкой двигателя, износ деталей определяют в нескольких местах, устанавливают индивидуальные закономерности износа деталей и дополнительно определяют соответствующие износу объемы изношенного металла детали, и по измеренным объемам с учетом соотношения износов в процессе дальнейшей эксплуатации после первого ремонта, связанного с разборкой двигателя, определяют в тех же местах величину износа, овальность и конусность деталей и остаточный ресурс работы деталей.
Описание изобретения к патенту
В настоящее время известен ряд методов диагностирования технического состояния и контроля степени износов деталей двигателей безразборным методом, который основан на использовании значений концентраций элементов износа в смазочном материале. Известен способ определения степени износа пар трения, работающих в присутствии смазочного материала [1]. Способ заключается в том, что отбирают пробы смазочного материала, составляют диаграммы состояния износа пары трения, определяют предельно допустимые значения концентраций примесей и определяют степень износа пар трения.
Используя данный способ, можно выявить начальный момент интенсивного изнашивания, который характеризует предельное состояние детали. Но нельзя оценить текущие размеры детали и ее остаточный ресурс работы.
Наиболее близок по своей цели к предлагаемому методу метод, основанный на определении концентраций продуктов износа в смазочном материале в период приработки, регистрации момента достижения максимальной концентрации и определении скорости изнашивания [2]. В ходе эксплуатации двигателя, в т.ч. после среднего или капитального ремонтов, периодически отбирают пробы смазочного материала и регистрируют изменения концентрации элементов продуктов изнашивания от времени (наработки), фиксируют время появления максимального значения концентрации и определяют скорость изнашивания по формуле:
При определении степени износа учитывают скорость изнашивания. Недостатком данного метода является то, что, используя его, нельзя получить текущие размеры контролируемой детали по местам обмера.
Целью изобретения является получение дополнительной информации о геометрических характеристиках износа и повышении точности прогнозирования остаточного ресурса деталей.
Сущность метода заключается в том, что на первом ремонте, связанном с разборкой двигателя, замеряют износы контролируемых деталей и соответствующие этим износам объемы изношенного металла, определяют соотношения износов по местам обмера в соответствии со схемой замеров. Прогнозирование остаточного ресурса осуществляется по месту наиболее интенсивного износа с учетом характера изменения скорости изнашивания.
На фиг.1 показаны схема обмера и характер износа цилиндровой втулки тепловозного дизеля 10Д100. Обмер втулок производится в шести поясах и двух взаимно перпендикулярных плоскостях “по валу” и “по ходу”. Определены соотношения износов в различных местах обмера к принятому базовому размеру (пояс 1, плоскость “по ходу”).
где - износ,
i - пояс обмера,
j - плоскость обмера.
При дальнейшей эксплуатации двигателя периодически отбирают пробы смазочного материала и методом спектрального анализа определяют в них концентрации характерных элементов продуктов износа, по методике, изложенной в [3], рассчитывают общий объем металла, изношенного с контролируемых деталей.
По известному значению объема, изношенного с детали металла, известным соотношениям износов в различных плоскостях и поясах обмера и известным начальным размерам детали рассчитывают текущие размеры детали по местам обмеров и контролируемые геометрические характеристики износа (овальность, конусность). Прогнозирование остаточного ресурса детали осуществляется по значениям предельно допустимых износов, геометрическим характеристикам и размерам детали в местах наиболее интенсивного нарастания контролируемых параметров.
Пример выполнения предлагаемого способа.
Под контроль взяты цилиндровые втулки дизеля типа 10Д100 дизеля №14662 с начальными размерами, приведенными в табл.1.
Таблица 1 | ||||||||||||
№ цилиндра | Пояс обмера | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | |
1 | 207,05 | ,02 | ,02 | ,01 | ,05 | ,03 | ,04 | ,04 | ,03 | ,03 | ,05 | ,03 |
2 | 207,05 | ,05 | ,05 | ,05 | ,05 | ,05 | ,04 | ,04 | ,02 | ,03 | ,04 | ,03 |
3 | 207,05 | ,05 | ,04 | ,03 | ,02 | ,04 | ,03 | ,04 | ,05 | ,05 | ,05 | ,03 |
4 | 207,02 | ,03 | ,02 | ,00 | ,04 | ,04 | ,05 | ,05 | ,04 | ,05 | ,03 | ,05 |
5 | 207,05 | ,05 | ,02 | ,03 | ,05 | ,04 | ,05 | ,02 | ,04 | ,02 | ,03 | ,03 |
6 | 207,03 | ,05 | ,02 | ,04 | ,04 | ,05 | ,04 | ,03 | ,05 | ,02 | ,03 | ,03 |
7 | 207,03 | ,03 | ,02 | ,02 | ,04 | ,05 | ,05 | ,05 | ,03 | ,02 | ,00 | ,02 |
8 | 207,03 | ,04 | ,01 | ,02 | ,04 | ,05 | ,03 | ,05 | ,01 | ,05 | ,02 | ,00 |
9 | 207,03 | ,04 | ,01 | ,01 | ,04 | ,05 | ,05 | ,05 | ,03 | ,04 | ,04 | ,01 |
10 | 207,03 | ,05 | ,01 | ,02 | ,05 | ,04 | ,05 | ,05 | ,03 | ,02 | ,01 | ,02 |
При наработке дизеля 166200 км методом непосредственного измерения при разборке дизеля нутромером с ценой деления 0,01 мм произведен обмер цилиндровых втулок, результаты обмера представлены в табл.2.
Таблица 2 | ||||||||||||
№ цилиндра | Пояс обмера | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | 207,10 | ,08 | ,21 | ,18 | ,18 | ,15 | ,19 | ,12 | ,20 | ,08 | ,10 | ,07 |
2 | 207,10 | ,10 | ,113 | ,17 | ,18 | ,11 | ,19 | ,15 | ,20 | ,06 | ,13 | ,08 |
3 | 207,08 | ,10 | ,20 | ,15 | ,12 | ,07 | ,11 | ,05 | ,21 | ,05 | ,08 | ,10 |
4 | 207,08 | ,10 | ,13 | ,16 | ,15 | ,12 | ,10 | ,12 | ,19 | ,10 | ,09 | ,10 |
5 | 207,10 | ,12 | ,21 | ,20 | ,21 | ,16 | ,20 | ,13 | ,20 | ,10 | ,05 | ,12 |
6 | 207,06 | ,10 | ,23 | ,19 | ,20 | ,15 | ,20 | ,19 | ,20 | ,09 | ,08 | ,10 |
7 | 207,05 | ,06 | ,19 | ,18 | ,16 | ,12 | ,18 | ,17 | ,20 | ,09 | ,08 | ,10 |
8 | 207,03 | ,05 | ,24 | ,14 | ,23 | ,18 | ,12 | ,10 | ,20 | ,05 | ,06 | ,08 |
9 | 207,05 | ,05 | ,22 | ,20 | ,18 | ,20 | ,18 | ,14 | ,18 | ,08 | ,10 | ,06 |
10 | 207,10 | ,08 | ,23 | ,18 | ,18 | ,15 | ,19 | ,12 | ,18 | ,08 | ,10 | ,07 |
По результатам обмеров получены значения износов по местам обмеров (табл.3).
Таблица 3 | ||||||||||||
№ цилиндра | Пояс обмера | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | По валу | По ходу | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | 0,05 | ,06 | ,19 | ,17 | ,13 | ,12 | ,15 | ,08 | ,16 | ,05 | ,05 | ,04 |
2 | 0,05 | ,05 | ,08 | ,12 | ,13 | ,06 | ,15 | ,11 | ,18 | ,03 | ,09 | ,05 |
3 | 0,03 | ,05 | ,16 | ,12 | ,10 | ,03 | ,08 | ,01 | ,16 | ,00 | ,03 | ,07 |
4 | 0,06 | ,07 | ,11 | ,16 | ,11 | ,08 | ,05 | ,07 | ,15 | ,05 | ,06 | ,05 |
5 | 0,05 | ,07 | ,19 | ,17 | ,16 | ,12 | ,15 | ,11 | ,16 | ,08 | ,02 | ,09 |
Продолжение табл.3 | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
6 | 0,03 | ,05 | ,21 | ,15 | ,17 | ,10 | ,16 | ,16 | ,15 | ,10 | ,11 | ,08 |
7 | 0,02 | ,03 | ,17 | ,16 | ,12 | ,07 | ,13 | ,12 | ,17 | ,07 | ,08 | ,08 |
8 | 0,00 | ,01 | ,23 | ,12 | ,19 | ,13 | ,09 | ,05 | ,19 | ,00 | ,04 | ,08 |
9 | 0,02 | ,01 | ,21 | ,19 | ,14 | ,15 | ,13 | ,09 | ,15 | ,04 | ,06 | ,05 |
10 | 0,07 | ,03 | ,22 | ,16 | ,13 | ,11 | ,14 | ,07 | ,15 | ,06 | ,09 | ,05 |
Среднее значение | 0,038 | ,043 | ,177 | ,152 | ,139 | ,096 | ,123 | ,087 | ,162 | ,048 | ,063 | ,064 |
По средним значениям износов получены коэффициенты соотношения износов по местам обмера:
В процессе эксплуатации периодически отбирались пробы смазочного материала (моторного масла) для определения значений концентраций продуктов износа, фиксировалась наработка дизеля и количество долитого в систему моторного масла. Результаты контроля представлены в табл.4.
Таблица 4 | ||||||||||
Концентрация железа, г/т | 0 | 0 | 11 | 10 | 15 | 26 | 20 | 7 | 53 | 8 |
Наработка, тыс. км | 7,6 | 16,2 | 24,5 | 32,0 | 40,3 | 48,0 | 57,4 | 66,3 | 75,9 | 84,1 |
Количество долива, т | 0 | 0 | 0 | 0,48 | 0,48 | 0,21 | 0,59 | 0,71 | 0,57 | 0,64 |
Продолжение табл.4 | ||||||||||
Концентрация железа, г/т | 7 | 7 | 12 | 10 | 20 | 10 | 9 | 4 | 16 | 7 |
Наработка, тыс. км | 92,2 | 101,0 | 109,3 | 116,6 | 122,7 | 131,1 | 138,5 | 147,7 | 158,3 | 166,2 |
Количество долива, т | 0,66 | 0,35 | 0,50 | 0,113 | 0,18 | 0,18 | 0,22 | 0,46 | 0,28 | 0,47 |
В процессе дальнейшей эксплуатации информацию о текущих значениях износа, овальности, конусности и остаточном ресурсе детали получают без разборки дизеля. В процессе эксплуатации продолжается периодический контроль концентраций продуктов износа в моторном масле и наработки дизеля. На момент определения текущих износовых характеристик и остаточного ресурса по текущим значениям концентраций продуктов износа, наработке дизеля и начальным размерам детали, с учетом установленных соотношений износов по местам обмеров (3), без разборки дизеля определяют количество изношенного с детали металла, текущие размеры детали, овальность и конусность. Периодическая безразборная оценка в процессе эксплуатации динамики контролируемых параметров позволяет оценить остаточный ресурс детали не только по величине максимального износа, но и по динамике таких геометрических характеристик, как овальность и конусность.
По результатам контроля рассчитан объем железа, изношенного с деталей дизеля:
V=45227 мм3.
С учетом износа поршневых колец, шеек коленчатого вала, пальцев поршня объем железа, приходящийся на цилиндровые втулки, составляет:
Vцв=8176 мм3.
Этот объем железа изношен с десяти цилиндровых втулок, следовательно, с одной цилиндровой втулки изношено Vi=817,6 мм3.
Для цилиндровой втулки изношенный объем представляет разность между внутренним объемом изношенной втулки (Vизн.) и внутренним объемом новой втулки (Vнов.):
Текущие диаметры по местам обмеров изношенной втулки определяются:
где - диаметр изношенной втулки;
- диаметр новой втулки.
В свою очередь, износы в различных местах обмера связаны зависимостями (2) или (3).
Внутренний объем втулки в интервале поясов обмера рассчитывается методом дифференциального интегрирования
После интегрирования получаем:
где
h - расстояние между поясами замера.
Используя соотношения (3, 4, 5, 7), определяем текущие значения .
Полученные значения текущих размеров цилиндровой втулки позволяют оценить текущие значения таких характеристик, как овальность и конусность.
Остаточный ресурс детали определяем по двум характеристикам - скорости нарастания износа и овальности. Предельные значения износа - 207,6 мм, овальности - 0,3 мм.
На фиг.2 показаны кривые нарастания износа и овальности цилиндровой втулки.
Прогноз остаточного ресурса корректируется за счет определения по известным значениям износа и овальности на моменты контроля (Lk) скорости нарастания параметров:
по износу
где Dдоп. - предельно допустимое значение диаметра втулки;
- максимальное значение диаметра втулки на момент k-го контроля;
- значение диаметра втулки в том же поясе и плоскости обмера на момент предыдущего контроля;
k - порядковый номер момента контроля текущих параметров износа;
по овальности
где fдоп - предельно допустимое значение овальности втулки;
- максимальное значение овальности втулки на момент k-го контроля;
- значение овальности втулки в том же поясе и плоскости обмера на момент предыдущего контроля.
Для рассматриваемого случая (втулка №8, пояс №2)
Таким образом, в результате реализации предлагаемого способа для цилиндровой втулки получена информация по дополнительной характеристике износа - овальность без разборки дизеля, и остаточный ресурс детали уточнен за счет его оценки по двум (в данном случае) параметрам - износу и овальности.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР №1408296.
2. Авторское свидетельство СССР №1359718.
Класс G01N3/56 исследование сопротивления износу или истиранию