устройство герметизации соединения частей газовоздушного тракта газотурбинной установки
Классы МПК: | F02C7/28 размещение уплотнений F16J15/02 между неподвижными относительно друг друга поверхностями |
Автор(ы): | Кустов Ю.И. (RU), Зарицкий В.И. (RU), Макаревич Ю.Л. (RU), Яновский В.А. (RU), Рогов В.М. (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-06-09 публикация патента:
10.02.2005 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для герметизации газовоздушных трактов газотурбинной установки в составе газоперекачивающих агрегатов газотурбинных электростанций. Устройство герметизации соединения частей газовоздушного тракта газотурбинной установки, у которой одна часть по потоку охватывается другой с зазором, содержит перекрывающие зазор герметизирующие элементы. Герметизирующие элементы выполнены в виде сегментов, подвижно соединенных с помощью выполненных на их торцах пазов и выступов. Пазы выполнены Г-образного профиля и вместе с выступами расположены на стороне, прилегающей к торцу охватывающей части газовоздушного тракта. Высота выступов превышает более чем в 2 раза величину зазора между охватываемой и охватывающей частями. Суммарный зазор между торцами сегментов превышает величину разности периметров охватываемой части при минимальной и максимальной температуре в процессе эксплуатации. Сегменты подпружинены к герметизируемым поверхностям и в Г-образном пазе, например, пружинами. Изобретение позволяет повысить надежность герметизации соединяемых частей газовоздушного тракта. 3 ил.
Формула изобретения
Устройство герметизации соединения частей газовоздушного тракта газотурбинной установки, у которой одна часть по потоку охватывается другой с зазором, содержащее перекрывающие зазор герметизирующие элементы, отличающееся тем, что герметизирующие элементы выполнены в виде сегментов, подвижно соединенных с помощью выполненных на их торцах пазов и выступов, пазы выполнены Г-образного профиля и вместе с выступами расположены на стороне, прилегающей к торцу охватывающей части газовоздушного тракта, при этом высота выступов превышает более чем в 2 раза величину зазора между охватываемой и охватывающей частями, суммарный зазор между торцами сегментов превышает величину разности периметров охватываемой части при минимальной и максимальной температуре в процессе эксплуатации, а сегменты подпружинены к герметизируемым поверхностям и в Г-образном пазе, например, пружинами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для герметизации газовоздушных трактов газотурбинной установки в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА), газотурбинных электростанций (ГТЭС). Из-за сложной конфигурации и, зачастую, больших габаритов газовоздушный тракт выполняется из отдельных частей различной формы (окружность, прямоугольник), при этом при сборке этих частей узлы соединения должны обеспечивать как герметизацию соединения, так и температурные перемещения (осевые и радиальные) соединяемых торцов.
Известен узел соединения (уравнительная муфта), позволяющий компенсировать температурные, другие перемещения и погрешности изготовляемых торцов выхлопных систем (воздуховодов) (см. проспект австрийской фирмы “КЕ BURG MANN”, выдержки из него прилагаются - 3 листа). Узел содержит два разнесенных силовых кольца, на которых закреплено эластичное полотно, способное в процессе компенсации перемещений принимать форму гофра. Узел прост в изготовлении, легко монтируется. Однако в условиях работы газоперекачивающих агрегатов, где в выхлопных трактах температура газа может достигать 500°С и более, практически непригоден, так как эластичное полотно, выполняемое преимущественно с применением резины, выдерживает температуру до 300°С. Из книги А.И.Апанасенко и др. “Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов в блочно-контейнерном исполнении”, Ленинград, “Недра”, 1991 г., стр.115, известно, что зазор по периметру частей газовоздушного тракта заполняют изоляционными матами (методом набивки) и закрывают защитными козырьками.
Недостатками этого технического решения являются:
- низкая степень герметизации соединения;
- не контролируется качество заполнения зазоров, что снижает надежность и долговечность работы герметизирующих элементов;
- изменение зазоров между соединяемыми частями в процессе эксплуатации агрегатов вызывает появление нерегламентируемых усилий на изоляционные маты, что также приводит к их преждевременному износу и снижает долговечность их работы;
- разрушение матов, в состав которых входит стеклоткань и минвата, снижает безопасность эксплуатации агрегатов.
Технической задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков.
Технический результат достигается тем, что в устройстве герметизации соединения частей газовоздушного тракта газотурбинной установки ГПА, ГТЭС, у которого одна часть по потоку охватывается другой частью с зазором, содержащем перекрывающие зазор герметизирующие элементы, герметизирующие элементы выполнены в виде сегментов, подвижно соединенных с помощью выполненных на их торцах пазов и выступов, пазы выполнены Г-образного профиля и вместе с выступами расположены на стороне, прилегающей к торцу охватывающей части газовоздушного тракта, при этом высота выступа сегмента более чем в 2 раза превышает величину зазора между охватываемой и охватывающей частями, суммарный зазор между торцами сегментов превышает величину разности периметров охватываемой части при минимальной и максимальной температурах эксплуатации, при этом сегменты подпружинены, например, пружинами к поверхностям герметизируемых частей и друг к другу в Г-образном пазе.
Устройство герметизации поясняется чертежами на фиг.1, 2, 3.
На фиг.1, 2, 3 показано устройство для герметизации соединения частей газовоздушного тракта газотурбинной установки, включающее:
- охватываемую часть 1 с поверхностью 2, подлежащей герметизации;
- охватывающую часть 3 с торцом 4 и герметизируемой поверхностью 5. К торцу 4 крепится корпус 6;
- сегменты 7, на торцах каждого из которых выполнен паз 8 с поверхностями 9, 10, 11 и выступ 12 с поверхностями 13, 14, 15. Сегменты 7 со стороны паза 8 и выступа 12 контактируют с поверхностью 5 торца 4 охватывающей части 3;
- пружины 16 и 17. Пружины 16 поджимают сегменты 7 к поверхности 2 охватываемой части 1 с обеспечением контакта между поверхностями 11, 15. Пружины 17 поджимают сегменты 7 к поверхности 5 торца 4 охватывающей части 3, поверхность 9 паза 8 к поверхности 13 выступа 12.
Сегменты 7, пружины 16, 17 располагаются внутри корпуса 6. Охватываемая часть 1 и охватывающая часть 3 устанавливаются с зазором Кном..
При работе агрегата происходит нагрев частей 1, 3, сегментов 7 от газового потока газотурбинной установки с температурой ~500°С и более и, как следствие, их температурное расширение в осевом и радиальном направлениях. Расширение охватываемой части 1 приводит к увеличению ее периметра, в результате чего сегменты 7 раздвигаются по поверхностям 9-13, 11-15, при этом увеличивается зазор между торцами 10-14, 18-19. Вибрация устройства, возникающая вследствие колебательного характера истечения газового потока из двигателя газотурбинной установки, способствует образованию подвижности сегментов 7 с увеличением зазора между поверхностями 10-14, 18-19 в одном месте и уменьшению в другом. Охлаждение же устройства приводит к уменьшению зазоров.
Исходя из вышеизложенного, в целях обеспечения герметичности устройства во всем температурном диапазоне эксплуатации газотурбинной установки, суммарный зазор между торцами 10-14, 18-19 (отдельно для каждого) должен превышать величину разности периметра охватываемой части 1 при минимальной и максимальной температурах эксплуатации.
Вследствие возможной несоосности между охватываемой частью 1 и охватывающей частью 3 зазор Кном. может находиться в пределах 0÷2 Кном., высота паза 8 и выступа 12 при этом должны превышать зазор Кном. более чем в 2 раза с учетом температурных расширений.
Использование устройства позволит:
- повысить надежность герметизации соединяемых частей газовоздушного тракта;
- увеличить срок эксплуатации устройства герметизации;
- сократить габариты и металлоемкость конструкции устройства;
- исключить применение пылящих стеклоасбестовых материалов;
- исключить нерегламентируемые усилия в узлах соединения герметизируемых частей;
- упростить монтаж устройства, так как он производится после установки частей газовоздушного тракта.
Класс F02C7/28 размещение уплотнений
Класс F16J15/02 между неподвижными относительно друг друга поверхностями