амортизатор
Классы МПК: | F16F11/00 Демпферы для гашения вибраций или амортизаторы, работающие как по принципу трения, так и с использованием демпфирующей жидкости или газа |
Автор(ы): | Гнеушева Е.М. (RU), Фоминова О.В. (RU), Чернышев В.И. (RU) |
Патентообладатель(и): | Орловский государственный технический университет (ОрелГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-07-22 публикация патента:
27.02.2005 |
Изобретение относится к устройствам виброзащитной техники. Сущность изобретения заключается в том, что амортизатор содержит две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство. Переключающее устройство выполнено в виде оси, установленной на первой направляющей, шестерни, обгонной муфты, внутренняя обойма которой закреплена на оси, а наружная - во внутреннем отверстии шестерни, и двух зубчатых реек, закрепленных на второй направляющей и предназначенных для поочередного зацепления с шестерней. Тормозное устройство состоит из двух камер - рабочей и дополнительной, соединенных каналом, консоли, закрепленной на первой направляющей, каркаса, соединенного посредством тросика с осью. Каркас выполнен в виде прямоугольной рамы с поддоном. Консоль выполнена в виде жесткой пластины. Верхний торец рабочей камеры закреплен на пластине, а нижний торец рабочей камеры закреплен на поддоне. Техническим результатом является повышение эффективности виброзащиты объекта. 5 ил.
Формула изобретения
Амортизатор, содержащий две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство, причем переключающее устройство выполнено в виде оси, установленной на первой направляющей, шестерни, обгонной муфты, внутренняя обойма которой закреплена на оси, а наружная - во внутреннем отверстии шестерни, и двух зубчатых реек, закрепленных на второй направляющей и предназначенных для поочередного зацепления с шестерней, отличающийся тем, что тормозное устройство состоит из двух камер - рабочей и дополнительной, соединенных каналом, консоли, закрепленной на первой направляющей, каркаса, соединенного посредством тросика с осью, причем каркас выполнен в виде прямоугольной рамы с поддоном, а консоль - в виде жесткой пластины, верхний торец рабочей камеры закреплен на пластине, а нижний торец рабочей камеры закреплен на поддоне.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемый амортизатор относится к устройствам виброзащитной техники и предназначен для установки совместно с упругими элементами подвески транспортного средства, в частности, может использоваться в сиденьях тракторов, дорожных и сельскохозяйственных машин для защиты человека-оператора от действия случайных колебаний.
Известен амортизатор [1], содержащий две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство.
Данная конструкция амортизатора не обеспечивает - релейный “включить-выключить” режим работы тормозного устройства, позволяющий формировать оптимальное прерывисто-ступенчатое компенсационное воздействие и, в частности, эффективно влиять на процесс виброзащиты объект после того, как скорость объекта начинает превышать скорость основания при их движении в одном направлении.
Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является амортизатор [2], содержащий две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство с фрикционной парой и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство, причем переключающее устройство выполнено в виде оси, установленной на первой направляющей, шестерни, обгонной муфты, внутренняя обойма которой закреплена на оси, а наружная - во внутреннем отверстии шестерни, и двух зубчатых реек, закрепленных на второй направляющей и предназначенных для поочередного зацепления с шестерней.
Из-за износа трущихся поверхностей и вероятностной “природы” сил сухого трения работа тормозного устройства с фрикционной парой нестабильна. Кроме того, при падающей характеристике силы сухого трения, формируемое компенсационное воздействие зависит от относительной скорости и поэтому не является оптимальной.
Все это ухудшает качественные показатели данного амортизатора как устройства виброзащитной техники.
Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении эффективности виброзащиты объекта за счет обеспечения независимости компенсационного воздействия от относительной скорости и стабильности работы тормозного устройства.
Для этого в амортизаторе, содержащем две направляющие, образующие пару скольжения, закрепленные на направляющих установочные элементы, предназначенные для связи с объектом и основанием, тормозное устройство и переключающее устройство, периодически включающее в работу и выключающее из работы тормозное устройство, причем переключающее устройство выполнено в виде оси, установленной на первой направляющей, шестерни, обгонной муфты, внутренняя обойма которой закреплена на оси, а наружная - во внутреннем отверстии шестерни, и двух зубчатых реек, закрепленных на второй направляющей и предназначенных для поочередного зацепления с шестерней, тормозное устройство состоит из двух камер - рабочей и дополнительной, соединенных каналом, консоли, закрепленной на первой направляющей, каркаса, соединенного посредством тросика с осью, причем каркас выполнен в виде прямоугольной рамы с поддоном, а консоль - в виде жесткой пластины, верхний торец рабочей камеры закреплен на пластине, а нижний торец рабочей камеры закреплен на поддоне.
На фиг.1 изображен общий вид амортизатора; на фиг.2 - поперечный разрез направляющих с переключающим устройством; на фиг.3 - вид тормозного устройства с боку; на фиг.4 приведена схема расположения амортизатора в положении статического равновесия совместно с упругими элементами виброзащитной системы; на фиг.5 показаны осциллограммы колебаний объекта и основания при кинематическом возмущении, а также график прерывисто-ступенчатого компенсационного воздействия.
Амортизатор содержит направляющие 1 и 2, переключающее устройство 3 и тормозное устройство 4.
Переключающее устройство 3 состоит из оси 5, установленной на направляющей 1, шестерни 6, обгонной муфты 7, внутренняя обойма 8 которой закреплена на оси 5 посредством шпоночного соединения, а наружная обойма 9 - во внутреннем отверстии шестерни 6 и двух зубчатых реек 10 и 11, которые закреплены в продольных пазах направляющей 2.
Тормозное устройство 4 состоит из рабочей камеры 12, выполненной в виде гофрированного цилиндра, и дополнительной камеры 13, которые соединены каналом 14, консоли 15, закрепленной на направляющей 1, и каркаса 16, соединенного посредством тросика 17 с осью 5. Причем каркас 16 выполнен в виде прямоугольной рамы с поддоном 18, на котором закреплен нижний торец рабочей камеры 12, а консоль 15 выполнена в виде жесткой пластины, на которой закреплен верхний торец рабочей камеры 12.
Амортизатор посредством установочных элементов 19 и 20 соединяется с объектом 21 и основанием 22 и работает совместно с упругими элементами 23 виброзащитной системы.
В рабочей и дополнительной камерах 12 и 13 находится сжатый до определенного давления воздух. Рабочая камера 12 воздействует на консоль 15 и поддон 18. В результате чего каркас 16 прижимается к консоли 15, создавая силу предварительного натяга.
В положении статического равновесия объекта 21 на упругих элементах 23 или при равенстве перемещений объекта 21 и основания 22 шестерня 6 не находится в зацеплении ни с зубчатой рейкой 8, ни с зубчатой рейкой 9. Вследствие этого, переключающее устройство 3 выключает из работы тормозное устройство 4. Периодически это происходит в точках a, b, с на графиках перемещений.
В начале промежутка а...b, от а до а*, объект 21 и основание 22 сближаются друг с другом и При этом шестерня 6 входит в зацепление с зубчатой рейкой 10 и вращается вместе с наружной обоймой 9 против часовой стрелки, что соответствует свободному ходу обгонной муфты 7. Поскольку вращение не передается внутренней обойме 8, то тормозное устройство 4 остается выключенным из работы и компенсационное воздействие равно нулю P(t)=0.
В конце промежутка а...b, от а* до b, объект 21 и основание 22 удаляются друг от друга - а x-y<0. При этом шестерня 6 и наружная обойма 9 начинают вращаться по часовой стрелке, что соответствует рабочему ходу обгонной муфты 7. Поскольку вращение передается внутренней обойме 8 и оси 5, то тормозное устройство 4 включено в работу. Тросик 17 наматывается на ось 5 и поднимает каркас 16. Рабочая камера 12 сжимается и создает компенсационное воздействие где Р0 - пороговое значение компенсационного воздействия, значение которой зависит от силы предварительного натяга, с - приведенная жесткость, u - деформация камеры 12. Данное компенсационное воздействие направлено “вниз” и уменьшает скорость объекта 21.
В начале промежутка b...с, от b до b*, объект 21 и основание 22 удаляются друг от друга и При этом шестерня 6 входит в зацепление с зубчатой рейкой 11 и вращается вместе с наружной обоймой 9 против часовой стрелки, что соответствует свободному ходу обгонной муфты 7. Поскольку вращение не передается внутренней обойме 8, то тормозное устройство 4 остается выключенным из работы и компенсационное воздействие равно нулю P(t)=0.
В конце промежутка b...с, от b* до c, объект 21 и основание 22 сближаются друг с другом - а x-y<0. При этом шестерня 6 и наружная обойма 9 начинают вращаться по часовой стрелке, что соответствует рабочему ходу обгонной муфты 7. Поскольку вращение передается внутренней обойме 8 и оси 5, то тормозное устройство 4 включено в работу. Тросик 17 наматывается на ось 5 и поднимает каркас 16. Рабочая камера 12 сжимается и создает компенсационное воздействие Данное компенсационное воздействие направлено “вверх” и уменьшает (по абсолютной величине) скорость объекта 21.
При дальнейшем движении объекта 21 и основания 22 амортизатор работает аналогично.
Описанная последовательность работы переключающего устройства 3 совместно с тормозным устройством 4 обеспечивает оптимальный релейный (включено - выключено) режим работы амортизатора. Выполнение тормозного устройства 4 в виде двух камер: рабочей - 12 и дополнительной - 13, которые соединены каналом 14, а также ограничения “деформации” рабочей камеры 12 посредством каркаса 16, позволяет обеспечить независимость компенсационного воздействия от относительной скорости. При этом тормозное устройство 4 работает стабильно, поскольку поддерживает прерывисто-ступенчатое изменение компенсационного воздействия, которое всегда направлено только против движения объекта 21 и уменьшает его скорость. Все это существенно повышает эффективность виброзащиты объекта 21.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР №228391, кл. F 16 F 11/00, Бюл. №31, 1968 - аналог.
2. Патент РФ №2065541, кл. F 16 F 15/02, Бюл. №23, 1996 - прототип.
Класс F16F11/00 Демпферы для гашения вибраций или амортизаторы, работающие как по принципу трения, так и с использованием демпфирующей жидкости или газа
фрикционный гаситель колебаний - патент 2529066 (27.09.2014) | |
простой несущий управляемый пневмоамортизатор - патент 2413104 (27.02.2011) | |
ударный амортизатор - патент 2363870 (10.08.2009) | |
гидроупор - патент 2339855 (27.11.2008) | |
устройство стабилизации лидара в плоскости горизонта - патент 2335673 (10.10.2008) | |
тросовый амортизатор (варианты) и способ его изготовления (варианты) - патент 2305809 (10.09.2007) | |
виброизолятор - патент 2301925 (27.06.2007) | |
виброизолятор - патент 2301924 (27.06.2007) | |
амортизатор кольцевой - патент 2259504 (27.08.2005) | |
гидромеханический демпфер - патент 2258848 (20.08.2005) |