хвостовой отсек управляемой ракеты
Классы МПК: | F42B15/04 управляемые по проводам, например для наведения ракет класса "земля-земля" |
Автор(ы): | Дудка В.Д. (RU), Кортунов И.М. (RU), Захаров Л.Г. (RU), Аристархов И.В. (RU), Пальцев М.В. (RU), Кузнецов В.В. (RU), Журавкин В.Н. (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-07-02 публикация патента:
27.02.2005 |
Изобретение относится к области управляемых ракет и может быть использовано в конструкциях противотанковых ракет, запускаемых из пусковых контейнеров с малыми начальными скоростями. Сущность изобретения заключается в том, что в хвостовом отсеке управляемой ракеты проводная линия связи выполнена в виде микрокабеля управления, намотанного на корпус стартового двигателя. Внутренний конец микрокабеля соединен с отсеком управления. На корпусе стартового двигателя установлен защитный экран, предохраняющий микрокабель управления от повреждения при воспламенении пиросостава трассера. Высота защитного экрана соизмерима с высотой намотки микрокабеля управления, а его площадь превосходит площадь горения трассера, образующуюся за время с момента старта до раскрытия стабилизаторов. Реализация изобретения позволяет повысить технологичность изготовления, прочностные, электроизоляционные и эксплуатационные характеристики ракеты, и упростить ее конструкцию. 2 ил.
Формула изобретения
Хвостовой отсек управляемой ракеты, содержащий стартовый двигатель, блок стабилизаторов, проводную линию связи (ПЛС), пиротехнический трассер, отличающийся тем, что ПЛС выполнена в виде микрокабеля управления, намотанного на корпус стартового двигателя, при этом внутренний конец микрокабеля соединен с отсеком управления, на корпусе стартового двигателя установлен защитный экран, предохраняющий микрокабель управления ПЛС от повреждения при воспламенении пиросостава трассера, причем высота защитного экрана соизмерима с высотой намотки микрокабеля управления ПЛС, а его площадь превосходит площадь горения трассера, образующуюся за время с момента старта до раскрытия стабилизаторов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области управляемых ракет и может быть использовано в конструкциях противотанковых ракет, запускаемых из пусковых контейнеров с малыми начальными скоростями.
Известен хвостовой отсек с катушкой ПЛС и блоком стабилизаторов управляемого реактивного снаряда 9М116 комплекса “Метис”, принятый за прототип [1].
Конструктивно прототип (фиг.1) состоит из каркаса (1), на который намотан двухжильный провод (2), колодки (3), закрепленной на каркасе двумя винтами (5) и служащей для соединения ПЛС с проводом (4), по которому подаются сигналы управления на блок рулевого привода. Наружный вывод проводной линии связи выполнен в виде троса (6), заканчивается контактной вилкой (7) и служит для механической и электрической связи ПЛС с транспортно-пусковым контейнером. Блок стабилизаторов (8) состоит из 3 консолей, установленных с помощью хомутов на корпусе двигателя, причем на одной из консоли в хомутике установлен пиротехнический трассер (9). Провод прототипа содержит проводники электрического тока в виде изолированных токопроводящих жил, проводники изолированы друг от друга и заключены в оболочку.
Современные условия применения противотанковых ракет потребовали создать такое техническое решение, которое бы позволило преодолеть:
- недостаточно высокое разрывное усилие, что не позволяет использовать большие скорости при разматывании таких кабелей;
- сложность технологического процесса изготовления кабелей такой конструкции;
- отсутствие возможности стрельбы от уреза воды на максимальную дальность;
- потерю работоспособности при воздействии предельных растягивающих нагрузок;
- динамический удар провода о внутренний радиус буртика у заднего конуса намотки при сматывании трех последних слоев провода;
- большое количество смежных деталей и высокие требования по их изготовлению и совмещению;
- отсутствие защиты намотки катушки ПЛС от повреждения при воспламенении пиросостава трассера.
Задачей данного изобретения является создание хвостового отсека управляемой ракеты, обладающего высокими прочностными, эксплуатационными, терморезистивными характеристиками, упрощенной конструкцией и повышенной технологичностью изготовления.
Поставленная задача достигается тем, что в хвостовом отсеке управляемой ракеты, содержащем стартовый двигатель, блок стабилизаторов, проводную линию связи (ПЛС), пиротехнический трассер, новым является то, что ПЛС выполнена в виде микрокабеля управления, намотанного на корпус стартового двигателя, при этом внутренний конец микрокабеля соединен с отсеком управления, на корпусе стартового двигателя установлен защитный экран, предохраняющий микрокабель управления ПЛС от повреждения при воспламенении пиросостава трассера, причем высота защитного экрана соизмерима с высотой намотки микрокабеля управления ПЛС, а его площадь превосходит площадь горения трассера, образующуюся за время с момента старта до раскрытия стабилизаторов.
На фиг.2 изображена конструкция предложенного технического решения хвостового отсека управляемой ракеты.
Микрокабель управления (11) намотан непосредственно на корпус стартового двигателя (10), к которому также крепятся консоли стабилизаторов (8). Данная конструкция позволяет увеличить механическую прочность камеры стартового двигателя, т.к. в момент максимальных на нее нагрузок (при старте) микрокабель управления является силовой конструкцией. Внутренний конец намотки микрокабеля управления выведен к розетке (12) для электрического соединения через жгут (13) с отсеком управления. Причем данное соединение является разъемным, что обеспечивает конструкции более высокую технологичность, ремонтопригодность, эффективность и надежность. Наружный конец намотки микрокабеля управления заканчивается тросом (6) и четырехконтактной вилкой (7). Вилка служит для соединения ПЛС с наземной аппаратурой управления и вставлена в соответствующее гнездо на транспортно-пусковом контейнере. Наличие защитного экрана (14) обеспечивает предохранение микрокабеля управления ПЛС от повреждения в момент воспламенения пиросостава трассера (9). Он не дает продуктам горения непосредственно воздействовать на микрокабель управления, причем высота защитного экрана соизмерима с высотой намотки микрокабеля управления ПЛС, а его площадь превосходит площадь горения трассера за время с момента старта до раскрытия консолей. Углы переднего и заднего конусов намотки катушки были подобраны эмпирическим способом для обеспечения равномерного и безотказного процесса сматывания микрокабеля управления ПЛС в процессе функционирования изделия и соответственно составляют 155 и 157°.
Консоли стабилизаторов находятся в транспортно-пусковом контейнере в сложенном виде. Пиротехнический трассер находится между камерой стартового двигателя и консолью, на которой он крепится. В момент старта ракеты форс газов от стартового заряда через газовод, выходящий к торцу трассера, воспламеняет пиротехнический состав. При этом защитный экран не позволяет продуктам горения воздействовать на микрокабель управления ПЛС хвостового отсека. После выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера начинается послойная смотка микрокабеля управления ПЛС, по которому сигналы управления подаются на ракету.
При изготовлении микрокабеля управления ПЛС можно использовать катанку медную, из которой получают токопроводящие жилы, служащие в нем проводниками. Розетка состоит из печатной платы с нанесенными на нее проводниками и конденсаторов, защищающих электропроводку стартового двигателя от электромагнитных полей, а также контактных выводов в пластмассовой оболочке. Защитный экран выполнен в виде металлической пластины и установлен на корпус стартового двигателя без зазоров.
Предложенная конструкция хвостового отсека управляемой ракеты позволяет:
- уменьшить количество деталей хвостового отсека управляемой ракеты, что позволяет увеличить технологичность его производства и снизить стоимость, увеличить усилие на разрыв в 1,5 раза, убрать буртик у заднего конуса намотки, что позволяет избежать динамического удара провода о внутренний радиус буртика при сматывании трех последних слоев микрокабеля управления;
- существенно увеличить надежность функционирования ПЛС в момент старта благодаря наличию защитного экрана;
- обеспечить сохранение максимального диаметра микрокабеля управления (при растяжении) в пределах 0,33 мм - 0,35 мм;
- разместить большее количество провода;
- исключить паяные соединения при соединении ПЛС с отсеком управления, что позволяет увеличить технологичность ее производства.
Применение данной конструкции хвостового отсека на управляемых ракетах противотанкового ракетного комплекса “Метис-М1” позволило:
- повысить надежность функционирования изделия при полете на максимальную дальность;
- увеличить скорость полета управляемой ракеты вследствие увеличения усилия на разрыв;
- обеспечить работу в условиях постоянного воздействия морской воды при температуре от минус 50°С до плюс 60°С;
- обеспечить возможность стрельбы над урезом воды на максимальную дальность;
- повысить эффективность поражения цели.
Источники информации
1. Управляемый реактивный снаряд 9М116. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. Военное издательство, 1980 г.
Класс F42B15/04 управляемые по проводам, например для наведения ракет класса "земля-земля"