способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета

Классы МПК:G01M1/22 с преобразованием колебаний, вызванных дисбалансом, в электрические величины
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Камов" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-10-29
публикация патента:

Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: измеряют амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, поперечного подобного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпиндикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, устанавливаемых поочередно на одном несущем винте при угловом положении способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета. Вычисляют дисбаланс. Пробные дисбалансы способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X и способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z устанавливают так же на другом несущем винте, измеряют дополнительно амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 относительно поперечной оси вертолета, а дисбалансы продольного одного SBX, другого SНX несущих винтов и поперечные одного SВZ , другого SНZ несущих винтов вычисляют по математическим выражениям. Технический результат: повышение достоверности испытаний. 3 ил.

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344

Формула изобретения

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, заключающийся в измерении амплитуд угловых колебаний фюзеляжа вертолета способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S х в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, поперечного пробного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S z в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпендикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, устанавливаемых поочередно на одном несущем винте при угловом положении способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета, вычислении дисбаланса, отличающийся тем, что пробные дисбалансы способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S x и способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S z устанавливают также на другом несущем винте, измеряют дополнительно амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 относительно поперечной оси вертолета, а дисбалансы продольного одного способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 другого способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 несущих винтов и поперечные одного способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 другого способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 несущих винтов вычисляют по математическим выражениям способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344

где способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 S; способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 S - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от дисбалансов винтов;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 X; способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 X - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X винта в первом положении;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 -X; способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 -X - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X винта во втором положении с диаметрально противоположным направлением;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 Z; способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 Z - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z винта в первом положении;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 -Z; способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 -Z - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z винта во втором положении с диаметрально противоположным направлением.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационной техники и касается определения дисбаланса несущих винтов вертолета.

Известен способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, заключающийся в измерении амплитуд угловых колебаний одного углового перемещения фюзеляжа вертолета и амплитуд линейных колебаний одного линейного перемещения фюзеляжа в центре масс вертолета от дисбаланса винтов и пробных дисбалансов одного винта, вычислении дисбалансов винтов (см. патент России №2194959; 2001 г. - прототип).

При таком способе определяются дисбалансы двух несущих винтов, расположенных только на различных расстояниях по высоте от центра масс вертолета (вертолеты соосной и продольной схем), а в математические выражения для определения дисбалансов винтов в качестве параметров входят эти расстояния, величины которых сами подлежат определению, что снижает достоверность результатов определения дисбалансов.

Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в определении дисбалансов несущих винтов вертолета при осуществлении технического результата - определении дисбалансов несущих винтов при различных и одинаковых расстояниях винтов по высоте от центра масс вертолета (вертолеты соосной, продольной и поперечной схем).

Существенными признаками заявляемого способа определения дисбаланса несущих винтов вертолета, общими с прототипом, являются: измерение амплитуд угловых колебаний фюзеляжа вертолета способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Х в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, поперечного пробного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпендикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, устанавливаемых поочередно на одном несущем винте при угловом положении способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета, вычисление дисбаланса.

Признаками, отличительными от прототипа, являются: пробные дисбалансы способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X и способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z устанавливают так же на другом несущем винте, измеряют дополнительно амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 относительно поперечной оси вертолета, а дисбалансы продольные одного SBX, другого SHX несущих винтов и поперечные одного SBZ , другого SНZ несущих винтов вычисляют по математическим выражениям

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 ,

где обозначено:

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 ,

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 S; способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 S - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от дисбалансов винтов (24);

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 X; способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 X - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X винта в первом положении (25);

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 -X; способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 -X - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X винта во втором положении с диаметрально противоположным направлением (26);

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 Z способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 Z - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z винта в первом положении (27);

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 -Z; способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 -Z - амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z винта во втором положении с диаметрально противоположным направлением (28).

Совокупность признаков заявляемого изобретения, отличная от прототипа, является необходимой и достаточной для обеспечения технического результата.

Технический результат - определение дисбалансов несущих винтов при различных и одинаковых расстояниях винтов по высоте от центра масс вертолета с применением математических выражений для определения дисбалансов, которые не используют в качестве параметра расстояния по высоте от несущих винтов до центра масс вертолета, реализуется при осуществлении совокупности существенных признаков заявляемого изобретения, причинно-следственная связь между которыми следует из результатов решения дифференциальных уравнений движения (29), представленных математическими выражениями (22), (23).

На Фиг.1 представлен вид сбоку на вертолет. Поперечное сечение вертолета при виде спереди показано на Фиг.2. Вид на вертолет сверху показан на Фиг.3.

На фюзеляже 1 вертолета с центром масс 2 закреплены один и другой несущие винты 3,4. Оси вращения винтов 5. На Фиг.1,2,3 показан соосный вертолет, поэтому оси одного и другого винтов совпали. У вертолета продольной схемы оси одного и другого винтов разнесены по длине фюзеляжа в продольном направлении и не совпадают. У вертолета поперечной схемы оси одного и другого винтов также не совпадают, поскольку разнесены в поперечном направлении. Для заявляемого способа определения дисбаланса несущих винтов, закрепленных на вертолете на любой высоте, их размещение на вертолете не имеет значения. Лопасть 6 с осью 7 невращающегося несущего винта расположена под углом способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 с продольной плоскостью симметрии 8 вертолета. На фигурах показана система координат OXYZ, связанная с вертолетом с началом в центре масс 2. Ось OY параллельна оси 5. Продольная ось 9 вертолета находится в продольной плоскости симметрии 8 вертолета и совпадает с осью ОХ; поперечная ось 10 вертолета совпадает с осью OZ. Оси чувствительности вибродатчиков 11,12,13 лежат в плоскости XOY, при этом ось чувствительности вибродатчика 12 проходит через центр масс 2. Оси чувствительности вибродатчиков 14,15 лежат в плоскости ZOY. Амплитуды перемещений фюзеляжа по вибродатчикам 11 и 13 обозначены соответственно y1 и y2 , а по вибродатчику 12 - y0. Амплитуды перемещений фюзеляжа 14 и 15 обозначены соответственно y3 и y 4. Угловые перемещения вертолета вокруг оси OZ обозначены способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 t, угловые перемещения вертолета вокруг оси ОХ - способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 t. Расстояния от центра масс 2 до одного и другого винтов 3,4 обозначены соответственно hв и hн . Расстояния от вибродатчиков 11 и 13 до центра масс 2 обозначены соответственно а1 и a2, а расстояние между вибродатчиками 11 и 13 - а. Расстояния от вибродатчиков 14 и 15 до центра масс 2 обозначены соответственно в3 и в4, а расстояние между вибродатчиками 14 и 15 - в.

Прямая 16 проходит через ось вращения винта 5, пенпендикулярна ей и расположена в продольной плоскости симметрии 8 вертолета. Прямая 17 проходит через ось вращения винта 5 и перпендикулярна плоскости симметрии 8 вертолета. Один продольный пробный дисбаланс несущего винта способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X устанавливают на прямой 16 в первом положении 18 (способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X) и во втором положении с диаметрально противоположным направлением 19 (-способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X). Другой поперечный пробный дисбаланс несущего винта способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z устанавливают на прямой 17 в первом положении 20 (способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z) и во втором положении с диаметрально противоположным направлением 21 (-способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z). При виде на вертолет спереди и сбоку прямые 16 и 17, положения пробных дисбалансов 18,19 и 20,21 показаны как на одном, так и на другом несущих винтах.

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета реализуется следующим образом. Измеряют амплитуды колебаний y0,S; y 1,S; y2,S; y3 ,S; y4,S фюзеляжа 1 вертолета на частоте способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 ращения несущих винтов 3 и 4 при дисбалансах: продольных одного SВХ, другого SHX винтов и поперечных одного SВZ, другого SHZ винтов по вибродатчикам 11,12,13,14 и 15 при полете вертолета в режиме висения. Затем, прервав полет вертолета, устанавливают одну из лопастей одного винта 3 в угловом положении способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344, закрепляют продольный пробный дисбаланс способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X на этом несущем винте в первом положении 18 и измеряют амплитуды колебаний y0,X; у1 ,X; y2,X; y3, X; y4,X фюзеляжа с частотой способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 на режиме висения. Прервав полет, устанавливают ту же лопать в угловое положение способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344, закрепляют продольный пробный дисбаланс -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X на этом несущем винте во втором положении 19 с диаметрально противоположным направлением и измеряют амплитуды колебаний у 0,-X; y1,-X; y 2,-X; y3,-X; y4 ,-X фюзеляжа с частотой способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 на режиме висения. Прерывают полет, устанавливают ту же лопасть в угловое положение способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344, закрепляют поперечный пробный дисбаланс способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z на этом несущем винте в первом положении 20 и измеряют амплитуды колебаний y0,Z; y1 ,Z; y2,Z; y3, Z; y4,Z фюзеляжа с частотой способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 на режиме висения. Прервав полет, при угловом положении способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 той же лопасти закрепляют поперечный пробный дисбаланс -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z на этом несущем винте во втором положении 21 с диаметрально противоположным направлением и измеряют амплитуды колебаний y 0,-Z; y1,-Z; y 2,-Z, y3,-Z, y4 ,-Z фюзеляжа с частотой способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 на режиме висения.

Прервав полет вертолета, устанавливают одну из лопастей другого винта 4 в угловом положении способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 и на этом винте производят установку пробных дисбалансов и измерение вибраций в полете в той же последовательности, что и на винте 3.

Вычисление собственно дисбаланса несущих винтов: продольных SВХ, SHХ и поперечных SВZ, SНZ осуществляется с помощью математических выражений (22), (23) и (30).

Возможность осуществления технического решения следует из описания последовательности его реализации и следует из решения дифференциальных уравнений угловых перемещений вертолета вокруг осей OZ и ОХ:

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 ,

где: Jспособ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 - момент инерции вертолета относительно оси OZ;

Jспособ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 - момент инерции вертолета относительно оси ОХ.

Перемещения вертолета являются гармоническими с частотой вращения несущих винтов способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344 и происходят от дисбалансов винтов SВХ;S НХ;SВZ;SH Z с амплитудами (24), от продольных пробных дисбалансов способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X и -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S X с амплитудами соответственно (25) и (26), от поперечных пробных дисбалансов способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z и -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344S Z с амплитудами соответственно (27) и (28). В результате решения уравнений (29) движения вертолета получаем математические выражения (22) и (23) для вычисления дисбалансов несущих винтов вертолета.

В свою очередь, амплитуды угловых колебаний вертолета связаны с амплитудами его линейных колебаний следующим образом:

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2247344

где: j=s; х; -х; z; -z.

В результате реализации заявляемого технического решения осуществляется определение дисбалансов несущих винтов и последующее их устранение - балансировка несущих винтов вертолета.

Класс G01M1/22 с преобразованием колебаний, вызванных дисбалансом, в электрические величины

станок для динамической балансировки изделий -  патент 2455624 (10.07.2012)
измеритель пространственных вибраций -  патент 2454644 (27.06.2012)
способ настройки балансировочного стенда для определения параметров массоинерционной асимметрии роторов -  патент 2453818 (20.06.2012)
способ определения модуля и угла биения вращающегося ротора газовой центрифуги -  патент 2450251 (10.05.2012)
устройство для динамической балансировки изделий -  патент 2425345 (27.07.2011)
способ определения биения вращающегося ротора газовой центрифуги -  патент 2422788 (27.06.2011)
автогенератор магнитоэлектрического преобразователя вибрационного гироскопа и способ балансировки автогенератора -  патент 2359401 (20.06.2009)
устройство для определения вектора дисбаланса вращающегося тела -  патент 2344393 (20.01.2009)
балансировочный станок для динамической балансировки роторов -  патент 2339926 (27.11.2008)
устройство для динамической балансировки роторов -  патент 2336509 (20.10.2008)
Наверх