якорь электрической машины
Классы МПК: | H02K17/04 однофазные H02K23/26 отличающиеся по выполнению обмотки якоря |
Автор(ы): | Чирке В.Э. (RU), Канискин Н.А. (RU) |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ" открытое акционерное общество (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-09-25 публикация патента:
27.02.2005 |
Изобретение относится к области электротехники, а именно, к конструкциям якорей вращающихся электрических машин. В якоре электрической машины, содержащем вал и обмотку, соединения которой выполнены изолированными шинами, установленными во втулке с кольцевой полостью, к изолированным шинам на стороне обмотки якоря припаяны перемычки, сформированные концами в радиальном направлении, навстречу которым в радиальном же направлении сформированы концы якорных катушек с возможностью пайки перемычек и якорных катушек в одной плоскости. Технический результат изобретения заключается в упрощении технологии изготовления обмоток якоря. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Якорь электрической машины, содержащий вал и обмотку, соединения которой выполнены изолированными шинами, установленными во втулке с кольцевой полостью, отличающийся тем, что к изолированным шинам на стороне обмотки якоря припаяны перемычки, сформированные концами в радиальном направлении, навстречу которым в радиальном же направлении сформированы концы якорных катушек с возможностью пайки перемычек и якорных катушек в одной плоскости.
2. Якорь электрической машины по п.1, отличающийся тем, что перемычки и концы якорных катушек выполнены с запасом по длине в виде петли.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции вращающихся якорей электрических машин.
Наиболее близким к предлагаемому, прототипом, является ротор асинхронного электродвигателя с фазным ротором, содержащий вал и обмотку, межгрупповые соединения которой выполнены изолированными шинами, размещенными во втулке с кольцевой полостью, установленной на валу (см. авторское свидетельство №881939, Н 02 К 3/28, 1981).
Недостатком вышеуказанной конструкции является необходимость проведения работ по подгонке выводов катушек, паек и изолировки паяных соединений в стесненных условиях, что при наличии большого числа параллельных ветвей, обусловленных большими величинами фазных токов, и ограничений по габаритам якоря, затрудняет возможность качественного и надежного их выполнения, делает продолжительным технологический цикл изготовления якоря.
Задачей изобретения является упрощение условий выполнения паек выводов катушек, их изолировки и сокращение технологического цикла изготовления якоря, а также повышение надежности выполнения якорных обмоток.
Технический результат достигается тем, что в якоре электрической машины, содержащем вал и обмотку, соединения которой выполнены изолированными шинами, установленными во втулке с кольцевой полостью, к изолированным шинам на стороне обмотки якоря припаяны перемычки, сформированные концами в радиальном направлении, навстречу которым в радиальном же направлении сформированы концы якорных катушек с возможностью пайки перемычек и якорных катушек в одной плоскости.
Перемычки и концы якорных катушек выполнены с запасом по длине в виде петли.
На фиг.1 изображен якорь со стороны выводов, продольный разрез. На фиг.2 изображена схема обмотки якоря.
Фазные шины 1 и нулевая шина 2 вложены в полую стальную втулку 3. К шинам в соответствии со схемой фиг.2 припаяны перемычки 4, располагаемые напротив мест расположения выводов 5 катушек якорной обмотки 6. К фазным шинам со стороны, противоположной якорной обмотке, припаяны вывода обмотки 7. На места паек выводов катушек надеваются изоляционные колпачки 8. Кольцевой прокладкой 9, накладываемой поверх кольца 3, создается кольцевая полость 10. На полость 10 поверх прокладки 9 и втулки 3 наносится бандаж 11.
Шины 1, 2 с припаянными перемычками 4, изолированные друг от друга и от втулки 3, пропитываются эпоксидным компаундом и запекаются до насадки втулки 3 на вал. Пайка выводов катушек 5 и перемычек 4 шин кольца 3, межкатушечных соединений упрощена за счет заранее сформированных выводов катушек и перемычек, располагаемых в одной, поперечной к оси вращения якоря, плоскости и направленных радиально в сторону большего диаметра. Таким образом, достигается однотипность и доступность для пайки всех соединений на конечном этапе выполнения якорной обмотки. Осевое расстояние между местом паек и лобовыми вылетами катушек якорной обмотки 6, с одной стороны, и кольцом 3, с другой, определяется выбираемым способом пайки (клещами для пайки, газовой горелкой). Выводы катушек и перемычки выполнены с запасом по длине в виде петли, что обеспечивает уменьшение перегревов изоляции катушек обмотки 6 и шин 1, 2 при пайке и проведение, при необходимости, ремонтных работ. Заполнение полости 10 эпоксидным компаундом при вертикальном положении якоря с последующей его запечкой обеспечивает изолировку паяных соединений. Бандаж 11 удерживает полость 10 при вращении якоря. Конструкция якоря позволяет проведение испытаний изоляции катушек и шин до и после выполнения паек, а также перед заполнением полости 10 компаундом.
Технический результат данного изобретения состоит в том, что упрощаются условия выполнения паек выводов катушек, их изолировка, сокращается технологический цикл изготовления якоря, а также повышается надежность выполнения якорных обмоток.
Выполнение перемычек и концов якорных катушек с запасом по длине в виде петли позволяет уменьшить перегрев изоляции катушек и шин при пайке, а также проведение, при необходимости, ремонтных работ с якорной обмоткой.
Класс H02K23/26 отличающиеся по выполнению обмотки якоря